Новости

Ровно 70 лет назад - 28 ноября 1943 года - состоялось событие, определившее не только ход Второй мировой войны, но и послевоенное переустройство мира

Главы ведущих держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании - съехались в Тегеран.

Удивительное совпадение - именно в этот день, спустя семидесятилетие, в Вильнюсе открывается саммит «Восточное партнерство», на котором также намечено вершить судьбы мира и перекраивать геополитические границы. Ряд бывших республик СССР, включая Украину, собираются вывести из орбиты влияния России и привязать к Евросоюзу.

Что на самом деле происходило в Тегеране и какие параллели можно провести с саммитом в Вильнюсе, размышляет доктор исторических наук Олег НАЗАРОВ.

ЦЕНА «УВЕРТОК»

Главной темой Тегеранской конференции стало открытие второго фронта в Европе. Президент США Франклин Делано Рузвельт и британский премьер Уинстон Черчилль прибыли в столицу Ирана с пониманием, что дальнейшее затягивание этого вопроса уже не в их интересах. Убедительно звучавший в 1941 году совет предшественника Рузвельта - Герберта Гувера, что Америке «не надо спешить с вступлением в войну, выгоднее подождать ее окончания, когда другие нации будут достаточно истощены, чтобы уступить мощи США», к концу 1943-го кардинально устарел.

«Коррективы» внесла Красная Армия. Победив в Сталинградской и Курской битвах, она уже громила врага на территории Украины. Именно победы Красной Армии, говорил героически сражавшийся в ее рядах философ Александр Зиновьев, стали главной причиной открытия второго фронта. Боязнь получить «покрасневшую» Европу, «музыку» в которой будет заказывать Кремль, избавила англосаксов от затянувшейся «меланхолии».

По пути в Тегеран на борту линкора «Айова» Рузвельт просматривал документы. Его впечатлил вывод доклада оперуправления штаба армии США: «Пришло время, когда нерешительность и увертки нельзя больше терпеть.

Говоря простым английским, этап болтовни окончен - нужно «либо тащить рыбу, либо резать приманку».

«Увертки» американцев и британцев растянулись на долгие годы, когда наши деды сражались и гибли на фронте. В 1943 году они в одиночку гнали на запад фашистских гадов и их итальянских, венгерских, румынских и прибалтийских прихлебателей. Что бы сегодня ни говорили, главной причиной огромных потерь нашего народа в войне было то, что сражаться ему пришлось едва ли не со всей «цивилизованной Европой», маршировавшей под нацистскими знаменами. Надо чаще напоминать европейцам об этой «славной» странице их истории и о преступлениях, совершенных ими на оккупированных землях СССР.

БЕЗ МОСКВЫ НЕ РЕШИТЬ

Путь Рузвельта в Тегеран пролег через Каир. Там он сделал «привал» на переговоры с Черчиллем и китайским лидером Чан Кайши. Быстро выяснилось, что если обсуждать войну против Японии было еще можно, то любая попытка рассмотреть без СССР проблемы войны с Третьим рейхом и наметить будущее послевоенной Европы приводила в тупик. Переговорщики пришли к неприятному выводу: СССР мог выиграть войну в Европе и в одиночку. А вот англо-американский тандем - нет!

В Тегеране Сталин сразу поднял вопрос и о сроках открытия второго фронта, и о том, кто будет его главнокомандующим. Услышав, что тот еще даже не назначен, Сталин выразил союзникам неудовольствие. В итоге операцию запланировали на май 1944-го, готовить которую стал генерал Дуайт Эйзенхауэр. Сталин согласился начать «наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт» и обещал объявить войну Японии через 3 месяца после капитуляции Германии. В отличие от союзников свои обещания Сталин выполнил в срок.

СССР НЕ ДАЛ РАЗБИТЬ ГЕРМАНИЮ НА 5 ЧАСТЕЙ

В Тегеране «большая тройка» обсудила послевоенное мироустройство: создание будущей ООН, передачу Советскому Союзу Кенигсберга (Калининграда) и Клайпеды.

Решали и будущее Германии. Рузвельт считал правильным расчленить ее на 5 небольших государств: Пруссию, Ганновер, Саксонию, Баварию и Гессен, а Саарскую и Рурскую области, Киль и Гамбург передать под международный контроль. Черчилль предложил создать еще и Дунайскую федерацию, влив в нее южногерманские области. Но Сталин эти идеи не поддержал.

ГРАНИЦЫ ПОЛЬШИ ДВИГАЛИ НА СПИЧКАХ

Были намечены и будущие границы Польши. Всю войну прохлаждавшееся в Лондоне польское эмигрантское правительство требовало воссоздания Речи Посполитой в границах до начала Второй мировой. Земли Западной Украины и Западной Беларуси паны считали своими. Мнение украинского и белорусского народов их интересовало примерно так же, как сегодня Евросоюз - позиция большинства украинцев по вопросу «евроинтеграции» Украины...

Историк Олег Назаров советует чаще напоминать европейцам об их «подвигах» во время Второй мировой войны. Фото: Иван ПРОХОРОВ

Сталин предложил передвинуть границы Польши на запад. Рузвельт согласился, а Черчилль развил эту идею... на трех спичках, которыми обозначил СССР, Польшу и Германию. Каждую из них премьер отодвинул на запад, сказав, что «этот план - самый лучший из всех», на который поляки могут рассчитывать.

ОБМАНЩИК ЧЕРЧИЛЛЬ

От взаимопонимания лидеров сверхдержав зависело многое. Тем более что оснований не доверять Черчиллю у Сталина было с избытком. Заявив 22 июня 1941 года о своей поддержке советского народа, Черчилль был главным тормозом открытия второго фронта. Побывавшему летом 1942-го в Лондоне и Вашингтоне наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову второй фронт был обещан до конца года. Но едва посланец Сталина отбыл в Москву, как Черчилль убедил Рузвельта принять противоположное решение. Именно тогда советский народ очень нуждался в помощи союзников. Начало Сталинградской битвы оказалось крайне неудачным. А открытие второго фронта могло бы спасти сотни тысяч, если не миллионы жизней советских людей.

О РОЛИ ЛЯГУШЕК

Была реальная угроза, что германские спецслужбы попытаются в Тегеране физически ликвидировать «большую тройку». И Сталин предложил Рузвельту поселиться в советском посольстве. Рузвельт согласился.
Главы СССР и США быстро обрели взаимопонимание. Были у них и неформальные встречи. Советская переводчица Зоя Зарубина вспоминала, что однажды утром Сталин неожиданно навестил гостя: «Сталин говорит: я могу к нему пройти? Я зашла к Рузвельту, спросила - пожалуйста! Сталин обратился к Рузвельту: как вы себя чувствуете, как вы спали? Президент США отвечал: мне здесь все нравится, но с утра в пруду квакали лягушки - я никак не мог заснуть».
Свидетелем встреч Сталина и Рузвельта был и начальник 6-го Управления НКГБ СССР генерал-майор Николай Власик: «Сталин вообще очень тепло относился к Рузвельту. Однажды во время обеда в советском посольстве Рузвельт похвалил советское шампанское. Сталин поручил мне тут же отправить Рузвельту ящик шампанского».

УРОК ТЕГЕРАНА ДЛЯ ВИЛЬНЮСА

В 1943-м в Каире и Тегеране Рузвельту и Черчиллю хватило мудрости, чтобы принять очевидное: будущее мира надо обсуждать с Москвой на равноправной основе. Только тогда можно надеяться на оптимальные решения.
По масштабу личности современные европейские политики несопоставимы с гигантами «большой тройки». Тем не менее на саммите Евросоюза, который открывается сегодня в Вильнюсе, лидерам европейских государств предстоит сделать схожий вывод. Ведь их попытка вкрадчивой «приватизации» Украины, Молдавии и других республик бывшего СССР, игнорируя мнение Москвы, уже с треском проваливается.
Что и неудивительно, если учесть доказанный историей факт: вопрос о будущем Украины без участия ее сестры России решить нельзя в принципе...

Источник: КП

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также