Казахстан, Армения, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан за первые три месяца 2023 года поставили в Россию товаров более чем на 3 млрд долларов. Полных данных по экспорту нет, но понятно, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился примерно на один миллиард долларов, то есть на 50%. По некоторым направлениям рост в разы. Существенная часть этих поставок пришлась на параллельный импорт в Россию, говорят эксперты. Но из-за рисков вторичных санкций перевозчики прорабатывают альтернативные маршруты через Киргизию или Грузию.
Статистические данные внешней торговли Федеральная таможенная служба России (ФТС) сейчас не публикует. Данные за первый квартал этого года ведомства также пока не раскрывают. Отдельные данные по экспорту публикуют статистические ведомства соседних стран. Самый заметный рост показала Армения. Если за январь-март 2022 года в Россию было поставлено товаров на 186 млн долларов, то в этом году уже на 838 млн долларов. Объем поставок вырос в 4,5 раза.
Однако самые крупные объемы экспорта приходятся на Казахстан. По данным казахстанского комитета по статистике за январь-февраль 2023 года, в Россию было поставлено товаров на 1,52 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года импорт в Россию вырос на 32%.
На 68%, до 261 млн долларов за первые три месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос импорт из Азербайджана, на 21% (до 485,8 млн долларов) увеличились поставки из Узбекистана, на 11,3% (79,7 млн долларов за январь-февраль 2023 г.) - из Киргизии.
Соседи России наращивали поставки последовательно. В течение прошлого года экспорт к нам из сопредельных государств рос на 30%. Ранее в ФТС лишь сообщали, что за три квартала прошлого года в Россию по параллельному импорту завезено различных товаров на 12,6 млрд долларов. По мнению экспертов, поставки могут расти и дальше за счет параллельного импорта, несмотря на угрозы введения вторичных санкций. Но каналы поставок могут смещаться.
Важным логистическим хабом является Казахстан, обладающий разветвленной инфраструктурой. Через его территорию проходят многие транспортные маршруты, связывающие Россию с Китаем, Европой и другими странами Азии, говорит генеральный директор "ЕвроТрансЭкспедиция" Кирилл Рассадкин. Казахстан входит в Евразийский экономический союз (куда также входят Россия, Беларусь, Армения и Киргизия), что упрощает движение товаров между странами.
Но ранее появлялись сообщения со ссылкой на представителей Казахстана о том, что с апреля в стране должны были ввести систему отслеживания транзита товаров для недопущения обхода санкций. Каких-то заметных сложностей с провозом грузов через Казахстан, по отзывам представителей перевозчиков, пока нет, отмечают в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. При этом в объединении допускают, что в отдельных случаях могут возникать затруднения с провозом товаров. Сейчас в Казахстане нужно предоставлять более объемный пакет документов, есть риски, что банки не пропустят платежи, и грузы могут застрять на таможне, говорит президент Ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
По параллельному импорту транзитом через соседние страны в Россию везут самые различные товары - продукты питания, текстиль, электронику, машины и оборудование, химическую продукцию, металлопродукцию, строительные материалы, говорит Рассадкин. Например, по данным того же Казахстана, заметнее всего выросли поставки в Россию как раз машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов - с 76,3 до 419 млн долларов, а также товаров химической промышленности - со 147 до 451,7 млн долларов.
При этом Казахстан, как и другие страны, ведущие бизнес с Россией, всегда занимался "многовекторной политикой", так как экономика страны сильно завязана на западный бизнес, отмечает представитель консалтинговой логистической компании Николай Лобанов. По его словам, цепочки поставок товаров по параллельному импорту имеют разветвленную систему различных маршрутов, которые выбираются бизнесом в режиме реального времени, поскольку ситуация меняется ежедневно. "Бизнес ищет оптимальное решение по поставкам товаров в зависимости от множества критериев: стоимость доставки, сроки доставки, надежность, риски на маршруте", - поясняет он.
С учетом усложнившихся условий сейчас, по словам Матягина, перевозчики начинают использовать маршруты в обход Казахстана. Предпочтение отдают Киргизии, так как там действует упрощенная система таможенного оформления грузов, ниже пошлины. Прорабатывают также альтернативные маршруты с Арменией, Грузией и Азербайджаном. Через Грузию, как транзитную страну между Европой и Азией, также идет большое количество различных товаров, отмечает Рассадкин. Грузия, хотя и недружелюбная к России страна, с выгодой для себя участвует в цепочках поставок по параллельному импорту, замечает Лобанов.
В результате потребности России в товарах с помощью параллельного импорта будут закрыты. К тому же активно идет замещение западных товаров российской продукцией и товарами из Китая, отмечают эксперты. Например, российский автомобильный рынок за полгода заместился китайскими машинами, которые оказались на вполне достойном качественном уровне, а иные даже лучше западных образцов автомобильной техники, добавляет Лобанов.
Источник: rg.ru