Аналитика
Дарен Асемоглу из MIT исследовал чувствительную проблему на стыке этики и экономики: связь высокопоставленных госслужащих и их бывших партнеров и коллег из бизнеса на примере бывшего казначея США Тимоти Гайтнера. Выяснилось, что Гайтнер, конечно, не жулик, но сам факт его назначения казначеем в момент кризиса привел к росту курса акций близких к нему компаний выше рынка
 
Бостон. 22 декабря. FINMARKET.RU - 21 ноября 2008 года в прессу просочились слухи, что президент Федерального банка Нью-Йорка Тимоти Гайтнер будет номинирован Бараком Обамой на пост главы Казначейства США. Следующие 10 торговых дней финансовые компании, связанные с Гайтнером, наслаждались бурным ростом своих акций - разница с остальными финансовыми компаниями составила примерно 12%.
 
В январе 2009 года назначение Гайтнера оказалось под вопросом из-за неожиданно возникших налоговых проблем. Тогда бумаги связанных с Гайтнером фирм обвалились. Однако потери были куда меньше ноябрьского роста.
 
Известный экономист Дарон Асемоглу и Саймон Джонсон из Массачусетского технологического университета проанализировали динамику курсов акций компаний, связанных с Гайтнером. Их результаты оказались лучше, чем у их конкурентов, не имевших личных связей с Гайтнером. Если бы речь шла не о США с их институтами, то все можно было списать на коррупцию. Но Гайтнер имеет репутацию честного чиновника, да и в США сложно открыто брать взятки.
 
Асемоглу уверен, что ответ надо искать в человеческой природе. Имеющие власть люди мало отличаются от любого из нас: они доверяют лишь немногим близким, особенно, если они владеют знаниями или информацией, которые могут помочь. При этом подобным советчикам сложно не думать о собственных интересах, тем более, если они несут ответственность перед акционерами. В реальности, акции связанных с Гайтнером компаний росли на ожиданиях, что их руководители, входящие в ближний круг нового главы Казначейства, будут принимать участие в обсуждение программ борьбы с кризисом.
 
Гайтнер дружил с Citigroup
 
Экономисты проанализировали динамику акций 603 компаний, торгуемых на биржах NYSE и NASDAQ. Они выясняли, как объявление о грядущем назанчении Гайтнера, сделанное 21 ноября, сказалось на котировках акций этих компаний.Связь с Гайтнером той или иной компании экономисты определяли по трем параметрам:
 
  • Во-первых, это запланированные встречи, то есть сколько раз Гайтнер встретился с представителями компаний, будучи главой Федерального банка Нью-Йорка. Экономисты проанализировали график встреч Гайтнера с начала 2007 года по начало 2009 года. Например, с представителями рейтингового агентства Moody's он за это время встречался дважды, а с представителями банка CitiGroup - 34 раза.
  • Во-вторых, экономисты оценили личные связи Гайтнера с директорами или иными руководителями конкретных фирм: он мог с ними работать или участвовать в совместных фондах. У Гайтнера насчитали девять личных связей с представителями банка CitiGroup - это максимальное число. При этом с Bank of America и American Express у Гайтнера лишь по одной связи. В среднем Гайтнер имеет 2,24 связи с фирмами. Гайтнер связан с 52 людьми в 21 фирме.
  • В-третьих, будучи главой Федерального банка Нью-Йорка, Гайтнер, вероятно, чаще встречался с представителями компании, штаб-квартиры которых находятся в Нью-Йорке. Таких в списке 45.
 
Из 603 компаний связи с Гайтнером имеют 63 компании, девять по всем трем параметрам.
 
На знакомстве с казначеем можно заработать
 
Для каждой компании экономисты подсчитали рост доходности после номинации Гайтнера. Официально Барак Обама объявил о ней 24 ноября 2008 года. Новости просочились в прессу в пятницу, 21 ноября. Сразу после этого началось ралли на фондовом рынке.
 
  • Во время торгового дня 21 ноября фирмы, представители которых часто встречались с Гайтнером, показали результаты на 4,3 п.п. выше, чем фирмы, не имевшие с ним связей.
  • В день официальной номинации связанные с Гайтнером фирмы показали результаты на 8,4 п.п. выше.
  • Фирмы, представители которых имеют личные связи с Гайтнером, показали результаты на 9,6 п.п. выше, чем остальные компании. Результаты фирм, работающих в Нью-Йорке, - на 3,1 п.п. выше.
  • Фирмы, связанные с Гайтнером, продолжали показывать лучшие результаты в течение 10 дней после новости о его назначении.
  • За 10 торговых дней доходность акций компаний, связанных с Гайтнером, оказалась на 37,1 п.п. выше, чем не связанных с ним.
  • Доходность компаний, имеющих личные связи, оказалась выше на 46,3 п.п., а компаний, находящихся в Нью-Йорке, - на 29,9 п.п.
  • Новости о назначение Гайтнера повлияли не только на доходность акций, но и на цену кредитных дефолтных свопов (CDS): инвесторы были уверены, что связанные с Гайтнером компании точно не разорятся. Однако данные по CDS доступны лишь для 27 фирм.
  • До номинации Гайтнера средние спреды по CDS составляли 465 б.п., а медианное значение составляло 233 б.п.
  • Спреды по СDS для фирм, чьи руководители встречались с Гайтнером, в первый же день снизились на 1,4%. Для фирм, чьи руководители встречались с Гайтнером пять раз, они снизились на 33 б.п.
  • Если фирма находится в Нью-Йорке, то спреды по CDS за 10 дней после назначения Гайтнера упали на 20,3%.
  • На другие события, не связанные с номинацией Гайтнера, акции и СDS этих компаний так не отзывались.
 
Проблемы на холме
 
  • 13 января 2009 года Комитет Сената по финансам заявил, что Гайтнер не заплатил $34 тысячи налогов, работая на МВФ. Рынки засомневались, одобрит ли кандидатуру Гайтнера Сенат.
  • Как только о проблемах Гайтнера на Капитолийском холме стало известно, фирмы, связанные с ним, показали результаты на 7,9 п.п. ниже, чем другие компании. Это касается компаний, чье руководство регулярно встречалось с Гайтнером.
  • Кризис длился недолго. Ожидания рынков изменились, и акции этих компаний вновь начали показывать хорошие результаты.
 
Инвесторы поверили в личные связи
 
Фирмы, связанные с новым главой Казначейства, могли получить материальную выгоду от нового назначения. Экономисты уверены, что объяснений этого несколько.
 
  • Глава Казначейства мог помогать знакомым с Уолл-стрит по разным мотивам: ради взяток, будущих пожертвований на политическую кампанию или возможности в будущем хорошо устроиться на работу в компании уже имеющую связи с политиками. Ни один из этих факторов не касается Гайтнера, который никогда не выставлял свою кандидатуру на выборах, был честным чиновником, да и стимулов искать новую работу у него не было.
  • Здесь мог сработать культурный фактор: чиновник принимает решение о дальнейшем развитии отрасли, исходя из собственных предпочтений и представлений о бизнесе. Компании с Уолл-стрит, в целом, отражают эти предпочтения. Однако в случае прихода Гайтнера необычно хорошие результаты показали лишь лично связанные с ними финансовые фирмы.
  • В случае кризиса 2008 года явно подходит канал влияния через социальные связи. Влиятельные политики такие же люди, как все: им часто нужен совет друзей, которым они доверяют. На этом, например, лоббисты зарабатывают на жизнь. Часто новый начальник назначает своими подчиненными уже известных ему людей.
  • К ноябрю 2008 года Гайтнер уже был хорошо знаком с лидерами финансового сообщества США. Он отвечал на их звонки и прислушивался к их мнению, став главой Казначейства США.
  • Участники рынка ожидали, что фирмы, близкие к Гайтнеру получат выгоду, благодаря социальным и профессиональным связям. Их представители будут давать Гайтнеру советы и вряд ли удержатся от того, чтобы помочь собственными интересам. Тем более, они несут ответственность за фирму перед акционерами.
 
Гайтнер не подвел рынки
 
  • Гайтнер нанял на различные посты в Казначейства многих известных финансистов с Уолл-стрит, часто личных знакомых. Они принимали участие в обсуждении программы поддержки экономики и банковской системы США.
  • Сенат утвердил кандидатуру Гайтнера 26 января 2009 года. В этот период он имел серьезное влияние на Казначейство. Как раз тогда были утверждены планы спасения Citigroup и Bank of America. BofA получил помощь в обмен на поглощение Merrill Lynch. От действий властей других властей в выигрыше были Citigroup и Merrill Lynch.
  • При Гайтнере была запущена программа Capital Assistance Program (CAP), которая обеспечивала банки капиталом. Программа сопровождалась проведением стресс-тестов для банков.
  • Затем было объявлено о программе Public-Private Investment Program (PPIP), согласно которой правительство выдавало частным инвесторам кредиты на покупку проблемных активов.
  • В феврале 2009 года стало ясно, что у Citigroup проблемы. Гайтнер предложил разделить банк на плохой и хороший: проблемные активы достаются Казначейству, инвесторы и кредитора банка не страдают. Но правительство заставило инвесторов пойти на потери.
  • В марте 2009 года правительству пришлось помочь страховому гиганту AIG./li>
 
Источник: Финмаркет

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"