Пару недель назад в комментариях к одной из статей уважаемого Мамомота была обозначена проблема объема мировых обязательств, номинированных в долларах. Такие обязательства (особенно долгосрочные) придали бы доллару дополнительную устойчивость на фоне масштабной эмиссии ФРС, тк обеспечили бы стабильный спрос на доллары.
Статистика по проблематике мирового спроса на доллар была найдена у BIS:
- на 2ой квартал 2019 года объем кредитов и депозитов, номинированных в долларах в мире (вне США) составляет цифру около 11 триллионов долларов; а в евро - эквивалент 6,2 трлн долларов. (BIS Bulletin, December 2019, Table A6, стр 73 и стр 273 - кредиты и долговые бумаги). Долговых бумаг в долларах выпущено (вне США) на 6 триллионов, а в евро (вне еврозоны) - около 2 триллионов. Итого около 17 триллионов долларов одних только кредитов, депозитов и долговых бумаг обращается в мире вне США.
- по деривативам, обеспечивающим дополнительный спрос на доллар, суммы - гигантские (на конец первого полугодия 2019): номинированные в долларах биржевые фьючерсы и опционы на процентную ставку составляют сумму в 80 триллионов долларов (75% от мировых); внебиржевые валютные деривативы в долларах составляют 87 триллионов (из 98 трлн всего), процентные - 199 триллионов номинировано в долларах (из 524 трлн мировых). BIS также приводит цифры по другим видам деривативов, но по ним суммы "всего" до десятка триллионов по каждому из типов. По срокам контрактов: доля долгосрочных существенная, особенно в самой крупной категории - в процентных деривативах. Из общего объема в 524 триллиона долларового эквивалента контракты со сроком исполнения от года до пяти составляют около 170 триллионов, а со сроком более 5 лет - в долларовом эквиваленте более 100 триллионов. Здесь разбивка по валюте контрактов не предоставляется, но, надо полагать, в них доля доллара будет существенной.
- главным деривативным воротилой оказываются не США, а Британия. Так, на 2019 год на Британию приходится 43% внебиржевого оборота валютных деривативов, в то время как на США - 16,5% (страница 266). В процентных деривативах доля Британии составляет 50%, а США - 32%. (стр 267, 269)
То есть спрос на доллар составляет большие цифры. И этот спрос все еще является долгосрочным и исходит в своей подавляющей части от "не США" - это то, что бросается в глаза при скором осмотре цифр.
Деривативный рынок, при всей своей огромности, сам по себе не является злом. Как банки имеют некоторую норму резервирования (от 0,1 до 15%), так и деривативы имеют в основе реальный фундамент. Все это работает, пока обеспечение не сбоит и на рынке нет паники. В 2007 году - фундамент дал сбой из-за неплатежеспособности ипотечных заемщиков. Насколько устойчива существующая система наиболее точно знают финансовые власти западных стран.
Текущий корона-кризис одновременно подрывает устойчивость всех бизнесов всех стран мира, создавая повышенный спрос на доллар на фоне потери доходов (выплаты кредитов, лизинговых платежей, погашение бондов и тд), тем самым предоставляя США сравнительное преимущество благодаря долларовому печатному станку. Именно управление потоком ликвидности на фоне общемирового кризиса ликвидности ставит США в привилегированное положение. Это заставляет задуматься о том, что главным бенефициаром текущего кризиса являются США, как и его архитектором.
Теперь немного цифр о закредитованности экономик.
Интересны цифры по ликвидности на 2ой квартал 2019 года (стр 272). Так, кредитная нагрузка в нефинансовом секторе в еврозоне составляет 107%, а в США - 65,7%. У азиатских стран (в общем) уровень составляет 145%.
Из цифр по долгу нефинансового сектора (частного + государственного/муниципального), в % к ВВП, интересными показались следующие (стр 278-281):
- Китай - 261% (экв. 35,5 триллионов долларов)
- США - 250% (52,5 триллиона долларов)
- Россия - 78%
- Бельгия, Голландия, Франция - более 325%
- ЮКей, Испания, Италия, Ирландия, Дания - более 250%
- Канада, Греция, Португалия, Швеция - около 300%
- Япония - 380% (экв 19,5 триллионов долл.)
- Германия - 180%
На общем фоне США смотрятся приемлемо (если не сказать, грешным делом, "привлекательно"). Кому интересны цифры по частному долгу - стр 282 и далее, с разбивкой по группам кредиторов. Заметилось (стр 286-287), что в США "банковские кредиты" частным предприятиям составляют 51% от ВВП (в России 50,8%), а в Китае - 166%. То есть в США банковская система несет кратно меньшие риски в кредитовании частного сектора, чем в Китае; с вытекающими отсюда инфляционными рисками в случае дефолтных волн.
Госдолг к ВВП у США достиг 99,8% (во 2ом квартале 2019 года и составил 21 триллион долларов). У Германии - 68%, ЮКей - 111%, Франция и Испания - по 115%, Италия - 148%. Ну, и Япония - 220%. Цифры по Китаю (52%) и России (15%) - на стр 301. Но, в общем, и здесь на общем западном фоне США смотрятся приемлемо.
Коэффициент обслуживания долга для корпораций выглядит следующим образом:
- Франция, Канада - около 60%
- Бельгия, Нидерланды - около 50%
- Австралия, Швеция, Норвегия, Португалия - около 45%
- США - 42,5%
- ЮКей, Корея, Дания, Финляндия, Испания - около 35%
- Германия - 23%
Закредитованность - колоссальная. Ясное дело, что без кредитной поддержки конкурировать с этими допинговыми монстрами ни одно российское предприятие не сможет. Эти корпорации строились не из прибыли. В этой связи скромная внутренняя кредитная политика России привела к накоплению резерва возможностей для развития нашего реального сектора.
Также хочется отметить, что ограниченные возможности евро-стран проводить эмиссию валюты в целях поддержания карантинной экономики могут стать тем фактором, который приведет к краху евро. Такой сценарий был бы также выгоден США, поскольку укрепил бы долларовые позиции как резервной валюты за счет евро.
В общем, возвращаясь к США, не похоже, что свеженапечатанный пяток триллионов долларов США как-то существенно скажется на устойчивости долларовой системы. Но это, как говорится, полбеды. С отчетом BIS закончили, переходим к отчету Минфина США.
30-го Апреля 2019 года (по всей видимости, через пару недель мы увидим новый годовой отчет) Минфин США выпустил отчет за 2018 год, с цифрами на конец года по
Американским портфельным инвестициям за рубежом и требованиям иностранцев в США.
Это два разных отчета.
Что мне показалось интересным: разрекламированная значимость Китая как архиважного американского инвестора выглядит несосотоятельно. Значимость российских объемов вложений в американский рынок (в недавнем прошлом) для американского рынка также была сильно раздута.
Портфельные активы иностранцев в США (всего 19,4 трлн долларов):
- Япония - 2,05 трлн
- Кайманы - 1,76 трлн
- Китай - 1,6 трлн (217 млрд в акциях и 1,385 трлн в долговых инструментах)
- ЮКей - 1,6 трлн
- Люксембург - 1,49 трлн
- Канада - 1,2 трлн
- Ирландия - 1,15 трлн
- Швейцария - 813 млрд
- Бельгия - 740 млрд
- Тайвань - 577 млрд
- Германия - 455 млрд
- Голландия - 412 млрд
- Норвегия - 370 млрд
- Гонконг - 364 млрд
- Сингапур - 350 млрд
- Франция - 329 млрд
- Корея - 316 млрд
- Россия - 15 млрд
Из этого длинного списка видно, что значение Китая для США - менее 10%. Российский исход из бумаг не имел никакого значения для устойчивости доллара; он имел значение исключительно для безопасности наших ЗВР. На сегодняшний день мы обладаем большей независимостью от американской финансовой системы, чем кто-либо.
Американские инвестиции в мире (всего 11,3 трлн долларов по миру):
- Кайманы - 1,47 трлн долл
- ЮКей - 1,36 трлн долл
- Япония - 1,01 трлн долл
- Канада - 980 млрд
- Франция - 563 млрд
- Ирландия - 503 млрд
- Швейцария - 458 млрд
- Голландия - 456 млрд
- Германия - 402 млрд
- Австралия - 330 млрд
- Бермуды - 236 млрд
- Корея - 213 млрд
- Индия - 176 млрд
- Гонконг - 170 млрд
- Бразилия - 169 млрд
- Китай - 160 млрд
- Россия - 57 млрд
Места Китая и России в рейтинге находятся фактически ниже 16ой и 17ой позиции; полный список по ссылке внизу.
На какие еще мысли наводят указанные выше цифры? На глубочайшую интеграцию США со своими вассалами. При этом американская финансовая система еще и оказывается менее раздутой, чем вассальная, при оценке финансовых параметров в комплексе.
Западные страны по кругу предоставляют друг другу финансовые источники роста, будучи сами перезакредитованными. Встречно наращивают взаимные обязательства.
То есть существующая сегодня долларовая система просто не может рухнуть без полного краха всего западного мира. А кто в него не инкорпорирован? Россия, страны Африки; Китай заявляет о самостоятельном цивилизационном видении. Все остальные - в системе.
Без внешнего шока существующая система устойчива, потому что в ней заинтересованы все ее участники; и они будут стремиться к ее поддержке и сохранению. Поэтому она и не упадет под тяжестью собственного веса.
Предлагаю не рассчитывать на такое событие в ближайшее время.
На сегодняшний день единственная сила, имеющая предпосылки для того, чтобы создать угрозу доллару - это Китай. Только Китай на текущий момент в состоянии обеспечить мировую торговлю реальным товарным наполнением, сделав доллар по сути ненужным. И, соответственно, обрушить и деривативный навес, и всю мировую финансовую систему. Но для этого юаню необходимо стать повсеместным средством платежа, продавая свои товары за юани.
И здесь против него выступит в буквальном смысле весь развитой мир. Включая, конечно же, Европу (и Германию тоже), - не стоит питать ложных надежд.
Фраза выше "на текущий момент" выделена жирным, потому что уже "завтра" нелояльный Китай может оказаться без этого рычага, если не сможет укрепить фундамент своих амбиций в течение нескольких ближайших лет.
Капитализм снова мобилизуется, наступая на горло своей тяге к прибыли, как и во времена противостояния с СССР. Только теперь - для борьбы с неподчинившейся китайской цивилизацией, а не с альтернативной ему социалистической системой. И эта борьба, если Китай не рухнет быстро, может определить весь 21 век.
По аналогии с выбиванием западным блоком ресурсной базы Китая в Африке и других регионах мира, Китай будет стремиться вырывать перезакредитованных участников западного лагеря (вроде Италии); игнорируя их неплатежи по долгам гегемону и инкорпорируя в юаневую модель "с чистого листа". Эффект домино от выбивания участников в пирамиде может стать фатальным для мировой финсистемы.
Слившиеся в хор голоса развитых стран о вине Китая за пандемию коронавируса - это начало антикитайской кампании. Консолидация блока и перекличка участников уже проведена. В этом же ряду стоят раздутые цифры смертности от короны в про-американском блоке: они должны быть видимо больше китайских для доказательства агрессии (а-ля Перл Харбор), и чем страшнее цифры - тем эффектнее.
О коронавирусном водоразделе - в статье "Киссинджер и новый мировой порядок" ( https://aftershock.news/?q=node/852478 )
Россия имеет полную свободу маневра: мы практически не интегрированы в западную систему.
Пристегнитесь как следует, будет сильно трясти.
Источник: Афтершок