ИЛЬЯ ПРОТАСОВ
Госкомпания «Роснефтегаз», владеющая крупнейшей нефтяной компанией России «Роснефтью», близка к консолидации активов отечественного энергетического комплекса. В ближайшее время ожидается вхождение «Роснефтегаза» в капитал ОАО «РусГидро», а также объединение на базе нефтегазового холдинга двух ОАО, «ФСК ЕЭС» и «МРСК», – с созданием единой сетевой компании. В случае успеха «Роснефтегаз» будет контролировать помимо изрядной доли нефтяного сектора 16% генерирующих мощностей России и до 95% распределительных сетей страны.
Энергетическая компания «РусГидро», принадлежащая на 60% государству, владеет большинством гидроэлектростанций страны, включая Саяно-Шушенскую, Бурейскую, Зейскую ГЭС и девять станций Волжско-Камского каскада. Общая мощность производимой ею энергии превышает 35 ГВт. Полностью государственные «ФСК ЕЭС» (владеет высоковольтными сетями страны) и «МРСК» (распоряжается распределительными компаниями) – это грандиозное сетевое хозяйство, транспортирующее электроэнергию до потребителя.
Всё вместе это части наследства, доставшегося от Единой энергосистемы России, ликвидированной в результате реформы Анатолия Чубайса. Та реформа завершилась полным провалом. Ее суть состояла в искусственном расчленении генерирующих, распределительных и сбытовых мощностей общего народнохозяйственного комплекса с единственной целью – приватизировать ту его часть, что приносит прибыль, и возложить на плечи бюджета всю убыточную часть. Теперь, похоже, единая энергосистема страны вновь возрождается к жизни.
Идеологи чубайсовской реформы обещали, что она приведёт к конкуренции между отдельными компаниями, тарифы станут снижаться, а новые генерирующие мощности будут строиться исключительно на деньги частных компаний и привлечённых инвесторов. Реальность, как известно, оказалась совершенно иной. Никакой конкуренции в отрасли не наблюдается, тарифы неуклонно растут, а новые ГЭС, если и строятся, то на деньги налогоплательщиков. Что еще хуже, ликвидация единой системы привела к сбоям в работе ее отдельных частей, ставших вдруг «независимыми», и никак не способствовала снижению аварийности на станциях и в сетях. Зато топ-менеджеры РАО ЕЭС превратились в миллиардеров.
К сожалению, до сих пор из некоторых правительственных кабинетов доносятся голоса идейных продолжателей дела Чубайса. Сторонники скорейшей приватизации госсобственности, словно их ничему не научила предыдущая неудача, настаивают на «окончательном решении энергетического вопроса» в России путем немедленной распродажи прибыльных активов, ещё остающихся на руках государства. При этом адепты разгосударствления руководствуются скорее логикой «покупателя товара», нежели продавца: они пытаются выставить на неподготовленный рынок разрозненные энергетические компании, которые по одиночке стоят гораздо дешевле, нежели в своём консолидированном потенциале.
Так или иначе, ретивость приватизаторов сегодня ограничена стенами их кабинетов: реальные процессы в отечественной энергетике, контролируемой недавно образованной президентской комиссией по ТЭКу, направлены в сторону слияния отраслевых активов и укрепления в них роли государства. К этим целям ведут указы президента Владимира Путина, включая утверждение «Роснефтегаза» в статусе ведущего инвестора для энергокомпаний на срок до 2015 года. Ту же политику проводит и ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу президент «Роснефти» Игорь Сечин. Именно Сечин является, по мнению аналитиков, инициатором и «мотором» консолидации активов в ТЭКе на базе государственного «Роснефтегаза», а также главным противником радикальной приватизации топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, в действиях путинской команды мы сегодня наблюдаем последовательное исправление ошибок либерал-монетаристских реформаторов «ельцинского разлива», дорого обошедшихся стране.
Источник: file-rf.ru