Аналитика

После того, как Соединенные Штаты и Евросоюз ввели секторальные и финансовые санкции против России и отдельных компаний в  наказание за присоединение Крыма в 2014 году, перед Москвой встала сложная задача: снизить уровень зависимости своей экономики от иностранного оборудования и технологий. О том, какие успехи достигнуты и что еще предстоит сделать в рамках так называемой стратегии импортозамещения, рассказал в интервью изданию Energy Intelligence заместитель министра торговли и промышленности Михаил Иванов.

Россия уже несколько лет проводит политику импортозамещения в нефтегазовой отрасли. Как нынешняя ситуация, связанная с коронавирусом и экономическим кризисом, может повлиять на политику импортозамещения? Какие успехи уже достигнуты, и в каких областях это еще предстоит сделать?

Прежде всего, в этом году мы планируем довести уровень импортозамещения до 43 процентов. События первой половины 2020 года, вероятно, приведут к некоторым изменениям в этих планах. В отличие от многих отраслей промышленности, которые уже почувствовали последствия пандемии коронавируса, нефтегазовое машиностроение еще не столкнулось с экономическими сложностями. Мы проанализировали инвестиционные программы компаний энергетического сектора и пришли к выводу, что начиная со второй половины года они должны сократиться на 20-30 процентов. Таким образом, имеется определенный риск того, что загрузка многих предприятий упадет, а также возникнут кассовые разрывы (временное отсутствие денежных средств) и потребуется сокращение персонала. К сожалению, сегодня это является общемировой тенденцией.

Министерство постоянно следит за работой российских компаний в нефтегазовой отрасли. Нами уже обновлен список стратегически важных предприятий, и сейчас в него входят 25 компаний. Они в первую очередь получат возможность воспользоваться «экстренными мерами»  государственной поддержки, такими как кредиты по сниженной ставке, государственные гарантии по кредитам или облигациям. Эти меры осуществляются в рамках стратегии обеспечения устойчивости экономического развития.

Кроме того, для дополнительной загрузки предприятий мы создаем механизмы регулирования, направленные на преимущественное использование российской продукции. Речь идет о таких мерах как установление квот на закупку оборудования отечественного производства, введение ценовых преференций, увеличение размера авансового платежа при заключении контрактов, а также неконкурентные закупки продукции исключительно российского происхождения.

Я бы хотел также отметить, что мы работаем не только над увеличением доли отечественного оборудования на российском рынке, но и над продвижением на внешние рынки высокотехнологичной продукции, созданной в процессе реализации программы импортозамещения. Мы активно сотрудничаем с топливно-энергетическими компаниями, торговыми представительствами РФ за рубежом, а также иностранными компаниями, по вопросам, касающимся увеличения доли поставок российского оборудования для реализации проектов за рубежом. Так, объем экспорта за период с 2014 по 2019 год увеличился с 17 до 29,6 миллиардов рублей, что соответствует 403 миллионам долларов.

Если говорить об успехах, можно отметить рост производства отечественного нефтегазового оборудования на 58 миллиардов рублей за последние пять лет. Министерство промышленности и торговли поддержало более 130 проектов на сумму свыше 15 миллиардов рублей, что позволило снизить импортную зависимость с 60 до 45 процентов за период с 2013 по 2019 год. За это время были запущены и модернизированы многочисленные производственные мощности, в том числе завод по производству магистральных и подпорных насосов, нефтяных насосов «Транснефти», а на новой площадке компании «Челябинский компрессорный завод» был запущен литейный цех на базе литейного завода «Гусар».

Мы работаем и над развитием новых объектов. Их появлению способствуют, в частности, льготные кредиты Фонда развития промышленности, унифицированные субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также субсидии на вывод пилотных партий высокотехнологичной продукции на рынок.

Среди текущих проектов следует отметить работу по созданию парка оборудования для добычи нефти методом гидроразрыва пласта, которая ведется с 2019 года. Сейчас для этого реализуются два инвестиционных проекта. К 2024 году мы ожидаем получить полномасштабный комплекс оборудования для фрекинга. Крупнейшие нефтегазовые и сервисные компании, работающие на российском рынке, уже согласовали техническое задание.

Кроме того, мы продолжаем создавать производство оборудования для СПГ-проектов. Наше министерство курирует разработку криогенного испытательного стенда для СПГ-насосов, компрессоров для перекачки кипящего газа и жидкостных турбодетандеров. Проект осуществляется государственной корпорацией «Росатом». В 2021 году испытательный стенд планируется сдать в эксплуатацию. Работа по СПГ включает создание опытных образцов оборудования, разработку соответствующих стандартов, а также подписание ряда протоколов о  намерениях между потребителями и производителями в качестве гарантии использования оборудования, созданного в  рамках этой программы.

Что представляют собой основные направления программы импортозамещения, реализуемой министерством? Как финансируются эти программы? Какие инвестиции планируются на 2020-2021 годы?

В 2019 году отраслевой план импортозамещения в нефтегазовом машиностроении был обновлен, и сегодня он включает в себя следующие основные технологические направления: повышение уровня нефтеотдачи пластов, буровое оборудование и технологии, геологоразведка, сжижение природного газа, переработка углеводородов, а также разработка морских месторождений.

Как я уже сказал, основное внимание в прошлом году было сосредоточено на запуске проектов по разработке оборудования для средних и крупных агрегатов СПГ, а также оборудования для добычи методом гидроразрыва пласта. Также следует отметить работы по созданию оборудования для разработки морских месторождений и реализацию пяти специальных инвестиционных проектов по насосам для нефтеперерабатывающих заводов, насосам для жилищно-коммунального производства, клапанов противопомпажной защиты, системам ремонта трубопроводов и катализаторам нефтепереработки. Хочу отметить, что в 2020 году финансирование существующих проектов сохранится в полном объеме.

Какие льготы государство предлагает компаниям, осуществляющим программы импортозамещения? Что еще, по вашему мнению, можно сделать для стимулирования этой деятельности?

Министерство промышленности и торговли не стимулирует деятельность топливно-энергетических компаний по закупке отечественного оборудования напрямую. Однако, мы предлагаем целый ряд финансовых мер по поддержке отечественного нефтегазового машиностроения. Речь идет о предоставлении субсидий производственным компаниям на поставку опытных партий оборудования или на НИОКР в области современных технологий. Кроме того, организации имеют возможность получить льготные кредиты через Фонд развития промышленности. Позвольте также напомнить, что в России при закупках для нужд государственных компаний закреплен приоритет отечественного оборудования.

Кроме того, стимулирующие меры включены и в механизмы государственной поддержки строительства газонаполнительных компрессорных станций, криогенных автозаправочных станций, которая предоставляется Министерством энергетики России. Криогенные АЗС, работающие на газомоторном топливе, в том числе на СПГ, сжатом газе и водороде, появятся в нашей стране до 2022 года. В то же время, обязательным условием предоставления субсидий российским инвесторам является использование ими отечественного оборудования, отвечающего нормативным требованиям.

В заключение следует отметить, что многие российские компании уже воспользовались предложенными мерами поддержки. Министерство промышленности и торговли продолжает активную работу по импортозамещению и всегда готово рассмотреть предложения отечественных производителей, соответствующие этой программе.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также