В идее безналогового Дальнего Востока больше экономической логики, чем в альтернативном «проекте» оставить всё, как есть.
Предложение президентского полпреда Виктора Ишаева освободить инвесторов от всех платежей в местные и федеральный бюджеты основано, прежде всего, на знании региона. Дальний Восток не станет «внутренним офшором» или «чёрной дырой», сколько бы ни предсказывали такую опасность эксперты, – просто потому, что он уже является и тем, и другим. Теневой бюджет Приморья, по некоторым оценкам, превышает официальный в разы. На Камчатке, в Магаданской области, Хабаровском крае серый сектор, вероятно, скромнее, но, как минимум, соизмерим с учтённым региональным продуктом. При объявлении налоговых каникул капиталы из параллельной экономики, подчиняющиеся тем же законам, что и честно заработанные, т.е. предпочитающие диверсификацию рисков, частично легализуются, и «офшора» станет меньше, а никак не наоборот.
Опасения, будто крупный бизнес начнёт «прописывать» на Дальнем Востоке центры прибыли и заниматься здесь «оптимизацией», так же беспочвенны. Полпред президента говорит о вновь создаваемых реальных производствах – только они смогут рассчитывать на налоговые освобождения. Чтобы отличить оптимизацию от необходимой региону коммерциализации, в стране существуют специально обученные люди.
Приток инвестиций, привлечённых налоговыми каникулами, предполагает, но не гарантирует приезда специалистов в достаточном количестве и нужных квалификациях. Ишаев предлагает решать проблему высокими зарплатами, но не за счёт только работодателя, которому при кадровом голоде – Дальнему Востоку сегодня не хватает, по разным выкладкам, от пятисот тысяч до миллиона трудоспособного населения – конечно, придётся раскошеливаться. Государство могло бы помочь бизнесу быть щедрым, уполовинив налог на доходы физических лиц в регионе, полагает полпред. Оно своё возьмёт через НДС. Высокие зарплаты располагают к большему потреблению, таким образом, стимулируется торговля, сфера обслуживания, индустрия развлечений. А на макроуровне – ускоренно растёт региональный продукт, что и является целью налоговой реформы по Ишаеву: устранить социально-экономические диспропорции между Дальним Востоком и остальной Россией.
Государство задало региону направление развития масштабными инфраструктурными проектами – это космодром в Амурской области, железная дорога Якутск – Магадан, Дальневосточный университет и т.п. Бизнес поддержит освоение территории постольку, поскольку найдёт дело выгодным. Но сделать процесс развития необратимым, т.е. создать на Дальнем Востоке полноценную систему самообеспечения, могут только живые деньги, потраченные человеком здесь, на себя.
Ишаев считает, что процесс можно запустить только так – налоговыми свободами для инвесторов и населения. Конечно, это, прежде всего, личное мнение, но подход – государственный. Его можно ставить под сомнение, только другой экономической модели развития Дальнего Востока пока не предложено.
Источник: file-rf.ru