Португалия, старожил ЕС с 1986 года, стремительно теряет население по причине огромной эмиграции. При этом Португалия по экономическим показателям приближается к уровню наименее развитых стран Восточной Европы. Особенно стремительно страна пошла на дно после того, как три года назад стала получать финпомощь ЕС. Странное совпадение, не так ли?
Страна разлагается политически, экономически и морально, растет государственный долг и безработица, все больше трудоспособных, находящихся в репродуктивном возрасте португальцев покидает страну. Так, по данным Observatório da Emigração, с 2008 года из Португалии выехали около 400 тысяч человек, в процентном отношении к общему числу жителей (10,6 миллионов человек) — это второй максимальный показатель в Европе. Впереди — только Мальта с населением меньше миллиона. Причем в сегменте квалифицированной рабочей силы страна потеряла пятую часть своих ресурсов.
Кроме того, Португалия стала страной с наименьшим количеством иммигрантов в процентах от общей численности населения, сообщает португальская пресса. То есть, уезжает много, а приезжать никто не торопится.
Согласно данным Португальской ассоциации психологии охраны труда (Associação Portuguesa de Psicologia da Saúde Ocupacional), девять из десяти португальцев хотели бы изменить жизнь и недовольны своей работой. Ассоциация предупреждает, что пребывание в постоянном стрессе и депрессии наносят значительный вред здоровью населения. Такие выводы можно смело экстраполировать на все страны ЕС, оказавшихся на "южной периферии" Союза.
Все они выполняют планы по ограничению бюджетных расходов на зарплаты, пенсии, социальные нужды, по приватизации, а значит, — к значительному сокращению рабочих мест. Особенно бесперспективны, согласно европейской статистике, Литва, Румыния и Болгария.
Напомним, что Португалия получает помощь от Евросоюза траншами (общей суммой 78 миллиардов евро). Помощь была выделена в 2010 году на восстановление экономики и выплату огромного государственного долга. Однако выясняется, что за три года ситуация не только не стабилизировалась, но и ухудшилась.
"Португалия приближается к группе наименее развитых стран востока Европы", — сказал газете Económico Руй Пена Пиреш (Rui Pena Pires), представляющий Лиссабонский университет ISCTE-IUL. Руй Пена Пиреш полагает, что ситуацию можно поправить, но "все зависит от возобновления экономического роста". Если же этот процесс затянется, то "исправить демографический провал станет очень трудно, есть также вероятность усугубления его последствий", — сказал эксперт.
Отток населения португальские специалисты прогнозируют на уровне 100 — 120 тысяч человек в год. Анализируя квалификацию и возрастные рамки эмигрантов, они пришли к выводу, что выезжают в основном работники средней квалификации, имеющие вполне достаточные средства, чтобы снять за рубежом жилье, и небольшой капитал, чтобы продержаться некоторое время без работы. Совсем бедные не эмигрируют, за исключением редких случаев, когда выезжают по семейным приглашениям.
Квалифицированные работники составляют меньшинство. Например, в Люксембурге, где 19 процентов населения имеют португальское гражданство, только 2 процента — это квалифицированные работники финансового и научного сектора.
В основном португальцы за рубежом работают в строительстве, коммунальном хозяйстве, гостиничном секторе, торговле, сфере услуг. Причем эмигрируют вовсе не безработные, как принято считать (безработица составляет 17,5 процентов), а люди, которые недовольны своей жизнью. Это говорит о том, что они хотят развития карьеры, более конкурентоспособных зарплат, статуса и признания их ценности, чего не может дать им родина. В некоторых секторах, например, в медицине ситуация просто катастрофическая. Страну покидают врачи, средний и обслуживающий персонал больниц. А ведь это отрасль, где государство на подготовку персонала тратит огромные деньги, например, порядка 16, 5 тысяч евро на подготовку медсестры.
Среди эмигрантов преобладают молодые люди репродуктивного возраста. Это приводит к тому, что уменьшается и естественный прирост населения. По данным Национальной программы ранней диагностики, в 2011 году Португалия в первый раз в своей истории достигла низшего уровня рождаемости — 100 тысяч младенцев.
Затем ситуация все ухудшалась, и в 2013 году было зарегистрировано всего 90 026 новорожденных. В этом году эта цифра, по прогнозам, станет меньше еще на 8 тысяч. "Эмиграция молодых людей является неблагоприятным признаком нынешнего процесса регулирования португальской экономики, основным фактором, ограничивающим потенциал ее роста", — предупреждает Банк Португалии.
Лидер оппозиционной Социалистической партии (у власти находятся коалиция, возглавляемая социал-демократами) Альберту Мартинш заявил, что "правительство проводит политику, ведущую к безработице, обнищанию, эмиграции, отсутствию безопасности и депрессии".
Однако, чтобы яснее увидеть пучину, в которую погружается Португалия, приведем данные не якобы оппозиционного лидера (социал-демократы сменяют во власти социалистов, создавая видимость оппозиции), а коммунистов, которые представлены в парламенте Португалии и имеют влияние среди народа.
На состоявшемся 22 февраля Национальном собрании КПП были приведены следующие цифры. С момента начала оказания помощи ЕС ни одна из целей, поставленных тройкой кредиторов (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд) не была достигнута. Потери ВВП составили 5, 8 процентов — это в два раза больше, чем было запланировано. В абсолютных цифрах ВВП уменьшился на 9,4 миллиарда евро в реальном исчислении.
Падение инвестиций предусматривалось на уровне 15 процентов, за три года помощи этот показатель уже достиг 37 процентов. Рабочих мест было сокращено в пять раз больше, чем объявлено, в абсолютных цифрах уничтожено 464 тысячи рабочих мест. Долг страны составлял в 2010 году 93 процента от ВВП, было обещано, что он не поднимется выше 115 процентов, но уже сегодня он составляет 130 процентов от ВВП и вырос более чем на 51,5 миллиардов евро.
Дефицит бюджета так и не достиг обещанных 3 процентов, он будет выше пяти в этом году, несмотря на резкое сокращение трат на социальные нужды и бюджетников. Выиграл "картель мегабанков, который контролирует реальный сектор, а в проигравших — мы, страна и будущие поколения", — сказал в своем выступлении генеральный секретарь КПП Жерониму де Соуза.
А что же дальше? Дальше — обслуживание долга, который только будет расти, потому что банки берут кредиты в ЕЦБ под 0,25 процента годовых, а затем инвестируют в португальские ценные бумаги под 5,1 процента (средняя доходность по гособлигациям), получая колоссальную прибыль. Поэтому Португалия только по процентам (!) вынуждена платить более 7 миллиардов евро в год.
Правительство не несет ответственность "за безудержное разрушение реального сектора страны и тысячи и тысячи обанкротившихся компаний, за жестокую и массовую безработицу, которая способствует ежедневной эмиграции тысяч португальцев, ослабляющей страну и ее будущее; за увеличение трудовой эксплуатации и концентрации богатства, что ведет к ускоренному процессу обнищания миллионов португальцев, распространению бедности и социальной изоляции; за нарушение основных конституционных прав на занятость, здравоохранение, социальное обеспечение и образование", сказал Жерониму де Соуза.
Источник: Правда