Аналитика

Не исключено, что правительство решится на принудительную деоффшоризацию. Правда, коснётся она лишь предприятий двух типов: оборонно-промышленного комплекса и тех, большая часть выручки которых за трехлетний период пришлась на долю оборонного госзаказа. Такую постановку считают целесообразной в Минэкономразвитии. Но предложение ведомства не подразумевает для подобных компаний полного запрета на оформление «дочек» в зарубежных юрисдикциях, оставив право такого решения за советом директоров. Цель этой оговорки — исключить риски, возникающие для национальной экономики.

Предложение МЭР, очевидно, всё же, — не «деоффшоризирующий» инструмент, а залог государственной безопасности. Думается, что для большинства очевидна необходимость введения запрета оффшору владеть нашими военными заводами.

Одной из ключевых тем последнего президентского послания стала деоффшоризация экономики, став ключевым пунктом перечня поручений по его реализации. Был предложен ряд инициатив по выполнению этой задачи. Президент отмечал, чтовопросы по выводу экономик из оффшоров поднимаются, — насчёт того, как они решаются, уточнено не было, — всеми странами. 

Глава государства тогда обозначил, что если оффшорная компания претендует на поддержку властей, то последние вправе иметь более подробные сведения о конечном бенефициаре. Правительство должно было законодательно запретить господдержку «заоффшоренных» системообразующих компаний и наложить вето на заключение государственных/муниципальных контрактов с ними. Список признаков, по которым «дочки» таких предприятий надлежит вывести из оффшоров, было поручено подготовить к ноябрю-2014.

МЭР по итогам работы с коллегами, РСПП, другими предпринимателями предупредило: введение таких норм повлечёт высокие риски, — финансовые, экономические, юридические и репутационные, — невыполнения контрактов и для предприятий и экономики в целом, издержки при неочевидном позитивном эффекте. 

По мнению ведомства, реализация подобных мер снизит конкурентоспособность наших компаний и даже способно закрыть некоторые направления бизнеса. Опасения подтверждены со стороны РСПП, подчеркнувшим, что риски ещё больше усиливаются на фоне санкций.

 Минэкономразвитие считает главными стимулами к возвращению холдингов домой — удобство ведения бизнеса в России, облегчение доступа к финансированию, налоговое совершенствование, либерализацию обращения акций за рубежом и валютного контроля. То есть — повышение престижа российской юрисдикции. РСПП также против абсолютного запрета на зарубежное оформление «дочек» системообразующих организаций. Но правительством законопроект о деоффшоризации и поправки в НК по налогообложению прибыли КИИ поддержаны.


Согласно этому законопроекту, к контролируемым иностранным компаниям относятся не налоговые резиденты РФ и структуры, организованные по законам иностранного государства. Установлены критерии «контролирующего лица»: его доля участия, как правило, не должна быть больше 25%. Предусмотрены налоговые условия, при которых иностранная организация не расценивается как «контролируемая».

 Цель РСПП — повысить порог владения отечественными резидентами в КИИ. Союзом предложено для сохранения конкурентоспособности увеличить эту долю участия. При этом, Председатель правительства убеждён, что этот закон соответствует интересам экономики и бизнеса страны.

Зачастую, плюсы от деоффшоризации для бюджета, могут идти параллельно со значительным числом потерь для бизнеса из-за неприменения схем низконалоговых юрисдикций. Такие, как кредиты под залог, открытие спецсчетов. А потому, по мнению бизнеса, более гибкое оффшорное законодательство может пойти скорее на пользу отечественной экономике.

Возможно, Минэкономразвития не слишком последовательно, с одной стороны разрешая выводить в низконалоговую территорию выручку, при условии, если меньшая её часть складывается без участия госзаказа, в обратном случае, запрещая это. Ведь сущность деоффшоризации — в перерегистрации отечественных компаний и уплата налогов дома, вне зависимости от источников прибылей, то есть запрет на использование «тихих гаваней» для отмывания денег. И из чего складывается выручка фирмы, из государственных или частных средств, не должно играть роли.

Понятно, что деоффшоризация увеличит доходы госказны. Плюс для государства, но минус для предприятий, акционеров, работников. В принципе, при распространении этих табу на частный бизнес моментально вырастут барьеры, в том числе и административные, что приведёт к большему снижению деловой активности, сокращению инвестиций. 

Поэтому лишнее административное регламентирование частного бизнеса скорее опасно в теперешней экономической ситуации. Тем более, специалисты, изучившие список российских компаний, выбравших оффшоры, пришли к мнению, что там достаточно госкорпораций, предприятий с госучастием.

Впрочем, предложения Минэкономразвития, возможно, следует принять, в том числе и для исключения двойных стандартов. Ведь привлекательность оффшоров для отечественного бизнеса не только в величине сборов, — налоговые ставки в РФ далеко не самые высокие в мире, а ещё и в правах интеллектуальной собственности. Многие инновации, торговые марки, бренды, нередко оформляются как ноу-хау именно в низконалоговых территориях.

Есть в этом вопросе ещё один момент. Кто точно знает, сколько предприятий ОПК зарегистрированы в оффшорах? Смогут ли законы не допустить вывод за рубеж средств и их приток в госзаказ? Капитал, как говорится, дырочку найдёт. Госкомпании на российской территории контролировать, быть может, и проще, но «мастерам от сумеречной экономики» не так сложно создать цепь предприятий, некоторые звенья которой «случайно» выпадут в оффшоры, выведя туда, как минимум, часть доходов от оборонзаказа. И, напротив, через подобную цепь фирма с Багам может выйти на рынки российского госзаказа.

Ещё одна проблема: когда же закон собираются принимать? Если он вступит в силу уже с нового года, предпринимателям пора бы приступить к изучению новых правил, по которым им надлежит возвратить в Россию активы.

Но, хочется отметить, что для развития российского предпринимательства необходимо, в первую очередь, улучшать условия предпринимательства дома, формировать здоровую инвестиционную среду, нормальные условия для конкуренции. Такие решения будут действовать значительно эффективнее запретительных мер. 

Источник: rb.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также