Новость о ратификации Протокола о вступлении России в ВТО на этой неделе заслонила собой другую важнейшую тему – приватизацию. Между тем во вторник состоялось первое заседание президентской комиссии по ТЭК, обозначивший направление движения этого процесса. Заявления, прозвучавшие в ее ходе, получили самую противоречивую оценку. Мы же попытаемся взглянуть на нее трезво и разберем основные версии «истинных причин» приватизации.
Версия 1: Путин продает страну
Вопрос новой волны приватизации по своей остроте едва ли уступает вопросу присоединения России к ВТО, а значит и почва для спекуляций здесь не менее обширна. Например, по версии некоторых блогеров – это всё звенья одной цепи. Согласно ей, Путин затеял новую приватизацию и вступил в ВТО, чтобы всё продать по дешёвке на Запад. Однако при внимательном рассмотрении такая версия не выдерживает критики. Хотя бы потому, что процесс приватизации в России сталкивается с чудовищным сопротивлением, центром которого является сам В.Путин.
В частности, на прошедшем заседании комиссии по ТЭК был поднят вопрос по приватизации ОАО «РусГидро» (крупнейший российский энергетический холдинг). Путин отметил, что на данный момент капитализация компании не позволяет провести её продажу.
«Нельзя сегодня просто то, что завтра будет стоить 40 миллиардов, продать из расчета 7,5 миллиарда», – заявил Путин.
Эта реплика, по сути, является продолжением другого его недавнего заявления:
«Что касается компаний ТЭКа, то они представляют особую ценность для государства. В современных условиях можно с полной ответственностью утверждать, что они недооценены, и нам бы очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом тут же перепроданы за серьезные деньги».
Таким образом, мы видим продолжение курса на «приватизацию завтра», который победил медведевский курс на «приватизацию немедленно». При этом «приватизация завтра» может бесконечно долго переноситься на «послезавтра», тем более, что рынок дает к этому прекрасные основания.
С другой стороны возникает вопрос, а почему Путин и вовсе не отменит всю эту приватизацию? На этот счет есть версия номер два.
Версия 2: война элит
Согласно этой версии, во власти происходит борьба двух лагерей – «государственников» и «рыночников». Первые представлены бывшим вице-премьером И.Сечиным, вторые нынешним А.Дворковичем. Первые ориентированы на сохранение стратегических отраслей в руках государства, а вторые на их разгосударствление.
Прекрасное описание этому явлению дает свежая публикация в «The Financial Times»:
«Враждующие фракции российского правительства сошлись во вторник в открытом бою по вопросу перспектив приватизации в России. Молодой, получивший образование в США Аркадий Дворкович выступал в этом противоборстве против ключевого путинского союзника и бывшего сотрудника спецслужб Игоря Сечина».
Далее издание высказывает убежденность в том, что «получивший образование в США» в этом бою нанес поражение «бывшему сотруднику спецслужб» в духе американского боевика с хорошим финалом. Объясним, в чём суть дела.
Как вы помните, для исключения потери госконтроля над стратегическими активами была (мы считаем, что Путиным и Сечиным) задумана комбинация. Ее суть в том, что госхолдинг «Роснефтегаз» получил право участвовать в скупке выставленных на продажу госактивов наравне с частными игроками. Это вызвало оторопь у уже приготовившихся к приватизации по образцу 90-ых скупщиков. По факту получается, что государство решило покупать активы у себя же, но при этом формально сохраняя внешние приличия. Вот вам приватизация, вот равные условия участия, чего же вы хотели еще? Впрочем, на заседании Путин признал некоторую корявость такой схемы, но о её отмене или пересмотре речь не велась:
«Конечно, в прямом смысле этого слова участие «Роснефтегаза» в приобретении пакетов акций госкомпаний, наверное, приватизацией назвать нельзя... Это не значит, что участием «Роснефтегаза» в приватизации мы должны ограничиваться. Конечно, нет».
Таким образом Путин отреагировал на вал критики со стороны западных СМИ в применении «нечестной» схемы приватизации через «Роснефтегаз». Он подтвердил, что наряду с госхолдингом участвовать в приватизации смогут и другие компании, в том числе иностранные. Кто больше предложит, тот станет собственником.
Чтобы другая компания не предложила больше, запущена еще одна схема. «Роснефти», крупнейших акционером которой является «Роснефтегаз» предложено увеличить размер дивидендов до 25%. Эти деньги, как вы догадались, пойдут «Роснефтегазу», который по всей видимости использует их в приватизации. Стоит добавить и то, что на протяжении последних лет «Роснефтегаз» аккумулировал у себя доходы, которые, вероятно, тоже предназначены для этих же целей. В частности, теперь «Роснефтегаз» замахнулся на покупку «РусГидро», ранее ФСК и холдинга МРСК, а так же ряда других государственных нефтекомпаний.
Победой Дворковича над Сечиным иностранные СМИ назвали его реплику о том, что «в приватизации «РусГидро» может участвовать не только «Роснефтегаз», но и «ВЭБ» (на что Сечин ответил тем, что «ВЭБ» сам нуждается в капитализации, но газета этого не напечатала) и то, что он заявил: 90% доходов «Роснефтегаза» будут уходить в бюджет (что ставит под удар планы участия «Роснефтегаза» в приватизации).
Однако, реагируя на последнее заявление, эксперты лишь отмахнулись: «Дворкович много чего говорит и обещает».
Тем не менее версия о «войне элит» вроде бы находит своё подтверждение. Однако предположу, что она несколько романтизирована. Так, по моему личному мнению, команда Дворковича руководствуется в своих действиях не столько «поручением Западных агентов», сколько вопросами личного политического выживания. Ведь правительство стоит перед непростой задачей – выдержать бюджет в условиях растущих социальных расходов, падающих цен на нефть и приближающегося кризиса. Естественно, что для «получивших образование в США» распродажа госактивов – хороший, годный выход из ситуации.
Путин же в этой истории ставит молодое и образованное правительство в весьма затруднительное положение. С одной стороны он требует от них выполнения амбициозных задач (оборонка, социалка, инфраструктура и т.д.), а с другой стороны лишает самого простого способа эти задачи выполнить (распродать все к чертовой матери).
Но ведь никто не обещал молодому правительству легкой прогулки, верно?
Источник: odnako.org