Аналитика от обывателя отличает не доступ к какой-то особой информации (зачастую они используют одни и те же источники), а общее умение работать с данными и наличие методологии в их анализе.
Лично я — последовательный классический марксист. Поэтому и моя методология марксистская (только она и работает в этом безумном мире, переполненном симулякрами).
В экономике это труды Маркса, Вебера, Нэша, Кондратьева, Глазьева, Паршева etc. В социальной психологии это Юнг, Фромм, Маркузе. В геополитике — это, безусловно, преподающий в Йельском университете марксист Иммануил Валлерстайн.
Вот с точки зрения его мир-системного анализа и будет написана данная статья (для желающих ознакомиться подробно есть целая серия книг, мы же будем максимально кратки в изложении).
Итак, существующая мировая система империалистическая (доказательства в книгах, а здесь примем это как факт). Империалистическая — в значении грабительская.
В этой системе есть центр (гегемон), есть его союзники, участвующие в грабеже и имеющие долю, а также страны периферии, которые делятся на колонии и изоляты. Колонии отдают свои ресурсы за бесценок в неравновесном обмене, а изоляты хоть и не грабятся, но зато не получают доступа к современным технологиям.
Причём грабеж сегодня идёт более тонко, чем ранее, и не всегда так очевиден. Если вы вовлечены в ВТО, используете кредиты МВФ и/или покупаете US Treasuries — поздравляю: вас грабят.
Эта империалистическая мировая система существует как минимум несколько столетий. Меняются гегемоны (Венеция, Антверпен, Лондон), а система остаётся.
Валлерстайн вывел также «столетние циклы гегемонии», согласно которым упадок США и их союзников предопределён, как и возвышение Китая и его союзников. За это его дико ненавидят все либералы и прочие западофилы, что абсолютно бессмысленно — так же, как ненавидеть Ньютона за открытие закона всемирного тяготения.
Элиты майданутых в этом разрезе круто просчитались: они поставили на падающего гегемона, а не на восходящего. Причём многие из них знают теорию, но просто читать книгу и применять теорию на практике — это разные вещи (первое эрудиция, второе мудрость).
Претендовали на место в несуществующем «золотом миллиарде», а в результате обрекли Украину весь столетний цикл быть на глубокой периферии, где-то в районе самых отсталых стран Африки (пример непальских гуркхов, которые долгое время служили Британской Империи, но так и остались нищими, ничему никого не научил). Но мы не о них.
Гегемон на пике своего могущества держит почти непреодолимую дистанцию между собой и остальными за счёт концентрации ресурсов и технологий, свозимых отовсюду с ограбленных территорий. Преодолеть это, по утверждению Валлерстайна, можно только одним способом.
Быть вовлечённым в неравновесный обмен — заведомо проигрышная стратегия. Полностью изолироваться от внешних контактов — также, потому что тогда прекращается доступ к мировым технологиям.
Поэтому был описан третий путь, «меркантилистский полууход». Когда страна осознанно ограничивает свои внешние связи, фильтруя только нужные (не закрывая доступ технологиям, но минимизируя внешнюю эксплуатацию).
В своё время именно так поступил Иран, в результате чего с одной стороны добился 96% самодостаточности производства (фактической автаркии), с другой — обеспечил себе доступ к самым современным технологиям, развивая их в широком диапазоне от атомной энергетики до медицины. Хотя иранский кластер слишком мал, они это осознают и пытаются его увеличить, но это уже отдельная тема.
Что делает Россия
Мы же рассмотрим через призму мир-системного анализа действия правительства Российской Федерации. Итак, последние несколько лет происходит:
— перевооружение армии;
— реализация стратегий импортозамещения;
— постепенная отвязка от доллара;
— выплата внешних долгов;
— сброс US Treasuries;
— переход во взаиморасчётах с третьими странами на национальные валюты;
— кросс-валютные свопы;
— формирование альянса Сирия-Иран-Россия, создание ЕврАзЭС, а также развитие БРИКС (Аргентина и другие страны Латинской Америки на подходе?);
— выборочный отказ от импорта (санкции очень кстати как предлог);
— мягкое ослабление и вытеснение либеральной «пятой колонны», её дискредитация в общественном сознании;
— консолидация общества;
— возрождение патриотизма и престижа службы в армии;
— вписывание олигархов в систему госуправления (кто не вписывается – выводится за скобки и заканчивает, как Березовский);
— усиление контроля над Центробанком;
— развитие госкорпораций;
— мягкая национализация;
— диверсификация рынков – импорта, экспорта, капитала;
— утверждение приоритета национального законодательства над международным;
— выход из скомпрометировавших себя международных институций.
И так далее, список можно дополнять (я неизбежно что-то забыл, потому что подобных действий очень много).
Анализируя все эти действия в совокупности (а начались они задолго до событий на Украине, как минимум лет восемь назад), я прихожу к однозначному выводу: руководство Российской Федерации последовательно и планомерно осуществляет стратегию меркантилистского полуухода.
Не без сопротивления извне со стороны США и их сателлитов. Не без сопротивления внутри со стороны либеральной колонны (и недовольства со стороны части ничего не понимающих «патриотов»).
Причём делалось это до последнего момента таким образом, чтобы США как можно дольше ни о чём не догадались. При публичной либеральной риторике идёт огромное количество госкапиталистических действий.
А вид, что в правительстве засилье либералов, до сих пор делается. Поэтому и используется «дымовая завеса» в лице всяких Грефов и Дворковичей, которые строго по расписанию радуют западную публику какой-то очередной либеральной чушью. Чтобы у США сохранялись надежды на успех майдана в России.
Хотя в последнее время пчёлы явно начали что-то подозревать. Поэтому пора в очередной раз поорать: «Путинслил!» — порадовать Госдеп.
Источник: stockinfocus.ru