В ТРАДИЦИЯХ СТАНИСЛАВСКОГО
Вчерашняя публикация в РИА-НОВОСТИ, видимо, призвана убедить граждан в том, что грядущая автономия образовательных учреждений не повлечет за собой появления в сетке расписания так называемых дополнительных платных услуг.
http://www.rian.ru/edu_news/20100506/231274309.html
Нам объясняют, что детские сады и школы, став автономными только выиграют, а вместе с ними и мы. Те, кто знаком с грядущими новшествами только теоретически, может этому поверить.
Но я не могу, так как с автономным образовательным учреждениям знакома на личном опыте. Как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев «во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели».
Вот об этом эксперименте я сегодня и поведаю.
ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В сентябре 2008, когда года моей дочери было около двух лет, она уже сносно говорила. Как-то на прогулке она заявила мне: «Мама, хочу в садик». Возможно, я неправильно ее поняла, и ребенок просто хотел гулять на яркой площадке, полной шумящих детей, но я решила, что это знак, и пора пробивать нам место в детском раю.
С садиками в нашем микрорайоне весьма туго, да и в районе не лучше. Благодаря практикуемой ныне уплотнительной застройке количество жителей растет с геометрической прогрессией. Новые сады тоже есть. В девятом году открыли один. И в этом году открывают тоже.
Правда, десять лет назад, двадцати этажного квартала, в котором появился новый сад, и в помине не было. Другой же сад просто возвращен в прежнее состояние. Последние лет двенадцать он был отдан в распоряжение спецшколы. В округе с 95-го года переданы под другие государственные нужды четыре детских сада (теперь там милиция, СЭС, детский дом для кавказских беженцев). Сверх того, здание одного сада было снесено, теперь там приватная автостоянка новой многоэтажки, еще один корпус того же сада продан или сдан в аренду коммерческой фирме, в нем офис-особняк.
Одним словом, садов у нас в расстоянии трех автобусных остановок не хватает. Я не удивилась, когда в РОНО мне предложили место в детском саду, в который можно добраться, лишь поменяв три вида городского транспорта. Взяв направление, я отправилась к завроно. То ли мне повезло, то ли такова практика, но свое возмущение мне выплеснуть не удалось. Как только я оказалась в заветном кабинете, меня окружили сочувствие, добросердечностью. А через семь минут мне выдали направление в желанное для меня ДО.
Два слова об этом саде. Как всякая мать, желающая устроить своего ребенка как можно комфортнее, я подошла к выбору детсада весьма ответственно. Педагогическая грамотность сыграла со мной злую шутку и я решила, что если сад работает по прогрессивной методике, то уж с дремучими дикостями нашей дошкольной педагогики я не столкнусь.
Поэтому, узнав, что в соседнем микрорайоне работает единственный в Питере государственный сад, осуществляющий дополнительную программу по Монтессори-методу, я сделала выбор в его пользу.
Для несведущих сообщу, что Монтессори-метод – это великолепно отработанная за столетие система образования и взаимодействия с детьми от трех до семнадцати лет, которая дает прекрасные результаты – глубокие знания и адекватную самооценку –, например, в Финляндии, где государственные учебные заведения работают только так.
Меня не остановило, что за такой дополнительный блок занятий нужно доплачивать (на момент записи в желанное ДО около 2 500 руб). Напротив, я решила, что платность сада – некий плюс: меньше желающих, проще прорваться.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
Довольная собой 31 мая 2009 года я пришла на первое родительское собрание. Здесь нам сообщили о том, что возможности выбирать только Монтессори-занятия в качестве дополнительных больше не будет. Теперь все дополнительные образовательные услуги, которые будут именоваться «Азбука Гармонии», объединены в один договор об основных дополнительных услугах, ежемесячная стоимость которого составит 4 500 руб. В него будут включены, кроме Монтессори-занятий, музыкальные занятия, и индивидуальные встречи с логопедом и психологом.
Кроме этого нам предложили ознакомиться с ассортиментом просто дополнительных услуг, которые можно брать, а можно и не брать. Он включал в себя ИЗО, музыкальный театр, танцевальную студию, а так же медицинскую профилактику плоскостопия и скалиоза (видимо, то, что раньше называлось физкультурными занятиями) и питие кислородных коктейлей.
На вопрос, куда же делись бесплатные музыкальные занятия, ведущая собрание дама приятной наружности, сообщила, что в первой младшей группе государственным стандартом они не предусмотрены, но мы все понимаем, что без них нельзя.
Я задала второй вопрос о том, зачем детям в первой младшей группе психолог и логопед. Оказалось, что эти специалисты помогут детям справиться с будущим ЕГЭ, которое хоть и не ждет их на выпуске их детского сада, но готовиться к нему нужно уже у материнской груди, настолько он страшен.
Затем, дама начала рассказ о грядущих переменах в статусе детского сада. «С января 2010 года» – с гордостью сообщила она, – «наш детский сад, в числе еще трех лучших детских садов района, получит статус автономного. Государство будет по-прежнему финансировать нас и объемы финансирования не изменятся. Правда сейчас сфера дошкольного образования финансируется по остаточному принципу, на каждого ребенка в нашем детском саду приходится всего по семь с половиной тысяч в месяц, а это очень мало, хватает только на ремонт, оборудование и обслуживание помещений. Родителей тоже никак перемены не коснутся: стоимость и объем занятий не изменится. Главный плюс – это то, что детский сад сможет привлекать средства близлежащих коммерческих предприятий, производств. Мы обсуждали это на РОНО, схема рабочая!» – с комсомольской энергичностью заявила дама.
Тут я не выдержала, и позволила себе поинтересоваться, кто она такая и как ее зовут. Я-то дура, думала, что это наш будущий воспитатель, а молчаливо восседающая рядом суровая женщина – заведующая. Выяснилось, что оратор и есть заведующая.
«Тогда вы наш воспитатель?» – обратилась я к ее соседке. «Валентина Алексеевна – наш лучший педагог, она будет проводить у вас занятия по методике Марии Монтессори, она старший воспитатель детского сада».
«А где же наш воспитатель?»
«Пока вакансия на вашей группе не закрыта, но я надеюсь приобрести на рынке труда двух молодых специалистов с высшим образованием».
Заострять внимание на этом вопросе заведующая не стала и вернулась к своей речи об автономии: «От автономии мы только выиграем. А родителям беспокоится нечего, к тому же, с 2012 года все детские сады и школы станут автономными».
С этого собрания я вернулась с неприятным предчувствием. Конечно, мне не понравилось то, что я не увидела в глаза человека, которому собиралась доверить свою дочь. Не показали нам, как-то отговорившись, и группу. Смутила заведующая, которая тоном напоминала больше руководителя отдела продаж, чем педагога. Вызывала вопросы насыщенность программы «Азбука Гармонии», а играть-то детям когда?
Успокаивало то, что унизительных поборов быть в саду не должно было. Что сад один из лучших. И что сомнительная система, по выданной информации ждала всех и каждого без всякого выбора в недалеком 2012 году, наступление которого многие ставят под сомнение.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Наступил сентябрь. Время ответов на вопросы. На нашу группу вышла воспитатель с дурными сталинскими замашками, свято верующая в то, что каждый ребенок, приходящий в детский сад должен проораться, и что одному на это нужно полчаса, а другому полгода. К тому же, она не по-сталински опаздывала на работу на полчаса, и недовольно смотрела на тех, кто приходил за детьми позже, чем за час до закрытия группы. Время работы группы тоже умиляло, с 8.00 до 17.00, а фактически с 8.30 до 16.00. Кому удобен такой график?
Как-то, в первые дни адаптации, я заглянула в группу на завтраке и увидела святую картину: восемь орущих двухлетних малышей, и двух теток – воспитательницу и няню – засовывающих ложки в их рты, когда они пытаются взять новый воздух для крика.
С этого началась моя борьба. Заведующая, к которой я обратилась за разъяснениями, сообщила мне, что инструкция требует докармливать детей, если они не едят. К сожалению, инструкция не требовала отвлечь детей от переживаний расставания с родителями, привести их в веселое расположение духа через игру, а потом уже усаживать за стол.
В течение нескольких дней я внимательно наблюдала работу нашей воспитательницы и поняла что, чем меньше она проводит времени с детьми, тем лучше. Но основные дополнительные занятия все не начинались. Оказалось, что слишком мало детей посещают группу.
«Где же педагоги с высшим образованием?» – возмущалась я в кабинете старшего воспитателя. «За шесть тысяч никто работать не хочет» – отвечала она мне.
«Наш воспитатель, что шесть тысяч получает?»
«Да».
После такого ответа я перестала вести счет ее ошибок, мне лишь по-прежнему хотелось, чтобы она приходила на работу к 8.00. Забегая вперед, сообщу, что этого я так и не дождалась. Зато введения хваленых платных занятий, не дожидаясь полной посещаемости, добилась. Психолога, правда, долго не было видно. Штатный сотрудник заболел. А дополнительного психолога нашли только через полтора месяца. Логопедом оказалась воспитательница другой группы, подрабатывающая во вторую смену. Музыкальные занятия вела опытная и сердечная женщина, они оказались на высоте.
Отдельно о Монессори-занятиях. Смысл метода заключается в том, что дети свободно работают в предметно-адаптированной среде под наблюдением наставницы, которая не вмешивается в их деятельность, а лишь созерцает и анализирует процесс постижения ребенком предложенных ему материалов. Все пособия созданы самой Марией Монтессори и ее последователями, их лаконичность и точное попадание в детское сознание – результат такого тщательного наблюдение за развитием ребенка.
Монтессори-материалы провоцируют детей на эксперименты с ними, и в результате этих экспериментов дети, как ученые, делают первые открытия в различных областях. Мария Монтессори считала, что каждый ребенок развивается по своему индивидуальному генетическому плану, а педагоги должны позволить этому плану осуществиться. Поэтому в ее методе не существует программ, которые определяют последовательность постижения предметов, количества занятий, которое посвящается одному и тому же эксперименту. Одному ребенку Розовая башня может быть не интересна, в то время как другой будет сто пятьдесят раз собирать и разбирать ее.
В коммерческих рамках в нашем саду была реализована столь дикая схема продажи Монтессори-занятий, что у меня возникло острое желание немедленно его покинуть. Богатейший ассортимент Монтессори-материалов полностью заполонял свое пространство группы и внимание детей. Но работать свободно с этим материалом детям позволялось только в присутствии Валентины Алексеевны, т.е. четыре раза в неделю по полтора часа. В остальное время познавательная активность детей (мощно стимулируемая самими материалами) грубо подавлялась одергиваниями воспитательницы: «Это брать нельзя. Это только с Валентиной Алексеевной».
ХОЛОДА
Осень крепчала, а отопительный сезон не начинался, и тут выяснилось, что сад не готов был к началу учебного года по техническим показателям. Вернее, за весь сад сказать нельзя, но наша группа замерзала. В двадцатых числах сентября воспитательница встретила нас словами: «Одевайте кофты, в группе четырнадцать градусов. Надо ставить стеклопакеты».
Оказывается, тех денег, которые государство сполна перечисляет на содержание детского сада, не хватает на ремонт и окна в группах родители ставят сами. Нам, как принято, досталась не благоустроенная группа. Первое желание – пойти в прокуратуру и СЭС – охладил здравый смысл. Закрытый по техническому несоответствию детский садик открыть практически невозможно.
Вместо работы, я отправилась в строительные магазины за утеплителями и принялась обзванивать мам, чтобы утеплить окна в тот же день. Утепление дало свой результат, на другой день термометры показали семнадцать градусов. Через пять дней состоялось родительское собрание, на котором мы решили собрать по три с половиной тысячи для замены половины остекления в группе на стеклопакеты и покупки нового ковра и пылесоса. Мой супруг вызвался участвовать в работе бригады пап по самостоятельной установке стеклопакетов, дабы сэкономить общие средства.
БОЛЕЗНИ
Но поменять остекление удалось только через пару недель, когда и днем уличная температура не поднималась выше пяти градусов. Работать можно было только в выходные, поэтому, несмотря на холод, дождь и сильный ветер, мужики проработали весь день на ремонте группы.
Не узнавала, как другие, но наш папа захворал. Вскоре заболела и дочка. Проболев две недели легким ОРЗ, она вышла в садик на четыре дня, и свалились снова, теперь уже с высокотемпературным гриппом. Грипп дал неожиданное осложнение – инфекционную дыхательную аллергию, ребенок захлебывался в кашле. С новой бедой мы просидели дома еще дней двадцать.
Итого в октябре мы были в саду всего лишь шесть дней. Каково же было мое удивление, когда бухгалтер выдала мне квитанцию на оплату с гораздо большей суммой, чем я ожидала. Начались разбирательства, и тут мне объяснили, что при перерасчете оплаты услуг из дней, пропущенных по болезни вычитаются первые три дня болезни, делается это в соответствии с городским законам о родительской плате.
Но я не тот человек, который принимает все на слово. Нашла закон и убедилась в том, что перерасчет должен быть произведен полностью. На всякий случай связалась со знакомым главбухом детского сада, которая не только подтвердила, что я все правильно поняла, но сказала, что в случае проверки из-за такого начисления родительской платы в саду будут серьезные проблемы. Решив, что причина недоразумения в некомпетентности нового бухгалтера, я оправилась на прием к заведующей.
ВРАКИ, ВРАКИ, ЧТО СВИСТЯТ РАКИ, ЭТО САМИ РЫБОЛОВЫ
Заведующая была доброжелательна и любезна. Сверкая ослепительной улыбка, она сообщила мне, что перерасчет в ДОУ, производится в соответствии с законом о родительской плате, и что первые три дня болезни оплачиваются родителями в полном объеме.
Когда я сослалась на то, что имею информации о противоположной практике применения этого закона в таких же ДОУ, заведующая пошла на попятную и пригласила меня на встречи с главным бухгалтером, сославшись на свою неосведомленность в бухгалтерских делах.
Бухгалтер уже не ссылалась на закон, она заявила, что такой порядок перерасчета описан договоре между родителями и ДОУ. Договора эти на тот момент все еще не были подписаны и находились у администрации, под предлогом того, что сад еще не поучил лицензию, номер которой нужно вписать в договор. Лицензию на те самые дополнительные образовательные услуги, вопрос оплаты которых послужил поводом для разбирательства. Я стала требовать договор.
После того, как я получила его на руки и убедилась в том, что речь о частичной оплате пропущенных по болезни дней в нем не идет, заведующая позвонила мне сама. Может быть, подписывая договор, она тоже его прочла?
Она начала объяснять мне, что мы должны оплатить три дня из болезни, так как ребенок пропустивший занятия нуждается в индивидуальной дополнительной работе с педагогом, ибо он отстал от программы. Я возразила, что это их программа отстает от развития моего ребенка. И выдвинула еще десяток аргументов, главным же было отсутствие законного основания для подобных денежных начислений.
Тогда заведующая выдвинула новый аргумент: детский сад оплачивать работу педагогов независимо от того, пришли дети на занятия или нет, так как их труд социально защищен.
Когда и на этот аргумент у меня нашлись возражения, последовала третья тирада о том, какие большие налоги платит детский сад государству. К этому моменту мне стало противно, и я выключила мобильный телефон.
Я четко поняла, что не могу доверить ребенка людям, которые юлят, врут на ходу и ведут себя подобно мошенникам. То у них все в ажуре, то все по закону, то все по договору, то все в интересах ребенка, то жизнь тяжела и государство обирает. А может быть, и не было тут никакого противоречия? Все в ажуре: по закону, по договору, в интересах ребенка и учителя жизнь тяжела и государство обирает.
Замечу только, что все эти события происходили еще до преобразования ГДОУ в АДОУ. Возможность оказывать дополнительные образовательные услуги и работать по альтернативным методикам была и до реформы бюджетной сферы, к чему же нововведения?
ФИНАЛ
С 1 января наш детский сад стал автономным. С декабря мы его не посещаем, сидим на больничном, так как аллергия началась снова, потом проблемы с пищеварением, потом обнаружили глисты, месяц их гнали, потом ОРЗ и так далее. Только вчера ребенок сказал мне: «Мама, я больше не буду уже болеть».
Поэтому, обо всех изменениях я знаю понаслышке, от мам, которые по вечерам гуляют вместе с нами.
Новый договор содержит пункт о пятидесятипроцентной оплате образовательных услуг в случае болезни ребенка. Всех родителей принудили его подписать. Нашу группу, в которой посещаемость так и не стала полной из-за постоянных болезней детей, уплотнили малышами из ясельной группы.
Родительская плата с первого сентября 2010 года поднимется до 10 000 руб.
Вот думаю сходить сегодня в садик и попытаться получить обратно деньги, сданные на благоустройство группы. Или конфисковать пылесос, на даче пригодится.
Взято из ЖЖ http://afina-palenaja.livejournal.com/7924.html