Аналитика

Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Кировский завод объявил о решении построить энергоцентр мощностью 24,9 МВт на своей производственной площадке в Санкт-Петербурге. Эксперты называют это очередным проявлением давно наметившейся тенденции отказа от дорогих и ненадежных услуг монополистов в пользу собственных, гораздо более дешевых, надежных и эффективных источников электроэнергии.

Уходит совсем

Как сообщает компания, реализация проекта позволит исключить необходимость оплаты услуг ПАО «Ленэнерго» и снизить темпы роста цены на электроэнергию для дочерних обществ. Это также повысит надежность тепло- и электроснабжения производственной площадки компании. Финансовый партнер по проекту — ПАО «Банк «Санкт-Петербург». Срок реализации — 2022 год. В качестве заказчика выступит ООО «Андромеда» — новое юридическое лицо в составе группы компаний «Кировский завод».

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций составляет 3 года и 6 месяцев. Себестоимость вырабатываемой ТЭС электроэнергии будет составлять порядка 40 % от нынешней цены закупки электроэнергии на ОРЭМ.

При сохранении нынешних темпов роста цен на электроэнергию и газ, экономия средств на получение/приобретение электрической и тепловой энергии для потребителей Кировского завода в среднем за 15 лет эксплуатации станции составит 1,1 млрд. рублей в год. Эта экономия будет складываться из следующих составляющих: отсутствие платы за услуги по передаче электрической энергии, снижение/отсутствие нерыночных надбавок в цене мощности, разной скорости роста цен на газ и электроэнергию, снижения объемов покупки газа в следствии снижения производительности /остановки действующей котельной в отопительный сезон. В этом случае необходимый объем тепловой энергии будет вырабатываться ТЭС.

Это уже второй проект Кировского завода по созданию собственной электростанции. В начале 2000-х годов компания установила небольшую электростанцию, обеспечивающую завод 2,5 МВт электроэнергии при общем объеме потребления 45-55 МВт. Основную часть электроэнергии компания продолжала покупать у «Ленэнерго». Сейчас, судя по всему, она хочет полностью перейти на собственную электроэнергию.

В тренде

Попытки самых разных предприятий отказаться от услуг электросетевых монополистов путем организации локального производства электроэнергии предпринимаются давно. В Петербурге свои электростанции имеют, в частности, ПАО «Звезда», Пивоваренная компания «Балтика», НПО Центральный котло-турбинный институт» (ЦКТИ) и еще несколько десятков крупных компаний.

Подобные примеры есть и в Ленобласти. Например, свои электростанции имеют завод «Сланцы», «Пикалевский глинозем» и другие. Собственную электростанцию построил пять лет назад крупнейший на Северо-Западе России производитель овощей агрохолдинг «Выборжец», частично замещает сетевую энергию своей и другой производитель овощей — АО «Агрофима «Роса». МУП «Тепловые сети г. Гатчины», установив в 2015 году два паротурбогенератора электроэнергии (производимого петербургским ОАО «Пролетарский завод») мощностью 3 МВт, понизило до 12% долю электроэнергии, закупаемой у РКС «Энерго».

«Тенденция перехода крупных промышленных потребителей на собственные источники генерации характерна для России в последние несколько лет и связана с ростом стоимости электроэнергии и платежей за мощность, — поясняет генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. — По ценам на электроэнергию для промышленных потребителей Россия уже опережает США, Францию, Норвегию и в 2020 году догнала Финляндию и Турцию».

Экономия в разы

Практически во всех известных случаях реализации подобных проектов инициаторы утверждают, что собственная электроэнергия им обходится дешевле сетевой энергии монополистов. Например, «Звезда» ранее сообщала, что свое электричество стоит примерно на 30%-40% меньше тарифов «Ленэнерго», а у первой электростанции Кировского завода, по словам тогдашнего генерального директора Петра Семененко, — в 3,5 раза меньше (за счет использования собственного тепла, выделяющегося в сталеплавильном производстве).

Существенно снизил затраты и агрохолдинг «Выборжец». «Половина нашей себестоимости — это энергетика. У нас собственная электростанция, на газе. Она дает свет и тепло. Электроэнергия сетевых компаний в два раза дороже. Себестоимость производителя, ТГК-1, ниже нашей, но сетевики ее удваивают», — несколько лет назад рассказал РБК Петербург Денис Буданов, возглавлявший тогда ЗАО Агрофирма «Выборжец».

На высокие цены «Ленэнерго» на разные услуги жалуются не только промышленники, но и компании других отраслей. В частности — операторы связи, о конфликте которых с «Ленэнерго» на днях писал РБК Петербург.

Для некоторых компаний уход от монополистов мотивирован не столько даже высокой стоимостью электроэнергии, сколько ненадежностью энергоснабжения. «Оборудование ТЭК и «Ленэнерго» устарело. А у нас современное предприятие, и мы не можем ставить его в зависимость от устаревших энергомощностей. Поэтому исходим не из экономической целесообразности, а из соображений безопасности и надежности снабжения теплом и электроэнергией», — мотивировал решение компании построить в 2002 году собственную теплоэлектростанцию вице-президент ПАО «Пивоваренная компания «Балтика«Адам Тлехурай.

Альтернатива неэффективности

Многие специалисты уверены, что сохраняющаяся весьма низкой эффективность электросетевых компаний будет способствовать дальнейшему развитию собственной генерации на промышленных предприятиях. Такой точки зрения придерживается, например, председатель подкомитета по малой энергетике Комитета по энергетике Госдумы РФ Сергей Есяков: «Переход на собственное электроснабжение будет основной тенденцией в ближайшие годы».

«Стоимость постройки собственной электростанции с установленной мощностью от 1 до 10 мегаватт обойдётся в сумму от 20 до 50 тысяч рублей за один киловатт, — сообщил аналитик компании «Энерго-Капитал» Андрей Симонов. — То есть для своей мобильной газотурбинной или газопоршневой установки установленной мощностью два мегаватта инвестору придётся раскошелиться на 40-100 миллионов рублей. За год подобная ГТЭС может выработать до 17,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии. Купить у сбытовой компании такой объём электроэнергии придётся, заплатив свыше 60 миллионов рублей, а производство его на собственной ГТЭС стоит около 35 миллионов рублей. Таким образом, срок окупаемости подобной электростанции может составить до пяти лет» (цитата по «Эксперту»).

Но такие, относительно короткие, сроки окупаемости возможны только для довольно крупных предприятий и при использовании газа в качестве топлива, добавляет Михаил Бурмистров: «Строительство собственной генерации для промышленных предприятий Петербурга обоснованно, если в качестве топлива используется газ. При этом сроки окупаемости таких проектов не превышают 5 лет». По словам экспертов, срок окупаемости можно сократить, если грамотно наладить сбыт излишков производимой электроэнергии.

Пострадает МСБ

В то же время эксперты указывают на негативные последствия этой тенденции. Высокие тарифы монополистов в значительной мере обусловлены так называемым «перекрестным субсидированием», когда по политическим причинам власти сдерживают тарифы для населения, разрешая монополистам компенсировать недостачу за счет повышенных тарифов для промышленности и «прочих потребителей». При сокращении выручки из-за ухода промышленных потребителей монополистам приходится сильнее повышать тарифы «прочим», в первую очередь МСБ.

По оценкам Минэнерго РФ, размер перекрёстного субсидирования в сетевом комплексе вырос за пять лет, к 2017 году, почти на 70%, до 368 млрд рублей, а к 2022 году он может составить 417 млрд рублей. Вся эта нагрузка ложится на МСБ и бюджетные предприятия, так как крупные энергопотребители уходят в собственную генерацию или подключаются напрямую к сетям ФСК, тариф которой не включает перекрестное субсидирование.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также