Власти обсуждают введение сбора за проезд по дорогам страны для экологичных авто. Сейчас владельцы такого транспорта не платят за пользование дорожной инфраструктурой, но наравне с другими оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому Минтранс предложил для них такую меру. Также ведомство выступает за введение акциза на экологичное топливо — газомоторное, электроэнергию, водород — и распространение на региональные дороги принципа «пользователь платит» в отношении грузовых автомобилей. Эти инициативы подготовлены для правительства как новые источники для пополнения дорожных фондов. С письмом ведомства в кабмин ознакомились «Известия». В правительстве сказали, что в настоящее время ведется экспертная проработка вопроса. В Минэке не поддержали предложения Минтранса, указав, что их реализация приведет к уменьшению спроса на электротранспортные средства в РФ. Пока он требует стимулирующих мер, но при масштабном переходе на такой вид транспорта предложения Минтранса оправданы, считают эксперты.
В поисках источников
В рамках формирования механизмов наполнения дорожных фондов с учетом перехода на экологическое топливо Минтранс предложил ввести покилометровую оплату проезда по автодорогам всех категорий для транспортных средств (ТС), работающих на альтернативных видах топлива. Также ведомство предложило включить экологичное топливо — газомоторное, электроэнергию, водород — в состав налогооблагаемой подакцизной продукции и распространить на региональные дороги принцип «пользователь платит» в отношении грузовых автомобилей. Эти инициативы содержатся в письме за подписью первого замминистра транспорта Андрея Костюка, направленном в правительство 18 октября (копия есть у «Известий»).
Сегодня, следует из письма министерства, одним из основных источников наполнения дорожных фондов являются доходы бюджетов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей. При этом транспортные средства на альтернативных видах топлива, которые получают всё большее распространение, в соответствии с Налоговым кодексом не относятся к подакцизной продукции и в формировании источников дорожных фондов не участвуют, указали в Минтрансе. Тем не менее такой транспорт наравне с традиционным оказывает «негативное воздействие на дорожные конструкции, поддержание в нормативном состоянии которых требует затрат из дорожных фондов».
Именно поэтому, ссылаясь в том числе и на международный опыт, Минтранс предложил рассмотреть перечисленные в письме инициативы по наполнению дорожных фондов.
Судя по документу, в ведомстве также считают необходимым с 2025 года установить объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в размере 1,3 трлн рублей в ценах 2024 года, подлежащий индексации на прогнозируемый уровень инфляции в соответствующем финансовом году.
В пресс-службе кабмина «Известиям» подтвердили получение письма и отметили, что в настоящее время ведется экспертная проработка вопроса. Там также напомнили, что президент Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета 19 октября поручил представить предложения по модернизации механизмов формирования дорожных фондов с учетом внедрения альтернативных видов топлива и необходимости обеспечения непрерывного финансирования предусмотренных транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом до 2035-го мероприятий по расширению, содержанию и ремонту автодорожной сети со сроком исполнения 30 марта 2022 года.
Чтобы сформировать консолидированную позицию, Минтранс попросил Минфин и Минэк представить свои замечания и предложения по обозначенным ведомством возможным механизмам формирования дорожных фондов, следует из письма и.о. директора департамента финансов министерства Дмитрия Лаптева (есть у «Известий»).
В Минтрансе и Минфине на запросы «Известий» не ответили. В Минэке же предложения Министерства транспорта по включению альтернативных видов топлива в состав налогооблагаемой продукции и переходу к системе покилометровой оплаты проезда не поддержали, указав, что они приведут к уменьшению спроса на электротранспортные средства. Это следует из письма замминистра экономического развития Ильи Торосова Минтрансу (есть у «Известий»). На дополнительные вопросы редакции в ведомстве не ответили.
Что с нагрузкой
Как следует из письма Минэка, в августе правительством была утверждена концепция по развитию производства и использованию электротранспорта в РФ на период до 2030 года. Одно из ключевых ее направлений — стимулирование спроса на отечественные электротранспортные средства ввиду его недостаточного уровня на российском рынке.
Согласно концепции, основные направления для стимулирования спроса — предоставление льготных условий пользования электротранспортной инфраструктурой, бесплатный проезд по платным участкам федеральных автодорог, отмена транспортного налога, бесплатная парковка и корректировка коэффициента расчета суммы утилизационного сбора с 2022 года. Нулевой налог на электромобили уже действует в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калужской, Липецкой, Курской, Тюменской, Амурской и Волгоградской (с одним двигателем мощностью не более 150 л.с.), а также в Кемеровской и Иркутской областях, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Забайкалье и Башкирии (в первые три года с момента покупки авто).
К 2024 году должно быть выпущено более 25 тыс. отечественных электромобилей различного класса. А в 2030 году их доля в общем объеме автопроизводства должна составить не менее 10%, а общее количество — 1,2 млн штук, сказал Илья Торосов на брифинге с журналистами 17 ноября. По словам замминистра, на развитие в РФ «вытягивающих» технологий в сфере производства электромобилей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) предусмотрено 38 млрд рублей.
Предложенные Минтрансом меры наполнения дорожных фондов приведут к повышению стоимости владения безуглеродными автомобилями и затормозят их внедрение, считает источник «Известий» в автомобильной отрасли.
— Машины на экологически чистом газовом топливе дороже традиционных видов техники, но они дают огромный социальный эффект для городов, снижая выбросы в десятки раз, поэтому их эксплуатацию нужно поддерживать различными стимулами, — добавил он.
По словам собеседника редакции, вопрос наполнения дорожных фондов важен с точки зрения строительства и ремонта дорог, но его можно решать за счет других источников, а не создания дополнительной нагрузки для владельцев экологически чистой техники.
Сегмент альтернативных видов топлива в РФ находится на раннем этапе развития и комплексно поддерживается государством, указали в Национальной газомоторной ассоциации. Там добавили, что для формирования устойчивого спроса на альтернативные виды топлива требуется фиксация комплекса мер поддержки на длительный срок — это даст потенциальным потребителям определенность и все необходимые вводные для принятия соответствующих инвестиционных решений.
Госполитика должна предполагать льготы для альтернативных видов топлива по всем налогам и сборам — на владение автомобилем (транспортный налог), акцизы, сборы за пользование дорогами (платные трассы и система «Платон»), а введение дополнительных сборов исключительно для ТС на альтернативных видах топлива носит ярко выраженный дискриминационный характер и идет вразрез с политикой властей в области декарбонизации и устойчивого развития, отметили в ассоциации.
Что со спросом
Для выполнения целей, заявленных проектом транспортной стратегии до 2035 года, — в частности, формирования и реализации проектов опорной дорожной сети, включая приведение в нормативное состояние ее дорог, — возникает необходимость обеспечения не только стабильного уровня наполнения дорожных фондов в реальном выражении, но и потребность в увеличении объемов этих фондов, говорит первый вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая. По ее словам, выбытие источника доходов дорожных фондов в связи с переходом ТС на альтернативные виды топлива необходимо будет чем-то восполнить.
— Зарубежный опыт показывает эффективность внедрения платности автодорог как в части вопросов их разгрузки и переключения с личного транспорта на общественный, так и в части решения вопросов экологии. Очевидно, что в России тоже будут постепенно, со временем прибегать к механизму «пользователь платит», — считает эксперт.
Пока же спрос на экотранспорт требует стимулирующих мер, так как рынок только начал свое развитие. Стоимость таких авто выше традиционных, имеются ограничения в части удобства их использования из-за недостатка инфраструктуры, поэтому пользователи не ощущают реального экономического эффекта, отметила Татьяна Горовая.
По ее словам, как только запустится масштабное производство, себестоимость производства «альтернативных» транспортных средств начнет снижаться, появится соответствующая инфраструктура, и пользователи почувствуют существенную экономию. После этого постепенно можно будет возвращаться к вопросам снятия стимулирующих мер.
— Транспорт на альтернативных видах топлива занимает столько же места на дороге, как и традиционный, и также ее изнашивает, поэтому при масштабном переходе на такой вид автомобилей предложения Минтранса представляются оправданными, — заключила первый вице-президент ЦСР.
К слову, в ведомстве заявили и о сложностях администрирования взимания акцизов с экологичного топлива «из-за значительно более широкой сферы применения альтернативных энергоносителей по сравнению с традиционными видами автомобильного топлива».
Ввести и отменить
Пробег на электромобилях сейчас фантастически дешев по причине того, что акциз владельцы таких автомобилей не платят. Но электромобиль пока неудобен в эксплуатации, в том числе по причине отсутствия зарядных станций. Он приблизительно в два раза дороже аналогичного авто на классических видах топлива, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, если сейчас человек покупает электромобиль и сразу начинает экономить (а выгода может доходить до нескольких сотен тысяч рублей в год), то в случае введения прямых платежей, предложенных Минтрансом, такие машины в России покупать перестанут.
— Если же появится покилометровая оплата проезда для авто на альтернативных видах топлива, получится, что они будут платить за проезд вообще по любой дороге. При этом машины на бензине и дизеле бесплатно по дорогам не ездят: как минимум половина стоимости их заправки уходит в дорожные фонды в качестве акциза, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход от добычи (НДД) и других налогов, — пояснил автоэксперт.
Идея Минтранса в отношении грузовых автомобилей заключается в том, чтобы взимать с них плату за проезд по всем дорогам, кроме муниципальных. Сейчас грузоперевозчики вносят плату за проезд по федеральным дорогам и транспортный налог. С учетом предложения Минтранса для грузовых автомобилей транспортный налог, который уплачивается по региональному признаку в бюджеты субъектов РФ, нужно отменять, полагает Петр Шкуматов.
Стоит отметить, что в своем письме Минтранс указал, что инициатива по переходу к системе покилометровой оплаты проезда для ТС на экологичном топливе по автодорогам всех категорий «требует детальной проработки, в том числе разработки системы дифференциации платежей в зависимости от категорий дорог, вида транспортного средства и иных обстоятельств, а также с учетом высокого социального влияния такой системы оплаты».
Источник: iz.ru