Власти озаботились социальным неравенством в России. Беднякам предложено обогащаться самостоятельно, развивая частный бизнес.
России придется сокращать разрыв между богатыми и бедными гражданами, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин: «У России есть проблема неравенства доходов, и это создает чувство социальной несправедливости, поэтому России придется работать над снижением неравенства». По словам министра, этот разрыв можно сокращать в том числе за счет увеличения возможностей частного сектора и роста предпринимательских доходов.
Упоминание о частном секторе, возможно, намек, что на государство в этом смысле лучше не рассчитывать.
Кудрин честно сообщил, что в обозримом будущем россиянам вряд ли удастся богатеть такими темпами, как в 2000—2008 годах.
Согласно приведенным им данным, с начала 2000-х ВВП на душу населения по паритету покупательской способности вырос с $4,5 тысяч до $15 тысяч, средняя зарплата за эти же годы выросла с менее чем $100 до почти $700.
Между тем далеко не все россияне стремительно богатели в «тучные нулевые». Разживались прежде всего самые богатые граждане: их доходы росли гораздо быстрее. Более того, лишь в кризисном 2009 году в России так называемый децильный коэффициент — соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян — сократился впервые с 1995 года. Но и после сокращения он, по данным Министерства экономического развития, составил 16,7 против 16,8 в 2008-м. Для сравнения, самый низкий децильный коэффициент в Дании, Финляндии и Швеции — 3—4. В Германии, Австрии и Франции этот коэффициент варьируется от 5 до 7. В США — 10—12. Примерно такой же в Эстонии и Литве. Между тем,
по оценкам экспертов Всемирной торговой организации, если доходы бедных и богатых различаются в 14,2 раза, в стране возникает реальная опасность социальных волнений.
На фоне нынешних социальных революций в арабских странах, где так же велик разрыв в доходах между богатыми и бедными и царит тотальная коррупция, слова Алексея Кудрина звучат как предостережение. Однако никакого реального способа исправления ситуации высокопоставленный представитель финансовых властей не предлагает. Про необходимость создавать комфортные условия для частного предпринимательства все последнее десятилетие не переставая твердят российские чиновники и политики начиная от президентов и премьеров. При этом государство сделало все возможное, чтобы лишить основную массу населения любых возможностей зарабатывать достойные деньги честным трудом и наращивать доходы вне госсектора, за счет малого и среднего бизнеса.
В России по-прежнему крайне трудно как завести малый бизнес, так и развивать его. Поборы властей всех уровней, проверяющих инстанций, отсутствие инфраструктуры, производственных и торговых площадей, системы микрокредитования, откровенный рэкет со стороны силовых структур делают ведение бизнеса занятием просто-таки опасным для жизни. На третьем десятке существования рыночной экономики в стране по-прежнему не созданы элементарные, базовые условия для появления среднего класса, основы любой успешно развивающейся страны и главной опоры любой демократической власти.
Не удивительно, что по всем опросам молодые россияне мечтают либо работать в госорганах и крупнейших госкомпаниях, либо вовсе уехать из страны, где не видят возможностей для самореализации. И совершенно очевидно, что подавляющее большинство жителей большинства российских регионов, несмотря на бурный рост доходов богатых и казны в «тучные нулевые», как жили, так и живут на грани нищеты (достаточно посмотреть данные Госкомстата о распределении среднедушевых доходов населения по регионам. Средние доходы жителей Ингушетии или Калмыкии в «жирном» 2008 году были ниже прожиточного минимума москвича). В России крайне мало регионов, где можно найти относительно достойную работу и заработок. Эта проблема усугубляется отсутствием сколько-нибудь развитой системы пособий и льгот малоимущим категориям граждан. Самих видов льгот вроде бы много, даже, возможно, избыточно много, но в реальном денежном исчислении они не в состоянии обеспечить сколько-нибудь приемлемый уровень существования. На этом фоне вялая индексация социальных пособий или идеи вроде материнского капитала выглядят как подачки населению с барского стола. Потому что государство, не забывая о необходимости заботиться о стариках и людях с ограниченными возможностями, обязано создавать условия для зарабатывания достойных денег тем, кто может и хочет работать.
Чувство социальной несправедливости в обществе нарастает — это тоже фиксируют социологические опросы. Оно проявляется и в росте ксенофобии, и в постоянном лидерстве роста цен на основные продукты питания, а также тарифов ЖКХ в списках наиболее волнующих граждан проблем по всей стране.
Если доходы богатых россиян по-прежнему будут расти значительно быстрее, чем у бедных, если в стране не появится условий для существенного увеличения среднего класса, накапливающийся бытовой социальный протест рано или поздно неизбежно приведет к большим политическим потрясениям.
Каким бы терпеливым и апатичным ни было российское население, которое все последние годы активно отучали от желания контролировать власть и участвовать в развитии страны, бесконечно терпеть вопиющую социальную несправедливость люди не станут.
Источник: "Газета.Ru"