В России в 2016 году аптечные сети продали лекарственных средств на сумму 611 млрд рублей, что на 8,8% больше показателей 2015 года. Такие данные каналу RT предоставила компания DSM Group, специализирующаяся на анализе фармацевтического рынка. В организации отметили, что впервые с начала кризиса аптечные продажи лекарственных препаратов стабилизировались. Аналитики связывают повышение спроса на лекарства с улучшением экономической ситуации в стране и высокой заболеваемостью ОРВИ этой зимой. О посткризисной ситуации в российском аптечном бизнесе — в материале RT.
За 2016 год через аптечную сеть в России было реализовано 4,1 млрд упаковок лекарств на сумму 611 млрд. рублей, что на 8,8% выше, чем в 2015 году. Такие данные в распоряжение RT предоставила компания DSM Group, специализирующаяся на розничном аудите российского фармацевтического рынка.
В компании отмечают, что этот тренд можно считать переломным — в течение последних трёх лет фармацевтический рынок страны только сокращался.
Падение продаж началось в 2013 году, когда россияне купили в аптеках 4,4 млрд упаковок лекарств, в 2014-м было продано ещё меньше — 4,2 млрд. На следующий год продажи составили всего 3,9 млрд. упаковок.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк рассказал RT, что рост фармрынка свидетельствует о стабилизации экономической ситуации в стране: граждане чувствуют, что пик кризиса позади, поэтому не боятся тратиться на лекарства. В 2014 и 2015 годах они приобретали только самое необходимое.
«Ситуация не ухудшается, это воспринимается как положительный сигнал, — отметил Шуляк. — В 2015 году присутствовала неуверенность людей в завтрашнем дне. Россияне думали, что дальше может быть ещё хуже. Сейчас же ситуация стабилизировалась. Это даёт основание людям тратить на себя больше денег, нежели раньше».
При этом Шуляк отметил, что пока рано говорить о том, что население начало инвестировать значительные средства в своё здоровье — на увеличение спроса на лекарства повлияла высокая заболеваемость ОРВИ в IV квартале 2016 года.
Однако о росте потребления фармакологической продукции, связанной с диетической и велнес-тематикой, речь пока не идёт, подчёркивает аналитик. Этот тренд был характерен для наших соотечественников пять лет назад, когда они потребляли средства для улучшения здоровья, например витамины, почти так же активно, как и препараты от простуды.
В тройке лидеров
Как правило, в тройку рекордсменов по продажам попадают препараты для лечения сердечных недугов, пищеварительного тракта, против простуды и насморка. 2016 год не стал исключением.
При этом, выбирая лекарства, россияне по-прежнему предпочитают дженерики — недорогие препараты, являющиеся фармакологической копией известного медикамента.
«Потребление оригинальных препаратов составляет всего около 15% от всего оборота рынка в рублях. Всё остальное — дженерики», — пояснил Шуляк.
Также он отметил, что в 2016 году россияне предпочитали покупать большие упаковки лекарств.
Тенденцию роста продаж больших упаковок отметил и директор по развитию компании RNC Pharma, эксперт фармацевтического рынка Николай Беспалов. По его мнению, таким образом ещё проявляются последствия кризиса — это происходит из желания сэкономить.
«В целях экономии россияне выбирали упаковки, содержащие большее количество разовых доз. Например, вместо упаковки, содержащей 20 таблеток, граждане предпочитали ту, которая содержит 100 таблеток,» — рассказал в беседе с RT Беспалов.
Мы живём в посткризисной реальности. Наблюдается стабилизация экономики, доходы населения демонстрируют тенденцию к росту.
По мнению Беспалова, объём продаж лекарственных препаратов в России в 2017 году также продемонстрирует рост, но не более чем на 2-3%.
Тенденция на предотвращение
С популяризацией здорового образа жизни, а никак не с экономикой связывает повышение спроса на аптечную продукцию председатель Совета общества защиты пациентов Андрей Хромов:
Народ пьёт те или иные лекарства, чтобы не заболеть, а не чтобы лечиться. Люди начинают понимать, что самое дорогое, что у них есть — здоровье. На него начинают тратить больше средств, нежели на приобретение предметов роскоши. Народ начал понимать, что если ты болен, то никакие квартиры и машины не помогут.
Источник: rt.com