Многолетний простой предприятий на территориях, которые в октябре прошлого года вошли в состав России, привел к снижению основных экономических показателей этих регионов, но к 2026 году процесс интеграции промышленности данных субъектов будет завершен, считает вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. В интервью ТАСС он рассказал о том, какие меры поддержки доступны сегодня и сколько предприятий уже удалось перезапустить за прошедший период. Кроме того, вице-премьер сообщил о разработке нового российского широкофюзеляжного самолета и модификаций лайнера МС-21, почему планируется сокращать перечень параллельного импорта и повышать таможенные пошлины, а также о сделках по передаче активов иностранных автопроизводителей в РФ и росте производства для нужд специальной военной операции (СВО).
— Денис Валентинович, сейчас идет активное восстановление промышленных предприятий новых регионов. Как продвигается этот процесс?
— Могу сказать, что мы уже сформировали картину промышленности новых регионов, провели инвентаризацию и выверили тот потенциал, который можно в дальнейшем развивать.
Сегодня мы уже внедряем там наши традиционные механизмы поддержки отраслей. Во всех четырех регионах созданы Фонды развития промышленности, и все доступные меры поддержки, которые сегодня есть у Минпромторга, также распространяются на них. В 2023 году докапитализация региональных фондов промышленности новых регионов составит около 3 млрд рублей — это позволит поддержать порядка 45 проектов, к 2025 году мы увеличим их суммарную капитализацию до 12 млрд рублей.
Конечно, то, что многие предприятия простаивали с 2014 года, стало причиной снижения основных показателей экономики регионов. Сегодня там находится более одной тысячи промпредприятий, обеспечивающих занятость 56 тыс. человек. Производственную деятельность сейчас ведут уже более 700 предприятий, в простое пока находятся порядка 250. В прошлом году при нашем содействии было снова запущено около 100 заводов химической, металлургической, машиностроительной отраслей, предприятий легкой промышленности, строительных и нерудных материалов. В этом году планируем запустить крупное луганское химическое предприятие "Северодонецкое объединение АЗОТ".
Также совместно с Фондом развития территорий ведем активную работу по привлечению отечественных инвесторов для восстановления и запуска бесхозяйных предприятий, есть и такие.
— Правительством прорабатывается вопрос о создании свободной экономической зоны в этих регионах. Когда она начнет функционировать и какие льготы будут доступны ее резидентам?
— В первую очередь, это вопрос к нашим коллегам из Минэкономразвития, которые отвечают за данный сегмент. Мы готовим свои предложения в своей части. Поэтому здесь работаем с коллегами совместно. Правительство уже разработало, а депутаты одобрили в первом чтении законопроект о свободной экономической зоне. Напомню, там речь идет о льготах по налогу на прибыль предприятиям-резидентам, налогам на имущество, землю и транспорт, которые будут действовать с 2024 по 2050 год. Кроме того, предполагается применение механизмов свободной таможенной зоны и пониженных ставок страховых взносов для предприятий.
— Как вы считаете, сколько времени займет этот процесс интеграции промышленного сектора новых субъектов?
— Первые предприятия, как я уже сказал, мы начали запускать в 2022 году. К 2026 году полностью интегрируем все предприятия в кооперационные и сбытовые цепочки РФ — это соответствует переходному периоду и срокам гармонизации законодательства, которые уже определены. У нас есть положительный опыт — с Крымом весь этот путь мы успешно прошли.
— А какие товары уже сейчас поставляются или будут поставляться в Россию с территории новых субъектов? Ранее, насколько мы помним, был принят указ об облегчении доступа товаров из ДНР и ЛНР в Россию.
— Из новых регионов на предприятия в других субъектах уже поставляются всевозможные виды черного и цветного литья, комплектующие для производства комбайнов, тракторов, запорная арматура, горно-шахтное оборудование, валковая продукция — уже достаточно большой перечень, а с улучшением логистики он будет только расти.
— В прошлом году было принято решение о продлении параллельного импорта в РФ на 2023 год, механизм оказал положительный эффект в качестве антикризисной меры. Есть ли прогноз на текущий год?
— Во-первых, скажу, что за прошедшее время нам удалось значительно насытить "полку" потребительскими товарами. Оборудование также продолжает поставляться, стабильная работа промышленных предприятий сохраняется. При этом мы с конца прошлого года обновляем перечень продукции, ввозимой по параллельному импорту, уже постепенно сокращая номенклатуру. Имею в виду, что мы максимально старались сбалансировать рынок и этих целей практически достигли. Будем теперь продолжать сокращать перечень, для того чтобы мотивировать и создавать условия для местных производителей.
В этом контексте нельзя не упомянуть и о проводимой работе в сфере таможенно-тарифного регулирования. В марте 2022 года по инициативе Российской Федерации на полгода были обнулены ввозные таможенные пошлины на 1 310 товарных позиций в таких отраслях, как фармацевтическая, металлургическая, микроэлектронная, легкая и химическая промышленность, строительные материалы, некоторые виды оборудования. На тот момент это позволило сбалансировать рынок и насытить его необходимой продукцией, а также сдержать рост цен. Позднее мера была продлена до конца марта 2023 года, но уже в отношении только 370 товарных позиций. Сейчас мы отошли от практики "пакетного" принятия решений об обнулении пошлин и движемся в сторону повышения таможенного тарифа, что позволит предоставить нашим производителям продукции высокого передела максимальную тарифную защиту по тем категориям, где освоено собственное производство.
— В 2024 году сам механизм планируется сохранить?
— В какой-то части, да. По тем группам товаров и по той номенклатуре, в которой будет сохраняться потребность в насыщении рынка.
— А планируется ли внесение в перечень товаров для параллельного импорта производителя батареек Duracell, который заявил об уходе из РФ?
— Мы проанализируем поставки, объем ввоза продукции и будем принимать решение. Мы контролируем поставки необходимой продукции в части потребительских и промышленных товаров. Сейчас мы следим за ситуацией и, повторю, вернем продукцию Duracell в перечень при необходимости. Помимо этого, ждем запуск собственного производства батареек в Краснодарском крае, который намечен на следующий год.
— Недавно программа льготного автокредитования была перезапущена за счет перераспределения оставшихся средств, заложенных ранее на электромобили. Вы будете настаивать на дофинансировании программы?
— Да, пока финансовые ресурсы, которые есть в нашем распоряжении под программы на текущий момент, скромные. Но важно, что программы продолжают действовать для тех групп наших граждан, которые наиболее остро нуждаются в поддержке: медицинских работников, работников сферы образования, а также мобилизованных и военнослужащих по контракту, принимающих участие в СВО, и членов их семей. Дальше все будет зависеть от принятия финального решения и поиска источников средств под развитие автомобильной промышленности в целом. Потому что у нас есть, например, и задачи по автокомпонентам в части расширения соответствующей программы в Фонде развития промышленности. Будем искать сбалансированное решение.
— "Автоваз" неоднократно выступал за повышение утильсбора на легковушки в качестве "заградительной меры". Как вы считаете, нуждается ли рынок сейчас в этом?
— Интенсивно обсуждаем этот вопрос в правительстве и в ближайшее время взвесим все "за" и "против" и определимся.
— В конце апреля вы говорили, что сделка по продаже российских активов Volkswagen дилеру "Авилон" на завершающей стадии. Закрыта ли она и удалось ли компании найти индустриального партнера?
— Да, правительственная комиссия уже одобрила сделку по продаже завода Volkswagen дилеру "Авилон". Сейчас завершается ее оформление. А вот по технологическому партнеру для скорейшего возобновления производства на этом заводе пока в процессе. То есть понимание предварительное существует, но там есть некоторые развилки.
— А это китайские компании?
— Скажем так, юго-восточные партнеры.
— Завод Toyota в Петербурге был недавно передан НАМИ для организации производства электромобиля E-Neva. Планируется ли передать завод концерну "Алмаз-Антей" по аналогии с "Автовазом" и Nissan?
— Да, именно так. Сейчас площадка закреплена за "дочкой" НАМИ, по мере понимания точной конструкции с "Алмаз-Антеем", будет приниматься корпоративное решение по передаче этой площадки концерну. При этом есть разные варианты загрузки этих мощностей: это собственные электромобили, которые появятся в конце 2025 — начале 2026 года, кооперация с другими индустриальными партнерами, причем не только по выпуску электромобилей. В том числе у "Алмаз-Антея" есть вариант тягача собственной разработки, производство которого изначально рассматривается на Брянском автомобильном заводе, но сейчас говорится и об участии петербургской площадки в кооперации.
— Передача, скорее всего, состоится в этом году?
— Да, до конца этого года.
— Другой дилер, "Автодом", недавно закрыл сделку по активам Mercedes-Benz. Сам дилер говорил, что технологический партнер будет известен в ближайшее время. Это кто-то из китайских брендов?
— Насколько мне известно, точка в поиске партнера пока не поставлена. Минпромторгом совместно с "Автодомом" прорабатываются варианты привлечения индустриальных партнеров для возобновления производства в Есипово. В частности, действительно рассматривается запуск производства на площадке китайских автомобилей.
— Если перейти к не менее важной транспортной теме — авиации, когда планируется завершить сертификацию российских самолетов SSJ New и MC-21?
— Строго говоря, это не сертификация, а получение одобрений главных изменений в действующие сертификаты, и этот процесс уже начался. В конце того года успешно завершились испытания МС-21 с российским крылом и двигателем ПД-14, Росавиация выдала одобрение на внесение этих изменений в конструкцию. Сейчас с опорой на эти результаты идет замещение остальных систем и агрегатов, получить все одобрения и завершить формирование русифицированного облика самолета мы должны к концу 2024 года.
По SSJ New процесс тоже идет, в сертификационных испытаниях участвуют научные институты — ЦАГИ и СибНИА, куда мы уже доставили обновленные планеры самолета. Также запланированы летные испытания в российском облике, задача — получить главные одобрения изменений в конструкцию к концу текущего года. Полет этого лайнера будет в ближайшее время — в начале лета, срок уже обозначен председателем правительства. Ориентируемся на него.
— Есть ли уже первые результаты после начала испытательных полетов МС-21 в ливрее "России"? Вы, кстати, в начале этого года летали на самолете, как впечатления?
— Кабинный экипаж авиакомпании "Россия" и их технические специалисты уже познакомились с новым для себя типом самолета. Получаем положительные отзывы. За счет самого широкого фюзеляжа в классе в МС-21 намного больше места как для работы экипажа, так и для комфорта пассажиров — я сам в этом убедился.
— Сейчас вместимость самолета МС-21 — от 163 до 211 пассажиров, в дальнейшем предполагалось выпускать версии большей вместимости. Остаются ли такие планы?
— Сейчас, подчеркну, все силы сосредоточены именно на создании полностью импортонезависимой версии самолета МС-21-310. В первую очередь решаем задачу национальной безопасности и технологического суверенитета на стратегическом направлении гражданской авиации, но при этом экономику никто не отменял. Поэтому проработка различных вариантов развития семейства МС-21 на перспективу, безусловно, также ведется. Работа, которая идет по широкофюзеляжному самолету, имеет горизонт планирования после 2030 года. Я думаю, что нужно прорабатывать также несколько модификаций на базе МС-21, в том числе версию для 220–250 пассажиров.
— Вы упомянули создание широкофюзеляжного самолета за горизонтом 2030 года. Речь об Ил-96 или совместном проекте с Китаем?
— Нет, Ил-96 — это наш сегодня всем известный самолет. Причем есть уже версия Ил-96-400М, которая длиннее и более, скажем так, экономически эффективна. Я говорю о новом широкофюзеляжном самолете, том, который разрабатывается в партнерстве с китайцами. Плюс ЦАГИ ведет НИР (научно-исследовательские работы) по новой машине, с размещением двигателей не под крылом, как в классической версии. Где-то в 2027–2028 году должны получить демонстратор технологий, а потом уже пойти в ОКР (опытно-конструкторские работы).
— Наряду с МС-21 и SSJ ведется работа над Ту-214. Когда планируется начать первые поставки этих самолетов?
— Поставки Ту-214 идут ежегодно, другой вопрос, что это были поставки только для специальной авиации. Сегодня мы говорим об увеличении объемов производства и поставках авиакомпаниям именно в коммерческую эксплуатацию. То есть в этом году это будут, скорее всего, доработанные под эти задачи ранее эксплуатировавшиеся самолеты, в следующем году начнем поставки новых. Наша цель — выйти на 10 самолетов к 2025 году, а в 2026–2027-м уже, возможно, выйти на 20 самолетов.
— Не можем не обсудить тему спецоперации. Достаточно ли сейчас производится продукции для материального обеспечения войск, формы в том числе?
— По форме — во всех регионах предприятия легпрома активно подключились к выпуску спецобуви, одежды, спальных мешков и так далее. Производители перешли на двух-трехсменный режим работы и за последний год, например, освоили производство трех новых видов полевой формы, которые различаются и по конструктивным особенностям, и по используемым материалам, и по внешнему виду. С октября прошлого года доля предприятий легкой промышленности в реестре ОПК возросла в десять раз. В настоящее время задействовано порядка 500 предприятий, а размещение дополнительных заказов ведется в постоянном режиме.
Но востребованную экипировку и сопутствующие товары гражданского назначения поставляют не только фабрики из реестра ОПК, но и другие предприятия, отшивающие по заказам региональных властей за счет местных бюджетов. Такое право регионам предоставлено специальным постановлением правительства.
— В условиях возросшей потребности какой динамики производства продукции армейского назначения можно ожидать?
— Как я уже отметил, повышенный заказ в 2023 году требует увеличения мощностей и соответствующего сырьевого обеспечения. Сегодня каких-то нерешаемых вопросов в этой части нет, все заинтересованные производители имеют возможность подключаться к поставкам для нужд СВО. Поэтому в этом году мы ожидаем общий рост объема производства армейского ассортимента не менее чем в четыре раза по сравнению с 2021–2022 годами.
— А если говорить о техническом обеспечении — вооружении и военной технике?
— Сейчас можно сказать, что промышленности удается решать все первоочередные задачи, которые перед ней ставятся по снабжению Вооруженных сил необходимой номенклатурой по вооружению, технике и средствам поражения. И это позволяет нам дальше по ряду направлений работать на опережение.
Сейчас особое внимание уделяем поставке и ремонту танков и легкобронированной техники. Нам в целом удалось выйти на уровень, который обеспечивает ритмичные поставки этой продукции. Просто в качестве примера, чтобы можно было понимать масштаб: объем поставок за первый квартал 2023 года сопоставим с общим объемом, поставленным за весь 2022 год.
Другой пример — производство и поставка средств поражения, объем которых по сравнению с прошлым годом вырос более чем в семь раз. Благодаря взаимодействию с Министерством обороны мы сейчас можем корректировать поставки и отгрузки продукции ОПК (оборонно-промышленного комплекса), учитывая не только согласованные планы ГОЗ (государственного оборонного заказа), но и меняющуюся текущую потребность, возникающую непосредственно в ходе проведения СВО. Требующие оперативного реагирования сразу нескольких ведомств вопросы решаем в рамках специально созданного при правительстве координационного совета под председательством Михаила Владимировича Мишустина.
— Промпроизводство в РФ за прошлый год снизилось всего на 0,6% по сравнению с 2021 годом. С учетом восстановления экспорта в некоторых отраслях какой прогноз вы даете на этот год?
— Действительно, благодаря активной работе по донастройке действующих и формированию новых механизмов системы мер поддержки к концу 2022 года удалось стабилизировать объем промпроизводства на уровне 99,4% по сравнению с показателем предшествующего года, в обрабатывающей промышленности — на уровне 98,7%.
В этом году с учетом дальнейшей адаптации отечественных предприятий и совершенствования системы мер господдержки предварительно ожидаем небольшой рост объема выпуска обрабатывающей промышленности по отношению к 2022 году, в районе 1%.
— Денис Валентинович, в этом году Россия председательствует в ЕАЭС, а также проводит выставку "Евразия — наш дом". На ваш взгляд, какие возможности для расширения промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС открывает председательство для нашей страны?
— В своем обращении к главам государств — членов ЕАЭС президент уже обозначил ключевые приоритеты российского председательства, сделав акцент на дальнейшем углублении интеграции на всех направлениях, в том числе в промышленной сфере. Уже в этом году мы должны начать разработку новых документов долгосрочного планирования и определить новые векторы развития Евразийской экономической интеграции до 2030 и 2045 года.
Конечно, ключевым стратегическим приоритетом является достижение технологического суверенитета стран союза, в том числе через расширение производственной кооперации. Уже сейчас при активном участии Минпромторга ведется разработка механизма финансирования кооперационных проектов в отраслях промышленности.
В рамках выставки "Евразия — наш дом", которая пройдет в июне в Сочи, будут продемонстрированы результаты сотрудничества в промышленности, энергетике, финансах, транспорте, логистике, продовольственной безопасности, туризме, спорте, образовании, здравоохранении и других сферах. При этом участниками и экспонентами, помимо российских организаций и компаний, станут делегации государств — членов СНГ и ЕАЭС, государств — наблюдателей при ЕАЭС, а также других стран, являющихся значимыми торгово-экономическими партнерами нашей страны.
Источник: tass.ru