Не всем отечественным предприятиям, даже отраслям экономики падение рубля, принесло лишь потери, напротив, некоторым — ряд бонусов. И ощутимых. Слабая нацвалюта поможет одним, по крайней мере, сгладить потери из-за падения нефти, обесценивания сбережений и инфляции, другим — снизить долги, а некоторым и приумножить выручку. В числе тех, кто не останется внакладе, — немалая группа компаний, несущих затраты в рублях, а выручку получающих в валюте. То есть экспортёры. Не все, правда: вывоз нефти на ближайшее время потерял часть своей рентабельности, но имеются и другие сферы.
Всё же основная статья российского экспорта — углеводороды. Предприятия отрасли не могут чувствовать себя комфортно, так как ослабление «целкового» даже не уравновешено, поглощено снижением нефтяных котировок.
Они определяют и газовые котировки в экспортных контрактах. Самый выигрышный период для нефтегаза был в начале 2014-го: рубль слабел, притом, что цены на «чёрное золото» были выше $100. Однако оптимистичным прогнозам профильных ведомств сбыться было не суждено.
Положительно влияет обесценивание рубля на предприятия, получающие валютную прибыль. Нефтегазовые предприятия не всем продают свою продукцию в валюте, весьма весомая доля — без доллара. В основном с вечнозелёным работает «Роснефть» (около 80% объёма). Но у экспортёров есть проблема, немалая доля их долга — в долларах. У основных отечественных игроков отрасли — от 70-ти 90% обязательств — в американской валюте.
Для этих предприятий, сохраняющих работу и доходы россиянам, занятым в этих отраслях, снижение курса отечественной валюты компенсирует падение нефтяных котировок. Да и доходы федерального бюджета повышаются от падения рубля. Ряд компаний, не только компенсирует одни потери другими доходами, но и заметно выигрывают. Как, например, «Башнефть», 71% акций которой вернули по закону государству. При этом значительная часть выручки — валютная, а 90% кредитов — в рублях.
Ослабление рубля в разной степени пойдёт на руку металлургическим, химическим предприятиям, железнодорожникам, аграриям, мобильным операторам. Химики, получающие большую часть экспортных доходов в валюте, а в первую очередь — экспортёры минеральных удобрений, выиграют больше других. Себестоимость производства там невысока, рынок удобрений стабилен, ежегодный рост —2-3%.
Ассортимент удобрений почти на две трети составляют азотные. Среди основных покупателей, с одной стороны — главный «носитель вето» США, но с другой — наши партнёры по БРИКС. Крупнейший производитель высококачественного фосфатного сырья —российский ФосАгро. Акции этого предприятия, а также Акрона, Уралкалия, их рентабельность растут.
Правда, есть и проблемы: ослабление рубля негативно повлияло на чистую прибыль из-за переоценок биржевого, «неденежного» характера. Впрочем, есть объективные причины и последствия трудностей.
Повысят выручку угольные и золотодобывающие компании, даже вопреки падению цен на их продукцию из-за их привязки к доллару. Падение «целкового» поможет предприятиям отраслей поднять показатели доходности. 10% ослабления рубля увеличит этот индикатор на четверть.
Положение на валютном рынке идёт на руку и машиностроительным и агропромышленным компаниям. Но здесь необходимо сделать поправку на то, что… Весомая доля комплектующих в машиностроении — импорт. Как, впрочем, и оборудования агрокомплекса. Это увеличивает себестоимость производства. В самом благоприятном положении среди земледельцев — экспортёры зерна, чья выручка больше год от года. Цена складывается из мировых цен на зерно, затрат на транспортировку, переработку, плат за удобрения. Внешние рынки предложат аграриям хорошую рублёвую цену.
Будут чувствовать себя ещё более стабильно вертикально интегрированные агрохолдинги, такие как «Останкинский», имеющие не только переработку, но и свои производящие мощности. Но может не только папа, «Черкизово» вовсю строит комплексы. У других, правда, нет «конечных» заводов. Но из-зароста цен на мясо, свинину они повысили процент чистой прибыли и уверены в будущем. И это — несмотря на то, что после вступления РФ в ВТО, свиноводческие проекты были на грани банкротстваиз-за нерентабельности.
Так, «Русагро» в 2014-м показывал стабильный рост по всем бизнес-направлениям. В группе компаний объединены шесть сахарных заводов (крупнейший производитель в стране), масложировые и свиноводческие комбинаты (4-у место в РФ). И наибольший рост выручки — в мясном секторе холдинга, что объясняется эффектом от вето на мясной импорт из некоторых стран.
Отечественные аграрные холдинги вкладывают деньги в науку. Отраслевую, естественно, помогающую углубить переработку животноводческого сырья благодаря биотехнологиям, аквакультуре, а также производить специальные жиры. Так, «Русагро» готов создать СП вместе с Московским эндокринным заводом.
Рост цен на импорт поможет и фармацевтическому, косметико-парфюмерным секторам. Потребитель не без удовольствия будет пользоваться отечественными товарами, а не раскрученными брендовыми аналогами. Российские лекарства тоже, конечно дорожают, но вдвое меньше зарубежных.
Правда, есть и минусы у рентабельности внешних продаж для российских компаний. Такое положение поднимает и внутренние цены на продукцию экспортёров. Для нефтегазовой отрасли это не злободневно, там цены внутри РФ регулируются властями. А вот остальная продукция выигравших областей экономики станет дороже и для внутренних потребителей.
Ослабление рубля побуждает компании переключиться с внутреннего рынка — на внешний, так как это приумножает их прибыли. Следовательно, наши покупатели вынуждены соглашаться с повышением цен, чтобы за рубеж уходило не всё. Это характерно для всех секторов рынка.
Прибыли от слабого рубля, кроме того, могут быть сглажены увеличением себестоимости агропроизводства: того самого мяса, зерна, молока, так как корма, прочие составляющие для переработки в значительно степени импортные. Хочется верить, пока.
Источник: rb.ru