Центробанком разрабатывается «шоковый», уже четвёртый сценарий падения нефтяных цен, правда, похоже, что он вряд ли будет востребован. В нём рассматривается вариант с котировками в $60/баррель, хотя стоимостное пике эталонной марки, похоже, закончилось в районе $93. Эксперты ждали этого, и их предостережения стали явью. Российский Urals достиг двухлетнего минимума. Это снижение цен, безусловно, не только наносит удар по свёрстанному бюджету–2015, но и ставит правительство перед необходимостью погрузиться в глубокие раздумья о перспективах отечественной экономики.
Глава Минфина Силуанов сообщил, падение цен вкупе с геополитикой и сворачиванием программы QE «стоило» бюджету 4% ВВП. Однако, Россия благодаря сдержанной политике, которая будет продолжена, выдержала эти шоки. Да и в бюджетном проекте эта ситуация нашла своё отражение.
Но глобальное ухудшение экономического положения на фоне конфронтации с Западом подталкивает власти к незамедлительным действиям. Решатся ли они на модернизационный рывок, или положение будет и дальше усугубляться? Всё же, скорее всего, наша экономика и властные элиты готовы к крутому повороту.
На Госсовете Путиным было заявлено: с намеченного экономического курса, на который давно пора было перейти, страна не свернёт. Ориентиром российской экономики будет внутренний рынок, а не иноземные инвестиции. Впрочем, эта концепция вряд ли стала неожиданностью для кого бы то ни было.
В ответ на прозвучавшие призывы Минфин совершил неожиданный ход, предложив не пополнять Резервный фонд нефтегазовыми доходами, выполняя «бюджетное правило», а, заметно модифицировав его, концентрировать средства на замещение госзаимствований. Это отражено в законопроекте «О бюджете на 2015–2017 года». Правда, рассчитан он из цены на Urals на уровне $100/баррель.
С другой стороны, единороссы готовы под чутким руководством Сергея Глазьева проложить альтернативный курс для отечественной экономики. Думцы уже провели слушания этих предложений по российскому НЭПу 21 века. Там предложено пятикратно повысить бюджетный дефицит, одновременно резко сократив налоговую нагрузку. Для этого у России имеются международные резервы, половину из которых и намечено направить на инвестиции в ближайшую пятилетку. Вместе с этим предложено обложить налогами вывоз капиталов.
Автор предложения видит сложности, препятствующие смене экономического курса. Например, определена норма импортозамещения — более двух трлн. рублей всевозможных товаров, что требует финансовых источников, кредитов. Но многолетняя политика Центробанка, — снижение объёма денежной массы, практического удушения товаропроизводителей, — не позволит сделать этого. Она, по мнению Глазьева, мешает развитию страны не меньше санкций.
В 2014-м РФ должна вернуть кредитов на $120 млрд. Плюс импортозамещение, что вместе даёт «недостачу» в 5 трлн. рублей для простого воспроизводства. Чтобы изменить положение, ЦБ следует предоставить отечественным производителям долгосрочные недорогие кредиты на западных условиях. А ещё лучше рассмотреть возможность предоставления ЦБ беспроцентных кредитов, по крайней мере, по проектам которые могут оказать серьёзное влияние на ускорение развития экономики России. Нужны и меры, препятствующие оттоку капиталов, такие, как «денежно-вывозные пошлины», которые используют многие страны. Этим инструментом сможет стать сбор с финансовых транзакций, который засчитывался бы в НДС.
Ведомства прогнозирует различные суммы оттока, но все они находятся на уровне в $100 млрд. При введении налога на вывоз/отток капитала (по ставке, например, в 13%) бюджет мог бы получить около полтриллиона рублей. Но ЦБ пока делает вид, что этих инициатив «не замечает», а это усиливает эффект санкций, подрывая экономическую безопасность.
Не секрет, что порядка половины нашей промышленности существуют благодаря импорту. Но экономические удары со стороны США и ЕС по торговым связям нашей страны заставляют задуматься над вопросом: «Какими же должны стать новые источники экономического роста»? Как организовать опережающее импортозамещение — а это и собственное производство, и технологическое замещение? Как выполнить президентские задачи, отказавшись от превалирующего последние десятилетия курса на развитие сырьевой экономики? Как создать другую идеологию и экономическую систему, то есть — перестроив практически всю жизнь за короткое время? И, наконец, как отказаться от нефтедоллара?
Очевидно, что нужно возвращать экономическую, и главное, технологическую суверенность, ведь даже нефтяники зависят сейчас от западных производств, и прекращение поставок не позволит добывать сырьё и осуществлять дальнейшее развитие добывающих отраслей, что уже и происходит. Вторая зависимость — станкостроение, с чем непосредственно связана и безопасность страны. При этом на техперевооружение, хотя бы частичное, необходимо лет 5-7.
Также необходимо формирование нового сектора развития, целью которого станет создание передовых технологий, а в итоге — самодостаточность в технологическом обеспечении различных отраслей народного хозяйства. Для этого необходим центр стратегического планирования, неважно, как его назвать, и эти идеи уже пробивают себе дорогу, например через закон о промышленной политике.
Следует ввести клиринговые расчеты в промышленности, привязанные к рублю, суверенной расчётной единицы в интересах промышленности и науки, технологий и образования. То есть, построить собственную полноправную финансовую систему, действующую пока параллельно с текущей, нефтедолларовой, но постепенно её замещающей. Одновременно необходимо создавать альтернативную, технологическую конструкцию реального сектора экономики. И здесь можно обратить внимание на экономический и финансовый опыт Советского Союза.
В СССР параллельно ходило четыре различных рубля, поддерживающих свои относительно независимые финансовые системы. Один рубль — наличный, другой — «безнал» (взаиморасчеты предприятий). Ещё один — клиринговый. Им вычислялись и «межСЭВовоские» натуральные поставки продуктов. То есть, что поставляется взамен чехословацких трамваев, болгарских овощей. Последний —инвалютный, для сделок с Западом.
В рамках преобразования текущей экономической системы имеет принципиальное значение создание мощного промышленного банка для осуществления промышленных инвестиций, где технорубль превратится в условную расчетную единицу, по образцу рубля СЭВ. А новой точкой роста станет промышленный труд, и формирование передовых технологий, что должно стать источником и гарантом новой надёжной экономической системы.
Источник: blog/evdokimov