Все больше людей стремятся переключиться на здоровое питание. Но всегда ли человек может быть уверен, что продукция действительно здоровая и полезная? И каким продуктам питания можно доверять больше всего? На эти и другие вопросы "Российской газете" ответил руководитель Роскачества Максим Протасов.
Максим Александрович, какие продукты у нас можно назвать полезными? Что покупать, не опасаясь съесть химию и закусить антибиотиками?
Максим Протасов: У нас есть шанс стать одним из мировых лидеров по экспорту растительного масла, которое у нас выпускается действительно очень высокого качества - это абсолютный "натурпродукт". Та же ситуация и в ряде молочной продукции.
Сложно назвать майонез полезным продуктом, но благодаря контролю российская индустрия постепенно переходит к производству майонеза без консервантов
Если говорить об антибиотиках - то, например, в том же курином мясе мы отклонения от действующих норм увидели в менее чем 10 процентах. Несколько больше видели в мёде - в 21 проценте исследованных образцов. Сейчас мы работаем над стандартами, сводящими к минимуму содержание антибиотиков в продуктах.
Есть продукты или товары, в которых мы стараемся максимально снижать количество неполезных составляющих. Сложно назвать майонез полезным продуктом, тем не менее благодаря работе Роскачества сейчас большая часть индустрии постепенно перешла к производству майонеза без консервантов.
На какие маркетинговые уловки идут производители, чтобы привлечь покупателей?
Максим Протасов: Роскачество представляет Россию в основных международных объединениях - и европейских, и глобальных организациях качества. Мы постоянно общаемся с нашими коллегами и смотрим, как быстро придумывают что-то маркетологи во всех странах. А для нас важно, чтобы упаковка и этикетки товаров всегда говорили правду.
Например, наши коллеги за рубежом, во Франции, Британии, борются сейчас с мимикрией индустриальных продуктов под домашние. Производители пишут "домашняя выпечка", "домашний хлеб", "домашнее молочное изделие". Вот "домашнее" - это то, что должно быть регламентировано, потому что это, в общем-то, ложный посыл потребителю, особенно если этот "домашний" продукт выпускается миллионами штук.
Второе - фермерская тематика. К примеру, Роскачество выявило, что ряд молочных "фермерских" продуктов полностью состоят из растительных жиров, из пальмового масла. Потребители спрашивали: на каких фермах пальмы растут? Такими "фишками" грешат и иностранные производители.
А что про пользу? Есть же целые торговые сети натуральных полезных продуктов, и они пользуются большим спросом.
Максим Протасов: На самом деле если мы возьмем так называемый полезный продукт из сетевого магазина и органическую продукцию, все-таки увидим разницу.
С одной стороны, нет у нас с вами пока четко определенных критериев "полезности". Полезный с точки зрения содержания витаминов и полезных микроэлементов или это просто продукт, который изготовлен без консервантов? Но от последнего вряд ли будет много пользы, если, например, это молочный продукт с антибиотиками, но без растительных жиров.
И что с этим делать?
Максим Протасов: В сегодняшних реалиях один из оптимальных вариантов - это развитие органического производства.
Аналогичным путем идут все ведущие европейские страны. И если мы говорим о полезных продуктах, то это как раз тот сегмент, где они гарантированно производятся.
Опять же, пока мы не определились с понятийным вокабуляром. "Полезный", "правильный", "здоровый", - это все относительные значения. То есть маркетинговая политика и маркировка на упаковке - не равно пользе. А вот что называть органической продукцией и каким требованиям она должна соответствовать, мы сегодня знаем точно.
С недавних пор все прописано законодательно и вполне логично, что следующим шагом стало создание в стране национального центра органической сертификации. Его формирование происходит на базе Роскачества.
В северных регионах применяют мало пестицидов и минеральных удобрений. Там больше готовности к переходу на органическое производство
Вы уже начали работу? Когда нам ждать первых сертифицированных вами полезных продуктов?
Максим Протасов: Мы действительно начали работу буквально пару месяцев назад. На полную мощность планируем выйти до конца этого года.
Как раз с 1 января 2020 г. в силу вступает Закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Наша ближайшая цель - выйти на уровень аналогичных органов сертификации международного уровня. По опыту коллег в других странах, где развита "органика", в среднем 10-15 процентов производителей сельхозпродукции сертифицируют ее как органическую. В России сегодня, как ни парадоксально может показаться, мы видим наибольший потенциал развития производства органической продукции в северных регионах.
А почему не на юге?
Максим Протасов: Дело в том, что в северных регионах применяют мало пестицидов и минеральных удобрений. Там нет в этом такой большой необходимости, как на юге, например, где случаются "нашествия" вредителей и болезней гораздо чаще. И они просто вынуждены использовать различные химические вещества для повышения урожайности.
В северных регионах подобные проблемы стоят не так остро. Именно поэтому там больше фундаментальной готовности к переходу на органическое производство. Кроме того, индустриальное сельское хозяйство развито в этих субъектах меньше, чем в южных регионах. Поэтому наиболее успешные проекты по органической сертификации мы пока наблюдаем именно в северных регионах. Например, большой потенциал мы видим сейчас в Костромской, Ярославской, Томской, Вологодской областях и других субъектах. Если мы говорим о продукции, то это, прежде всего, молочное и мясное животноводство, птицеводство, заготовка кормов.
Но для маркировки продукции органикой мало заявить, что в ней нет никакой химии. Это должно быть проверено и подтверждено. Этим мы, в том числе, и будем заниматься как орган сертификации.
Что еще планируется делать, чтобы наша еда стала более здоровой?
Максим Протасов: Сейчас в России и мире появляется спрос на здоровое питание. Более того, в стратегии повышения качества пищевых продуктов 2030 есть специально посвященные этому разделы.
Выделяют четыре основных условия, чтобы подходы здорового питания внедрялись в нашу культуру потребления. Первое - потребители должны быть осведомлены, что такое здоровое питание и на что нужно обращать внимание при приобретении товара. Второе - это мотивация производителя. Третье - технологическая готовность индустрии. И четвертое - качество и объективность методик испытаний.
Ведь маркетинговый термин "здоровый продукт" мы встречаем и в мировой практике часто. Но чтобы мы точно могли быть уверены, что товар именно такой и действительно полезен, мы должны это измерить качественными методиками.
Немаловажное значение имеет создание опережающих стандартов. Опережающая стандартизация во всем мире - это инструмент направления рынка будущего. На сегодня Роскачеством создано 110 опережающих стандартов качества, треть из них уже апробирована и легла в основу национальных стандартов.
В этих стандартах мы закрепляем новые требования к продуктам, их составу, удобству упаковки. Например, в стандарте на птицу мы требуем, чтобы количество жира в готовом продукте было сокращено, а количество белка - увеличено.
А для хлеба мы вводим дополнительные требования: чтобы не было броматов, ускорителей созревания, которые считаются недопустимыми в большинстве развитых стран. Для соков мы вводим требование, чтобы не было искусственных добавок. Кстати, в 95 процентах отечественных соков и морсов, которые мы исследовали, совсем не было добавок, консервантов.
Источник: rg.ru