Сергей Гриняев
Последние месяцы основным генератором новостей в области политики и экономики остается Европа. Стремительное нарастание проблем в экономике ряда стран Еврозоны тянут за собой проблемы политические.
На этом фоне некоторым диссонансом выглядел демарш, связанный с игнорированием США российских предложений по ПРО, и сохранение антироссийского курса на развертывание европейского сегмента этой системы. Такой шаг по эскалации ситуации в военно-стратегической сфере в условиях жесткого экономического кризиса всего Евросоюза первоначально может показаться странным, однако чуть более широкий анализ помогает выявить несколько глубинных причин происходящего.
Прежде всего, анализ показывает, что сегодня США крайне озабочены происходящими сдвигами в области военной политики и геостратегии – кризис ЕС в ближайшем будущем может вылиться и в кризис НАТО, так как европейские партнеры США все менее способны выполнять свои обязательства в рамках Альянса. Однако, это еще не самое страшное для Вашингтона. Куда более серьезная проблема сегодня, по мнению Пентагона, исходит для НАТО от России. Причем не в традиционной сфере военно-стратегического противоборства для борьбы, в которой, собственно, и создавался блок НАТО, а в нетрадиционной для военных области экономического противоборства. Свидетельством этого, в частности, являются результаты исследования "Природный газ как инструмент государственной политики России", опубликованные в октябре нынешнего года Институтом стратегических исследований Военного колледжа Армии США.
По мнению авторов исследования, сегодня медленное возрождение России, несмотря на сохраняющийся незначительный потенциал ее вооруженных сил, играет все более значимую угрозу для глобального доминирования США. Сегодня, аналитики Пентагона вынуждены констатировать, что Россия в XXI веке уже несколько не та Россия, какой она была в конце века XX. Тогда после серии разрушительных "демократических" преобразований страна была записана ими в разряд "failed state" и на ближайшие десятилетия не представляла для США и НАТО потенциальной угрозы. Однако прошедшие десятилетия существенно изменили ситуацию и вынуждают сегодня оценивать ее совершенно по-другому.
Прежде всего – изменился геостратегический контекст. За последние годы стало особенно очевидным, что эра нефти близится к завершению. Констатация этого факта и принятие его в качестве одной из аксиом в сценарном планировании аналитиков Пентагона, заставляет их кардинально пересматривать прогнозы развития обстановки в мире в ближайшие десятилетия.
Сегодняшняя система миропорядка устроена таким образом, что "кровь цивилизации" - нефть, контролируется военной и экономической мощью США. От этапа разведки и добычи, до переработки и формирования рынков сбыта готовой продукции – весь цикл сегодня контролируется американскими компаниями. Сегодня именно американские биржи определяют, какой будет цена на нефть завтра. Сегодня американские банки формируют основные финансовые показатели по расчетным контрактам на фондовых рынках. Сегодня американская военная машина контролирует более 60% нефтеносных районов Земли.
С момента завоевания победы нефти над углем в годы Первой мировой войны вся дальнейшая геополитика XX века строилась вокруг основных нефтеносных районов. К примеру, Гитлер считал необходимым условием успешной кампании против СССР удержание контроля над румынскими нефтяными районами, как и успех Красной Армии во многом зависел от сохранения в своих руках грозненских и бакинских нефтеразработок. Кризис в отношениях с арабским миром в 70-х годах прошлого века поставил США на грань глубокого экономического кризиса. Крах СССР во многом связан с жесткой политикой США и арабских шейхов, приведшей к резкому снижению стоимости нефти в конце 80-х годов XX века.
В общем и целом, современная индустриальная цивилизация - это "нефтяной мир". И вся система миропорядка после Второй мировой войны выстраивалась таким образом, чтобы обеспечить контроль и прямой доступ к большей части мировых запасов нефти. США оказались в этой гонке победителями – именно им удалось выстроить стройную и четкую систему контроля над рынком нефти: от вопросов его юридического обеспечения до инфраструктуры самого рынка и обеспечение силового давления на "непокорных".
Но ситуация изменилась в первые годы XXI века – именно тогда было отчетливо осознано, что извлекаемые запасы нефти на исходе, а альтернативные источники энергии (такие как биотопливо, ветроэнергия и др.) еще не могут быть использованы в промышленных масштабах.
В складывающейся ситуации неизбежно первое место в топливной иерархии занимал природный газ. Именно этот углеводород является наиболее пригодным заменителем для заканчивающейся нефти. По существующим оценкам, газ обладает целым рядом преимуществ, которые способствуют росту его потребления. Расширение использование относительно дешевого газа позволяет получать более высокие показатели экономического развития. Он является самым экологически чистым источником энергии. Его запасы намного превосходят запасы нефти и позволят обеспечить потребности современной цивилизации (при сохранении темпов потребления), как минимум еще в течение 250 лет.
Однако изменение роли природного газа, выход его на лидирующие позиции в мире, по версии аналитиков Пентагона, неминуемо повлечет за собой и передел всей системы мироустройства. Это уже не будет "мир нефти", в котором США заняли главенствующие позиции, а это будет "мир газа", в котором у США позиции очень и очень слабые.
Специфика и кардинальные отличия рынка нефти и рынка газа не позволяют говорить о том, что накопленный для обеспечения господства в "мире нефти" военно-политический потенциал можно использовать и для достижения господства в "мире газа". Во-первых, газ распределен по миру более равномерно, чем нефть. Это требует гораздо больших сил и средств для контроля крупных месторождений. Газ сегодня поставляется на рынок, главным образом, по трубопроводам и роль газа в экономике стран, его потребляющих, очень велика. Это привязывает страны-потребители к странам-поставщикам гораздо сильнее, чем это происходит для потребителей нефти. Да и сама инфраструктура и правила рынка газа последние десятилетия складывалась без участия США. Именно России принадлежит пальма первенства в этом вопросе. Именно российский Газпром сегодня является законодателем моды в вопросе организации рынка газа.
Стремление США как-то повлиять на происходящее вылились в интенсификацию исследований в областях, смежных с добычей и поставкой природного газа. С подачи США сегодня активно развиваются такие отрасли, как поставки сжиженного природного газа (СПГ) и добыча сланцевого газа. Однако, по оценкам экспертов Пентагона, ни одна из этих технологий сегодня не может соперничать с технологией добычи природного газа: для СПГ требуется весьма дорогостоящая инфраструктура сжижения и последующей газификации, а добыча сланцевого газа крайне опасна для окружающей среды.
Все вышеизложенное приводит аналитиков из Института стратегических исследований к выводу о неизбежном росте влияния России в ближайшие десятилетия.
Уже сегодня, существующая система двусторонних газовых контрактов разрушает единство не только Европы, но и НАТО. Большинство членов блока сегодня являются потребителями российского газа, а, с учетом перспектив отказа от использования ядерной энергии, эта зависимость будет только увеличиваться.
Так, по оценкам экспертов, если не предпринять активных и действенных мер, то уже к 2019 году от российского газа будут зависеть 91% его поставок в страны центральной и восточной Европы. Это даст возможность России не просто определять ценовую политику на рынке газа, но позволит ей использовать этот инструмент как эффективный рычаг политического давления. Невозможность диверсифицировать поставки газа, сделает большинство стран Европы заложниками ситуации, когда станет невозможным говорить о достижении консенсуса в вопросах военной стратегии и использования НАТО. Россия, не обладая мощным военным потенциалом, только лишь экономическими мерами уже сегодня способна разрушить НАТО как единый механизм, реализующий современную геостратегию.
С момента запуска "Северного потока" ситуация значительно ухудшилась, а альтернативные пути доставки, в частности NABUCCO, так и не стали более реальными.
Сегодня у администрации США остается не так много времени, чтобы попытаться если не изменить, то хотя бы стабилизировать ситуацию с сохранением своих интересов.
Возвращение к власти в Кремле В.Путина, который стоял у истоков новой российской геополитики, существенно осложнит ситуацию. Именно по этому, Вашингтон сегодня так торопиться. Мы наблюдаем активизацию антироссийских движений в Центральной Азии, направленных, прежде всего, на срыв договоренностей Москвы с Туркменистаном, а также осложнении поставок среднеазиатского газа по российской трубопроводной системе на рынок Европы. Дело против Ю.Тимошенко на Украине также имеет "газовый дух" - публичный судебный процесс над одним из бывших руководителей государства, подписывавший газовые контракты с Россией, должен стать уроком для всех, кто в будущем решит укрепить газовые связи с Россией.
Что касается геостратегического уровня, то здесь Вашингтон крайне обеспокоен выстраиванием треугольника Россия-Иран-Китай. Сложившись, такая система объединит двух крупнейших поставщиков природного газа и вторую по мощи армию мира, что сделает ситуацию еще более опасной для США.
Подводя итог вышеизложенному, с опорой на определенные в исследовании американских военных аналитиков тезисы, можно предпринять небольшой экскурс в недалекое будущее и спрогнозировать основную динамику мировой политики.
Прежде всего, США будут настаивать на недопущении сохранения системы заключения двусторонних газовых соглашений для стран Европы с Москвой. По мнению США, Европа сегодня должна выступить единой в вопросе взаимоотношений по газовым делам с Россией. Однако этого будет трудно добиться, так как в условиях экономического кризиса европейские страны будут рады пойти на соглашение с Россией только бы получить необходимый для экономики газ по цене чуть ниже рынка.
США будут настаивать на продолжении активного использования на европейском рынке сланцевого газа и расширении инфраструктуры СПГ, что также натолкнется на проблемы экономические, а еще и экологические.
США будут продолжать свои попытки активизировать деятельность НАТО путем форсирования таких проектов как ПРО. При этом Штатам будет необходимо привязывать участие европейских стран в этих проектах к существенной экономической помощи. Однако это будут всего лишь временные мер – развивающиеся экономики с каждым разом будут требовать все больше энергоресурсов для своего развития, а США сегодня не готовы взять на себя экономические проблемы части стран Еврозоны, пусть и союзников по НАТО.
США будут продолжать наращивать свои усилия в направлении недопущения нормализации отношений России и Ирана. Объединение на газовом рынке этих стран сегодня станет фактической кончиной НАТО – так как большинство стран-членов блока сегодня жестко привязаны к поставкам российского газа.
Что касается России, то для ее политического руководства наступают сложные времена. Политическое давление будет расти год от года. Вводимая в строй инфраструктура трубопроводов станет объектом пристального внимания конкурентов – это не исключает возможности диверсионно-террористических действий в отношении инфраструктуры газовых проектов "Северный поток" и "Южный поток". Нарастание угрозы повлечет необходимость пересмотра ряда положений стратегии национальной безопасности. Вместе с более глобальными изменениями – смены "века нефти" на "век газа" - от России потребуется невероятная стойкость, взвешенность в принятии решений и выборе союзников, стремление удержать те позиции, которые во многом благодаря судьбе сегодня находятся в наших руках.
Источник: csef.ru