Аналитика

ЛАРИСА СИНЕНКО

Сделать Россию лучшей страной для жизни, работы и бизнеса – такую амбициозную цель обозначила в своей «Стратегии 25*25» общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Суть предложенного правительству плана «Новая индустриализация» – переход к конкурентной модели развития экономики «снизу». Каким образом? Рассказывает председатель «Деловой России» Борис ТИТОВ.

– Борис Юрьевич, в чём суть «Новой индустриализации»?

– Этот план предусматривает массовое создание в стране новых и модернизацию старых производств, а для этого кардинальное улучшение инвестиционного климата в России.

– Что станет двигателем прогресса?

– Бизнес. Только он способен создать большое количество современных рабочих мест в сжатые сроки.

– Это за сколько лет?

– По нашим расчётам, вполне реально создать 25 миллионов новых высококачественных рабочих мест до 2025 года.

– Почему Вы делаете упор на создании рабочих мест и даже называете их «основным драйвером экономического роста»?

– Это не изобретение «Деловой России». Именно создание новых рабочих мест – главный KPI (Key Performance Indicator, ключевой показатель эффективности. – Л.С.) экономической политики большинства развитых стран. Почему именно этот показатель? Потому что он конкретен, измерим во времени и пространстве. Потому, что создание новых рабочих мест приносит пользу людям (заработная плата), государству (налоги) и бизнесу (прибыль).

– Первая, советская индустриализация была ориентирована на тяжёлое машиностроение и нужды военно-промышленного комплекса. А новая в каких отраслях будет проводиться?

– Новые высокопроизводительные рабочие места предлагается создать преимущественно в секторах, ориентирующихся на высокий внутренний спрос (импортозамещение), в производствах по глубокой переработке российского сырья и ресурсоёмких предприятиях, нацеленных в основном на экспорт, в традиционных российских сферах высоких технологий: энерго-, атомном и других видах машиностроения, в имеющих огромный потенциал развития сельском хозяйстве и жилищном строительстве, в «новой экономике» – постиндустриальных отраслях и частных компаниях, которые должны занять свои места в медицине, образовании, социальных услугах, за счёт дальнейшей либерализации малого бизнеса.

– Уже есть конкретные площадки, на которых начнётся «Новая индустриализация»?

– Мы решили выбрать из возможных 200 вариантов 10–15 модельных, наиболее эффективных проектов федерального уровня. Их реализация даст необходимый толчок к развитию соответствующих секторов в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере, а также смежных отраслях. Локомотивами новой индустриализации, на наш взгляд, должны стать кластеры: авиационный «Ульяновск-Авиа» на базе особой экономической зоны «Ульяновск-Восточный»; микроэлектроники и приборостроения (Свердловская область); инновационных композитных материалов для транспортной инфраструктуры (Тверская область); фармацевтический (Ярославская область); текстильно-промышленный (Ивановская область); сельхозмашиностроения (Ростовская область); туристический («Золотое кольцо России»), «Винодельческая провинция Северного Кавказа» и ещё порядка двадцати площадок в различных регионах России.

В дальнейшем, в ходе реализации этих пилотных проектов, будут выявлены узкие места и общесистемные проблемы. И уже на основе полученного опыта станет возможной выработка детальной программы изменений экономики в целом.

Мы пришли к выводу, что государственная поддержка должна исключать прямое финансирование кластеров. Это тот случай, когда бюджетные инвестиции могут не только не помочь, но даже помешать развитию проекта. Финансирование следует строить исключительно на рыночных принципах с опорой на реальный спрос на продукцию и её конкурентоспособность. Со стороны государства ожидаются такие меры поддержки, как создание инфраструктуры, оказание госуслуг в льготном режиме, предоставление скидок по тарифам естественных монополий, налоговые и тарифные каникулы.

– Какие решения необходимы для благоприятного инвестиционного климата в России?

– Они на поверхности. Налоговый манёвр – перенос тяжести налогообложения с процесса производства товаров и услуг на потребление. Доступность инфраструктуры и земли для открытия новых производств. Реальная борьба с коррупцией. Снижение административных барьеров.

– Вы на протяжении нескольких лет системно выступаете за снижение фискальной нагрузки на мелкий и средний бизнес, вплоть до налоговых каникул. Но есть же разумная грань, до которой нужно понижать налоги?

– На наш взгляд, этот уровень должен быть сопоставим с налогообложением наших партнёров по Единому таможенному пространству, иначе Россия проиграет конкурентную борьбу за привлечение инвестиций. В идеале было бы снизить налоги до уровня Казахстана: НДС – 12%, налог на прибыль – 15%, ЕСН – 21%, подоходный – 10%.

– Как сегодня происходит становление и развитие бизнеса в стране?

– Новые бизнесы появляются регулярно. Беда в том, что это очень сложно. И не все готовы пройти довольно тяжёлый путь.

Источник: file-rf.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 12.05: 7 522 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также