Аналитика

Неожиданным для Запада был ответ России на санкции, ограничившей ввоз «цивилизованного» продовольствия. Этот шаг в новых реалиях способен дать толчок отечественной агропромышленности, смежным отраслям, организации эффективной цепочки: производитель — переработчик — торговец — клиент, формированию логистических агропарков. Избежать дефицита продуктов и предотвратить рост цен России помогут развитие сектора индустрии, относящегося к переработке сельскохозпродукции. Ну, и, безусловно, важна также смена вектора импорта, без которого северной стране не обойтись. С Запада на Юг и Восток.


Как ни крути, в Сибири мандаринов не вырастишь, а потому витамины, — не картошку и лук, а бахчевые и всевозможный виноград, — ввозить придётся. Тем более, немаленький рынок России — лакомый кусочек для многих.

Уже определены и источники импорта. Предложены два, которыми, конечно, всё не ограничится.  Глава МЭР Улюкаев предлагает сделать ставку, — не складывая, безусловно, все яйца в одну корзину, — на экзотическое продовольствие государств АСЕАН. Зампред СовФеда по аграрной политике Лисовский пошёл дальше (то есть — ближе), уже проработав первые шаги по возобновлению разорванных связей с бывшими республиками советской Средней Азии

Что в странах Юго-Востока Азии, что у наших бывших соотечественников нет ни желания, ни даже возможности «стандартизации» плодоовощной продукции, впрочем, как и доведения сроков её хранения до года, как у приснопамятных польских яблочек. При этомглава МЭР отметил высочайшие стандарты качества экзотического для нас провианта из АСЕАН.

Этот сегмент импорта будет не заменять, а дополнять и разнообразить традиционные продукты питания, — мясо-рыбу, «молочку», овощи-фрукты. А справиться с дефицитом, который на первых порах собственными силами не прикрыть, мы сможем с помощью торговых союзников из БРИКС, партнёров из Турции и Египта. «Диверсифицировать» же рацион питания граждан России будет экзотика из Юго-Восточной Азии. Плоды из тропиков для гурманов безусловно, найдут своего потребителя, почитателя.

За это взялись руководители российских и таджикских ведомств и организаций. Ведь кроме работников сельскохозяйственных отраслей и торговли, необходимо будет задействовать и транспорт, и таможни, и налоговые органы, и инвестиционные институты, и новые технологии. А когда всё это будет проштудировано и отшлифовано, и объём взаимовыгодной и лакомой торговли увеличится минимум в пять раз — все мы ощутим вкус натуральных среднеазиатских фруктов, ягод, и овощей, а не пластмассовой, а потому не портящейся продукции из польш и бельгий.

Но для этого нужно отработать различные «мелочи», которые прекрасно работают в Европе, они помогут «распутать транспортную развязку», и мегаполисы получат шанс превратиться и в центры продовольственной логистики регионального уровня. Для этого можно подсмотреть опыт «основных перевалочных пунктов» Запада, и не только городов — морских портов, но и других узлов.

Проблема нашей страны в том, что логистики как науки у нас не было. То есть, просто умные люди разрабатывали маршруты транспортировки. На глазок, но получалось не так уж и плохо. Но в последнее время собственных эффективных методик транспортировки – хранения – переработки сельскохозяйственной продукции не появилось, старые позабылись. Да и к чему они нужны, если отработанные технологии, — от политических до продовольственных, — не глядя, заимствовали с Запада?

А вслед за ними — почти весь провиант, готовый к тому, чтобы лечь на прилавки. Зачем забивать голову и опустошать кошелёк ради мелочей, если всё, чего душа не пожелает, и так прибудет партиями, расфасованными по требованиям каждой из торговых сетей. Комфорт разбаловал ритейлеров, самостоятельно выходивших на зарубежные фирмы, — запрет этого отстаивает Лисовский, — а сейчас не столь заполненные полки сетевиков — следствие их привычки к тепличным условиям.

Отечественным производителям, скорее, посредникам, пока не имеющим договоров с сетями, необходимо знать, куда им привозить свою продукцию, как её довести до ума, упаковать так, чтобы не только попасть на прилавок, но и не затеряться там. Было бы неплохо, чтобы на этих площадках агроцентров располагались терминалы заказов, перерабатывающие производства, которые потребуют оборудования, дадут работу машиностроителям и технологам.

 В сентябре 2014 рядом со столичным МКАД открылся первый агропромышленный кластер, с чисто «русским» названием «Фуд сити». На овощебазе 2.0кроме профильной продукции представлены мясо, рыба, готовые изделия из них, «молочка» и прочая бакалея вплоть до спецодежды, возможности фасовки, хранения, продажи. Причём, любыми партиями. Рядом с Москвой их будет четыре. И, что интересно, в СамареНовгороде и Омске опередили в этом деле Питер и Краснодар.

Власти регионов осознали важность формирования таких центров. Теперь нужно браться за дело, поддерживать уже работающие проекты, формировать новые. Власти и бизнес понимают, что времени у них немного, ведь им никто не дал гарантий, что по истечении установленного годового срока антисанкционных льгот импорт не будет частично разрешён. К дате возможной его отмены, — кто знает, каковы будут интересы большой политики, — надо быть во всеоружии, чтобы не упустить своего места на рынке.

Источник: rb.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также