Новости
Тесные связи между чиновниками и банкирами не приводят ни к чему хорошему, доказывает история и напоминают экономисты Федерального резервного банка Нью-Йорка. О том, что бывает, когда банкиры становятся министрами, можно узнать на примере крупнейшего долгового кризиса в истории Франции
 
В 1720 году Франция столкнулась с невиданной инфляцией. Цены на продукты выросли до такой степени, что в стране начался голод. Виноват в этом был один человек - шотландец Джон Ло.О том, как во Франции разгорелся один из ужаснейших в истории страны кризисов вспомнили экономисты Федерального резервного банка Нью-Йорка Дэвид Скайа и Джеймс Наррон. Афера, о которой они рассказывают, вошла в историю под названием "пузырь Миссисипи".
 
Шаг первый: открыть банк
 
XVIII век был богат на проходимцев всех мастей, которые умудрялись втираться в доверие к европейским правителям. Одним из таких аферистов был преступник, миллионер и азартный игрок Джон Ло. В Лондоне Ло был осужден за убийство. С помощью друзей он бежал на континент, где смог заработать состояния на азартных играх.
 
В голову Ло пришла прогрессивная для своего времени идея - использовать бумажные деньги и кредиты для финансирования торговли, которая благодаря открытию новых земель переживала небывалый бум.Впервые Ло представил эту концепцию в 1705 году правительству Шотландии, но оно ей не заинтересовалось. Лояльную к своей идеи аудиторию Ло нашел только спустя десятилетие. В 1716 году он предложил герцогу Орлеанскому - брату французского корола - за свой счет создать государственный банк, который будет выпускать бумажные деньги. Созданный Ло Banque Generale стал шестым в мире финансовым учреждением, проводившим подобные операции.
 
 
 
Шаг второй: создать торговую компанию
 
Как и Джон Блант, директор разорившей британскую знать Компании Южных морей, Ло считал, что торговая компания может использовать монопольные права на торговлю в одной из французских колоний получения от правительства займов под низкие проценты. Как и Блант, в 1719 году Ло создал Торговую Компанию Миссисипи, которая имела эксклюзивные права на торговлю с крупнейшей колонией королевства в Новом свете - Луизианой. В отличие от английского аналога Компания Миссисипи действительно занималась бизнесом, а не служила ширмой для выпуска акций.
 
 
 
Шаг третий: выпустить акции
 
В 1719 году французское правительство позволило Ло выпустить 50 тысяч акций Компании Миссисипи стоимостью 500 ливров каждая с ежемесячными выплатами в 25 ливров. Цена акции быстро выросла до тысячи ливров. Основываясь на этом успехе, Ло предложил погасить государственный долг в 1,5 млрд ливров путем выпуска дополнительных 300 тысяч акций своей компании.Предприниматель приобрел у короны право собирать налоги на общую сумму в 52 млн ливров. После этого он упростил налоговую систему, заменив несколько отдельных налогов на один. Упрощение налогообложения привлекло иностранных инвесторов, которые хлынули в Париж за акциями Компании Миссисипи.
 
Шаг четвертый: попасть в правительство
 
К середине 1719 года компания продала более 600 тысяч акций, ее номинальная стоимость составляла 300 млн ливров. В то лето цена акций взлетела с 1000 до 5000 ливров за штуку и продолжала расти, к концу года достигнув головокружительной отметки в 15 тысяч ливров за акцию. В январе 1720 Ло был назначен Генеральным финансовым контролером - министром финансов.
 
Шаг пятый: воспользоваться служебным положением
 
Дальше ситуация развивалась по сценарию тюльпановой лихорадки в Голландии. В начале 1720 года некоторые вкладчики Banque Generale начали обмениваться акции Компании Миссисипи на золотые монеты. В ответ Ло принял указ, ограничивающий использование монет.Примерно в то же время, чтобы поддержать цену акций компании, Ло согласился выкупить ее акции с премией к рыночной цене и, к своему удивлению, получил больше заявок, чем рассчитывал. Банкиру было необходимо напечатать много денег и он отказался от обеспечения банкнот золотом. Это решение предсказуемо привело к гиперинфляции. Быстрее всего цены росли на продукты питания. Ситуация осложнилась из-за начала эпидемии чумы, торговля с остальной Европой была ограничена, и Франция осталась без продовольствия. В стране начался голод.К маю Ло был вынужден снизить цену акций и отменить ограничения на оборот монет. Люди массово бросились обменивать банкноты на монеты. Banque Generale был закрыт на 10 дней, после открытия на размер сделок были установлены ограничения. Очереди становились все длиннее, цена акций Компании Миссисипи падала, а цены на продовольствие, наоборот, продолжали расти. К концу 1720 года Ло был освобожден от должности Генерального контролера и бежал из Франции в Венецию, где умер в бедности девять лет спустя.
 
Источник: Финмаркет

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 20.03: 3 702 руб.
Поддержали проект: 11 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также