Одна из заявленных целей БРИКС — создание альтернативы доллару как средству платежа в международной торговле. При этом речь, по-видимому, не идёт о создании новой валюты, а скорее о вытеснении доллара из нефтяных контрактов, «ресурса, который продолжает доминировать над мировой торговлей», — указывает колумнист New York Post. Она также указывает, что это будет иметь последствия как для внешней политики США, так и для экономики.
На последнем саммите БРИКС было принято решение расширить этот экономический блок. Колумнист New York Post расценивает приём новых стран-членов в альянс как «важный шаг к наращиванию общей валютной мускулатуры», который позволит «уменьшить многолетнее доминирование доллара и положить конец его использованию в качестве средства предпочтительной оплаты» за нефть, «ресурс, который продолжает доминировать над мировой торговлей».
«Дедолларизация мировой экономики может иметь опасные последствия для Соединённых Штатов», предупреждает колонка американской газеты. Именно на статусе доллара как «ключевой мировой резервной валюты» основывается доминирование США. Именно из-за положения доллара среди других валют именно «мировое сообщество вынуждено адаптироваться к экономическим решениям, принимаемым в Вашингтоне, а не наоборот».
Отказ от доллара в мировой торговле будет иметь несколько последствий для США. Во-первых, такой шаг лишит Вашингтон средства для наказания несогласных стран, например, России или Ирана, что позволит им «стать невосприимчивыми к санкциям в ответ на плохое геополитическое поведение».
Во-вторых, это скажется и на экономике США. Автор New York Post предупреждает, что дедолларизация мировой торговли снизит покупательную способность валюты США и подорвёт уверенность в её стабильности. Что, в свою очередь, спровоцирует инфляционные ожидания и рост ставки центрального банка, «делающие заимствование для финансирования нашего огромного дефицита федерального бюджета гораздо более трудным».
Всё это стало возможным благодаря влиянию БРИКС на нефтяном рынке, которое раньше «никогда не было таким большим». Колонка в New York Post указывает на «избирательный подход, который использовал альянс для расширения», так как «конкретные критерии приёма явно ориентированы на энергетику». Так, в альянс были приняты Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ, но не «такие крупные экономики, как Турция и Индонезия».
Теперь БРИКС+ объединяет шесть крупных производителей нефти: Саудовскую Аравию, Россию, Иран, ОАЭ, Китай и Бразилию. К этому стоит добавить и двух крупнейших импортёров нефти – Индию и Китай, на которые приходится 40% мирового потребления сырой нефти.
Поскольку блок объединяет покупателей и продавцов нефти, всё больше сделок заключаются в национальных валютах, что сказывается на доле долларовых сделок по нефти. В качестве примеров автор указывает на энергетические сделки между Россией и КНР и между Индией и Россией, где платёжной валютой является китайский юань.
С другой стороны, блок выступает теперь и регулятором объёма поставляемой на мировой рынок нефти. «Саудовская Аравия, возможно, новичок в БРИКС, но она уже вступила в сговор с Россией с целью сокращения добычи нефти, в результате чего в этом месяце нефть достигла 10-месячного максимума», — указывает колумнист New York Post. Международное энергетическое агентство предупреждает в связи с этим о возможном росте инфляции в США и значительном дефиците поставок.
«Конечно, экономика не является основной движущей силой принятия решений иностранными автократами», — считает автор колонки. В новом расширенном БРИКС есть страны, которые или уже попали под американские санкции, например, Россия и Иран, или страны, которым угрожают масштабные американские санкции, – Китай, Саудовская Аравия.
Колумнист New York Post считает угрозу ослабления доллара «в качестве инструмента для наказания плохих парней, таких как Путин», серьёзной. Доллар как оружие позволял США «применять санкции вместо военной интервенции против авторитарных режимов». Но случай России показал, что этот инструмент слабеет. В том числе потому, что «Китай и Индия не осудили Россию… и поддерживают поток доходов Москвы от энергетики, помогая финансировать военную машину Путина, подчёркивая силу сотрудничества БРИКС».
Учитывая, что БРИКС по своим экономическим показателям сравним с G7, и важность нефтяной торговли для мировой экономики, у блока есть все шансы лишить доллар монополии в международной торговле.
«Устав от использования Вашингтоном доллара в качестве геополитического, а не экономического инструмента, страны БРИКС, наконец, разработали собственную стратегию ведения экономической войны», — констатирует колумнист New York Post, и «теперь они могут в любой момент обратить это против нас».
Источник: inotv