За последнее время в глобальной экономике произошёл ряд значимых событий. Вторая и третья волна всемирного кризиса, приведшая к реальной остановке экономического роста; второй и третий пакет цивилизованных санкций против России. Советник президента Сергей Глазьев, занимающийся евразийской интеграцией, не считает положение в отечественной экономике катастрофическим. У него есть рецепты не только выживания, но и развития нашей страны. Залог тому — отсутствие существенных расхождений между российскими властями и крупным бизнесом, функционирующим в реальном секторе.
Антикризисные меры весьма очевидны эксперту. Удлинение и удешевление кредита, увеличение государственного спроса в области импортозамещения. Воплощение в жизнь этих предложений поможет повысить ВВП минимум на триллион рублей в год, а это — 8-9% роста экономики.
Кроме того, имеется распоряжение председателя правительства о государственном финансировании инфраструктурных проектов. А также госпрограмма на основе заявки от реального сектора экономики на субсидирование импортозамещающих производств, технологическую модернизацию.
Эти моменты в сумме позволяют сказать, что у России имеются резервы экономического роста, поддержанные санкциями Запада. Уже определено, сколько денег нужно для выхода на путь устойчивого развития. Решается вопрос о замещении импорта финансов, внешних кредитов, финансирования программ расширения производства.
Правда, на требования реальной экономики реакция финансовых властей отсутствует. То есть, кредитно-денежная политика пока не привязывается к народно-хозяйственным задачам. В проекте основных направлений политики ЦБ эти запросы не учтены, его задача — лишь удержание инфляции. Но борьба с инфляцией лишь сжатием денежной массы удачи не приносит. Напротив, необходим достаточный объём денежного предложения, чтоб обеспечить рост товарооборота и инвестиций. А основное средство борьбы с инфляцией — повышение эффективности производства.
Для всего этого нужно опережающее развитие кредитования, авансирования экономического роста. Введение санкций даёт редкостную возможность замещения источников ссуд на внутренние, формирования суверенной финансовой системы, направленной на развитие своего производства.
Например, реализация предложений, высказанных на Госсовете белгородским главой Евгением Савченко, обеспечат дополнительный выпуск сельхозпродукции в год на 2 трлн. рублей. Это потребует увеличения объёма кредитов приблизительно в 3 раза для ссуд производителям минимум на год. Плюс средства на модернизацию производственных мощностей. То есть, прирост денежной массы должен составить, по меньшей мере, триллион рублей.
Власти также планируют поддержать газопровод «Сила Сибири», высокоскоростные транспортные магистрали. Срок окупаемости — около десяти лет. Обеспечение прироста экономики, необходимого для выхода на путь устойчивого развития подразумевает увеличение инвестиций минимум на 10%. А этого в планах Минфина и в политике ЦБ нет.
Для импортозамещения необходимо расширение денежной массы, чего на практике не наблюдается. В России проценты рефинансирования высоки, сами кредиты «коротки», а ведь они необходимы для замещения внешних ссуд, объём которых превысил $700 млрд. Эта сумма сопоставима с объёмом всей денежной массы в РФ. ЦБ планирует ближайшие три года увеличивать денежную массу на 10-15%.
Российская финансовая система планирует сменить вектор получения кредитов на Китай, Индию, Ближний Восток. Но в этих регионах работают не только местные финансово-посреднические учреждения, но и банки США, которые через гонконгских и сингапурских «дочек» не прочь давать деньги российским коллегам. При этом Вашингтон запретил европейским ростовщикам контактировать с нашими, но совершенно не замечает нелегальные кредиты своих дилеров. Почему? Вашингтон делает то, что ему выгодно. А что же Европа? А она тоже делает то, что выгодно Белому дому. Интересно, где при такой политике будет экономика ЕС лет через десять? Впрочем, вопрос риторический и ответа не требует.
Россия же последнее время ведёт свою линию с ориентацией на собственную экономику, несмотря на усиливающееся давление «заклятого звёздно-полосатого друга». И, в первую очередь, это обусловлено тем, что властные элиты начали осознавать, куда их могут загнать пожелания из-за океана. А оказаться там, где скоро будет европейская экономика, у них никакого желания нет.
Страны с устойчивым позитивным сальдо торгового баланса не должны испытывать нужды во внешних кредитах. Этот показатель был огромным у России за последние годы, что позволило выплатить долг, создать огромный валютный резерв. Данного притока валюты должно хватить на финансирование многих госпрограмм.
Тем более, порядка 80% «иностранного» капитала в нашей стране — российские реинвестиции через оффшоры, и острой зависимости от зарубежных денег РФ не испытывает. А затраты на их обслуживание значительно превосходят объёмы фискальных поступлений. И наши ежегодные потери на оффшоризации, обусловленной разницей процентных ставок — полсотни млрд. долларов.
Переход на новую финансовую модель на основе внутреннего кредитования потребует ужесточения банковско-валютного контроля. Возможна неконтролируемая конвертация рублей в доллар с вывозом денег за рубеж, что и происходит сейчас. Если удастся остановить бегство русских капиталов, достигшее значительных размеров, то можно будет перевести экономику на внутреннее кредитование.
На подобную «мину» мы уже наступали в 2008-м, кредиты для выручки коммерческих банков привели к переводу рублей в доллар с надеждой на спекулятивный доход и до реального сектора средства не дошли.Та «антикризисная» политика ЦБ обрушила наш фондовый рынок в три раза, продукция машиностроения уменьшилась на 40%. Так что теперь нужно выбирать другой путь, который потребует борьбы с вывозом капитала, реализации программы деоффшоризации, к чему и призывал президент России.
Этим будет обеспечен оборот денег внутри отечественной экономики, чего не хотят допустить за рубежом, и имеют для этого немало рычагов. Впрочем, такое же желание испытывают и российские сторонники «вашингтонского консенсуса», считающие основной целью обслуживание иностранных кредитов. Желание же добиться реального повышения ВВП на аргументированном экономистами уровне, потребует кардинальной смены всей кредитно-денежной политики и перестройки всей финансовой системы страны. Страшно? Да, страшно. Но по-другому не получится. И возможно, если бы не прессинг нашей страны со стороны Запада, на эту реорганизацию наши власти никогда бы не решились. А сейчас есть шанс.
Эти укусы Запада становились всё более ощутимыми для российской финансовой системы, сделав, похоже, то, чего и добивался Вашингтон. Отношения Москвы и Брюсселя становились всё более холодными. С другой стороны, проблемы с западным финансовым рынком форсировали укрепление связей России с действительно развивающимися, — а не стагнирующими, но обладающими очень большим самомнением и сделавшими нереальные успехи в нереальном, — финансовом, секторе экономики, — государствами.
На площадке ежегодного форума в Сочи Силуанов заявил, что российскийМинфин идёт к тому, чтобы разнообразить инвестиционную корзину. Это необходимо не только для нахождения более выгодных процентных ставок без дополнительных рисков. Политическую подоплёку хода заметили на обоих берегах Атлантики. В ЕС даже решили обсудить смягчение санкций.
Силуанов уверил наших цивилизованных партнёров, что данный шаг не преследует цели подвергнуть наказанию страны Запада. Тем более что это, действительно, непросто на финансовом поле.
Возник вопрос, не является ли такая диверсификация свидетельством начала подготовки наших властей к долгосрочной финансовой «осаде» страны. Силуанов ответил, что он полагает, запретительные меры Запада в обозримом будущем будут отменены, тем не менее, не следует забывать о том, к чему следует готовиться, когда хочешь мира. И власти должны быть во всеоружии к наиболее пессимистичным сценариям развития.
К началу сентября объём резервного фонда российского финансового ведомства, скопленного за «тучные» годы высоких нефтяных цен превысил $91 млрд., что равняется 4,7% российского ВВП. На настоящий момент величина российскогоФонда национального благосостояния (ФНБ), средства откуда инвестируются в инфраструктуру, — $85,3 млрд.
За первые полгода 2014-го из нашей страны,по данным МЭР, было выведено более $70-ти миллиардов чистого капитала. И по прогнозу экспертов, российская экономика, вероятно, продемонстрирует наиболее низкий за последние 10 лет уровень роста, считая 2009-й, когда её объём сократился по причине всемирного кризиса.
Кроме решения проблемы поддержки предприятий, которым необходимы дополнительные средства, власти ищут способы заштопать дыры в бюджете. Американские аналитики не исключают, что России и в следующем году придётся залезть в своей резервный фонд с целью достать оттуда около полутриллиона рублей. Это будет сделано в первый раз за последние шесть лет. Также правительством рассматривается возможность введения налога для предприятий общепита, такси, на размещение в гостиницах.
Однако, невзирая на бюджетные секвестирования,наша страна продолжит выполнение условий международных соглашений, а кроме того, переведёт деньги на формирование банка БРИКС. Это международное кредитное учреждение намереваются открыть к 2016-му. Банк БРИКС создаст альтернативу МВФ, целью банка станет поддержка экономик государств блока.
И спасением для США здесь может быть только развязывание военных конфликтов по всему миру. А это очень неприятно для наращивающей мускулы новой мировой неамериканской финансово-экономической системы, но хочется надеяться, что всё-таки не смертельно.
Источник: rb.ru