Аналитика

Вчера на ПМЭФ-2018 много слов было сказано про цифровизацию Россетей.

Я маленько в теме, в электричестве понимаю побольше ген.директора Ливинского, всё-таки дольше него в энергетике работаю, причём больше 10 лет на «переднем крае», в «дочке» Россетей. И лично буду использовать всю эту «цифру».

Разберём сначала что конкретно они называют цифровизацией.

Это замена некоторых элементов сети плюс установка дополнительных плюс разработка и внедрение программного комплекса управляющего этими узлами.

Что такое электросеть, упрощённо:

Электростанция, на ней выключатель, далее кабель (либо воздушная ЛЭП), далее подстанция. На ней: выключатель, далее трансформатор (понижает напряжение до нужного потребителю), далее выключатель, далее кабель низкого напряжения, далее счётчик и вводное устройство абонента (например частный дом).

Теперь промасштабируйте это в 1000раз, то есть на электростанции таких выключателей и отходящих кабелей десятки, на каждой подстанции отходящих к абонентам кабелей тоже десятки, и вообще между электростанцией и абонентом таких промежуточных подстанций тоже десяток. И в каждой подстанции на каждый отходящий кабель (или воздушную линию) стоит выключатель.

Как обслуживается это сейчас: на каждом выключателе стоит автоматическая защита от короткого замыкания на линии. Если провода на воздушке оборвутся и перехлестнутся, они не будут целый час гореть и искрить, а через несколько секунд защита поймёт, что произошло к.з. и отключит выключатель.

Далее у кого-то погаснет дома свет, он позвонит диспетчеру электросети, диспетчер по адресу звонившего и по схеме линий разберётся, какой выключатель должен был выключится, и пошлёт оперативно-выездную бригаду на место осмотреть. Бригада убедится, что выключатель действительно отключился, проверит участок линии (обычно переносным прибором), и если линия повреждена, диспетчер даст команду отключить повреждённый участок с двух сторон, и запитать отключившихся абонентов по резервным линиям. Как правило (в 99% случаев) хотя бы одна резервная линия есть.

Что хотят сделать цифрой: чтоб компьютер собирал данные со всех выключателей, сам соображал, где повредилось, и сам давал команду выключателям переключить абонентов на резерв. Цель — ускорение ликвидации аварий и сокращение обслуживающего персонала. 

Но всё гладко только у теоретиков из институтов, которые придумали эту «цифру». На самом деле затраты на обслуживание вырастут. Потому что на каждый выключатель добавятся датчики и каналы передачи информации (либо по проводам, либо по каналам мобильной связи) плюс центральный компьютер, управляющий всем этим хозяйством.

И даже если разработать программу и всё отладить (что уже очень непростая и дорогая задача), достаточно оборвать провод от одного из сотен выключателей до центрального компьютера, либо чтоб пропал сигнал мобильной сети (а это высоковероятно), и вся наша цифровая сеть «рухнет». Ведь центральный компьютер не знает: это просто моб.связь пропала, либо подстанция вместе с датчиками и проводами огнём горит и не способна посылать сигналы.

Получается, без человека-диспетчера и оперативно-выездных бригад не обойтись. Экономии на персонале нет. Более того. Большое количество каналов связи и элементов цифровой сети — мобильных приёмопередатчиков, маршрутизаторов, серверов, центральных компьютеров потребует ввести в штатное расписание людей, которые будут всё это чинить. Обеспечить их транспортом. Создать склады цифровых запчастей. То есть, цифровизация это не только разовый капекс. Но и многократный рост операционных расходов (опекс).

А вырастет ли выручка, по-сравнению с если ничего не цифровать? Единственный плюс — сокращение времени восстановления электроснабжения у потребителей. Но монетизировать его не получится. Цена, которую мы берём за передачу электроэнергии, утверждается ФАС, и она не зависит от того на час мы гасим абонентов при аварии, либо на 1 минуту. Никто её повышать не будет, даже если мы вообще навсегда перестанем гасить абонентов.

Ещё заявляют — сократится количество аварий. Нет. Аварии происходят, когда ветром дерево на провода воздушной ЛЭП повалило, либо экскаватор копнул землю там, где закопан кабель. Либо просто старение изоляции (неизбежный физический процесс) вызвало короткое замыкание. Ну и человеческий фактор (абонент полез у себя в щитке поковыряться и закоротил отвёрткой контакты). На всё это мы повлиять не сможем.

Ещё рекламируют, что сэкономят на выездах оперативно-выездных бригад. Врут. Расходы на эти выезды — менее 0.001% от операционных расходов электросетевой компании. Чисто бензин для авто. Гораздо дороже последующие ремонты, которые неизбежны, что с «цифрой», что без (копка траншеи, вырезание повреждённого участка, прокладка кабельного вставка, монтаж соединительных муфт либо работа вышки, замена проводов).

Тогда зачем нужна «цифровизация»? Капекс огромный (беспрецедентный вообще в мировом масштабе). После неё опекс (операционные расходы) вырастут насегда. Выручка не увеличится ни на сотую долю процента. Прибыль Россетей по завершении цифровизации упадёт (большие деньги будут на её поддержание в работоспособном состоянии каждый год будут уходить).

Ответ сам собой напрашивается. Затем же, зачем Газпром строит многотриллионные убыточные проекты «Турецкий поток» и «Сила Сибири». Недавно аналитик Сбербанка по фамилии Фак это про Газпром расписал. Читал его отчёт, у нас (в Россетях) всё то же самое.

Цифровизация нужна только тем, кто получит заказы на поставку и монтаж всего нового оборудования. Тем, кто заводы по его изготовлению откроет. Я уверен, там всплывут всем знакомые фамилии (либо их дети). А через 10 лет, сидя на мешках с деньгами они всем остальным заявят: «Я успешный бизнесмен, а чего добился ты!»

Источник: smart-lab.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также