Киевские власти остаются непреклонными в желании покупать российский газ с учетом прошлых скидок, включая предоставленную Виктору Януковичу в конце 2013 года. Об этом в Вашингтоне заявил глава Национального банка Украины Степан Кубив. В эфире видеоканала Pravda. Ru экономист Саид Гафуров поделился своим мнением, каким должен быть ответ Газпрома киевской хунте.
— Как Россия должна решать "газовый вопрос" с нынешней киевской властью, которая не признает цены в 500 долларов за тысячу кубометров топлива?
— Нужно понимать, что Украину сейчас представляют откровенные временщики. То есть люди, которые себя временщиками ощущают, люди, которые прежде всего ощущают, как политическая почва уходит из-под ног, люди, которые ощущают себя лишенными политического будущего, и поэтому вся их деятельность будет сведена к популизму. Потому что они прекрасно понимают, что с этими людьми никто, не только Россия, не только Владимир Владимирович Путин, не только Миллер и вообще руководство Газпрома, никто, ни в Европе и нигде, договариваться не будет. Потому что все прекрасно понимают, что скоро они совсем уйдут и договариваться с ними неинтересно.
Поэтому их реакция, на самом деле, предсказуема, с одной стороны, а с другой стороны, это никому совершенно не интересно и не важно. Они будут кричать, они будут делать угрожающие жесты, они будут угрожать перекрыть транзит газа. На самом деле, это очень плохо. Почему? Потому что мы не знаем, состоятся ли намеченные узурпаторами выборы в середине мая. Однако вне зависимости от всего этого, им нужно заполнять газом подземные хранилища и они, конечно, этого делать не будут.
- Можем ли мы продолжать работать с Украиной в прежнем режиме, то есть поставлять газ и ждать оплаты?
Россия-Украина: утром — деньги, вечером — газ
— Совершенно очевидно, что эти люди, если бы мы продолжали работать в том же режиме, в котором мы работали раньше, просто бы украли весь этот газ, а потом сказали бы "мы уйдем, а после нас хоть потоп, пускай следующее правительство расценивается". Так, естественно, с этими людьми разговаривать нельзя. Говорят, что они с марта не платят за газ. Хотя уже была реструктуризация и 3 миллиарда из 15, обещанных Януковичу, все-таки было переведено. Вернее, было за те деньги закуплено украинских бумаг, и они теперь в казначействе. Тем не менее, они ведут себя так, как человек, который дорвался и сейчас может каких-то благ себе набрать. Никакого долгосрочного разговора быть не может в таких условиях, когда напротив тебя сидит человек, безответственный контрагент, который ни за что не отвечает и не собирается отвечать, а намерен использовать ситуацию ради своих личных целей. Конечно, единственный разговор может быть — о предоплате. По-другому просто нельзя. Кредит, в том числе и товарный кредит, — это для серьезных людей. В Киеве хунта — это люди совершенно несерьезные.
- Тем не менее, что делать в ситуации, когда Украина четко заявляет, что не собирается платить цену, которую установил Алексей Миллер? Как в такой ситуации продавать газ вперед, если люди просто не готовы за него платить?
- Значит, не продавать. Сейчас в этом большой проблемы нет. Газпром, на самом деле, готов. Сейчас начинается летний сезон, во время которого украинцам нет потребности в отопительном газе. Они готовы маневрировать своими собственными запасами, которые накопило предыдущее правительство (хотя к зиме они, конечно, сжимаются) и собственной добычей, какая у них есть. Какие-то технические прокачки будут осуществляться, но, в принципе, конечно, им просто нельзя продавать газ. Нельзя, потому что они за него не заплатят.
То есть, все понимают, что ситуация форс-мажорная. Я вернулся на днях из Афин, из Будапешта, где были международные конференции при участии французов, немцев, австрийцев, и могу сказать, что там есть очень четкое понимание, что в Киеве сидят люди, насилием захватившие власть на короткий период, люди-фашисты. В Европе это хорошо понимают. И вся эта антироссийская риторика направлена не столько в поддержку этого режима, а сколько чтобы насолить нам. Потому что все понимают, что это нехорошие люди, мягко говоря. И несколько раз и в Афинах, и в Будапеште я слышал, что это дикий, совершенно непереносимый позор для всей объединенной Европы, что в ее центре, получается, государство, где власть насилием берут фашисты. "Это совершенно неприемлемо!" — говорят люди. И все кривятся. И вся эта поддержка идет главным образом потому, что они считают, что Украина мало значима для них, потому что она уже всякое значение потеряла, по крайней мере, при нынешней киевской хунте, при нынешнем киевском руководстве. Они говорят, что Украина их вообще не интересует, потому что это половик, о который вытирают ноги, чтобы ударить Россию.
- А велик ли риск, что Украина остановит транзит газа в Европу?
— С одной стороны, риск-то, конечно, велик. Потому что безответственные люди могут что угодно вытворять. И очень удачно, что сейчас сложилась весна. Это с одной стороны, а с другой стороны руководство Газпрома и России в целом, в том числе и финансовое руководство, и ЦБ, очень предусмотрительно себя вели. Если бы сейчас не было "Северного потока", то, конечно, ситуация могла бы быть совершенно другой. Но и "Северный поток" есть и открыт, наконец, путь через Турцию. Хотя, конечно, украинская труба — это самый большой был источник по целому ряду соображений, но, тем не менее, сейчас его можно будет обойти. Нам будет чуть дороже, конечно. Западники нам руки вывернут, скажут, "извините, за более длинный транзит платите сами".
Ну, что ж… Украинцы в принципе могут остановить транзит в Европу, но это большой угрозы не представляет. Просто тогда европейцы от них отвернутся. Но повторяю, очень трудно предсказать будущее временщиков, которые осознают, что они временщики. И причем, если бы они хотели украсть и убежать, — это один разговор, а они еще хотят какой-то политический капиталец на этом нажить. На что-то надеются, хотя, конечно, понятно, что у этих людей никаких шансов нет.
Источник: Правда