В Украине завершает работу комиссия по расследованию причин повреждения американского ядерного топлива на Южно-Украинской АЭС (г. Южноукраинск Николаевской области). Неполадки выявили во время планового ремонта третьего энергоблока. В результате в июне-августе пришлось выгрузить все тепловыделяющие сборки (ТВС) компании Westinghouse и приостановить их использование.
Официальные выводы экспертов пока не обнародованы. Но неофициально специалисты, имеющие отношение к комиссии, говорят, что, вероятнее всего, проблема связана с конструкцией ТВС: американские сборки гнутся больше допустимых пределов, в связи с чем затруднена их выгрузка и загрузка в активную зону реактора. Версия ошибки персонала АЭС при выгрузке ТВС также тщательно отрабатывалась госкомиссией, но не подтвердилась.
Появившиеся в СМИ сообщения о возможной дополнительной загрузке на остановленные второй и третий блоки Южно-Украинской АЭС российских кассет вместо американских также косвенно свидетельствуют в пользу версии о заводском просчете Westinghouse. Но представители компании уже поспешили откреститься от возможных проблем и заявили, что не видят причин для возмещения ущерба украинским атомщикам.
Ситуация неприятная для «Энергоатома». Предприятию придется изыскивать средства на закупку российского топлива для замены американского -- а это десятки миллионов долларов. Что-то надо делать с продукцией Westinghouse: возвращать или хранить до решения технических вопросов. «Кроме огромных финансовых затрат из-за простоя АЭС, дополнительных перевозок радиоактивных материалов, появляется дополнительная угроза населению и окружающей среде», -- полагает эксперт по энергетическим вопросам Национального экологического центра Украины Дмитрий Хмара.
Но основная проблема заключается в другом. Под угрозой оказался, пожалуй, самый успешный украинско-американский проект в ТЭК.
Цена вопроса
С 2000 года Украина и США работают над созданием альтернативы российскому ядерному топливу для украинских АЭС. Американское правительство выделило на эти цели около 70 млн. долл. Украинская сторона вложила в реализацию проекта по адаптации топлива ТВС-W к реакторам ВВЭР как минимум 130 млн. долл. И это не считая расходов собственно на закупку топливных кассет. По данным Госстата, с 2009 года «Энергоатом» заплатил за американские сборки 240 млн. долл., в том числе в январе-мае этого года -- 45 млн. долл.
Но самое обидное, что многие эксперты неоднократно предупреждали об опасности опытов с ядерным топливом. На этом обожглись чехи на АЭС «Темелин». В 2006 году энергоблок чешской станции «завис» на несколько месяцев из-за аналогичных проблем с американским топливом. Как итог – чешские атомщики полностью отказались от закупок сборок Westinghouse.
Специалисты объясняли возможные сложности при внедрении топлива этого производителя на украинских энергоблоках сильными отличиями в работе американских и российских реакторов. Ведь надежного опыта эксплуатации в одной активной зоне ТВС разных поставщиков нет. Проблем ждали как раз в 2012--2013 году, когда американские кассеты проработают несколько лет.
«Найти рациональное зерно в работах по переходу на топливо Westinghouse на блоках ЮУАЭС просто невозможно. Непонятно, кому нужно тратить огромные ресурсы на опасные эксперименты и более дорогое топливо (по заявлению «Энергоатома», оно на 30--50% дороже российского)», -- отмечает Д.Хмара. «Украинцам от этого точно никакого толку нет, только затраты и повышенные риски. Самое главное, что их и не спрашивал никто! Никаких общественных консультаций по поводу данного эксперимента атомщики не проводили», -- утверждает эколог.
По мнению специалистов, навязанная атомной отрасли диверсификация ради диверсификации еще раз подтвердила, что ядерная энергетика не терпит политического вмешательства.
Никто не против конкуренции на рынке, но почему Украине предлагают недоработанный продукт? Постройте в США опытный реактор, испытайте там топливо для украинских АЭС 4 года, устраняйте просчеты, сколько хотите, и потом продавайте. Но американцы пошли дешевым путем. В роли "подопытного кролика" попросили побыть "Энергоатом". Кстати, президент этой компании Юрий Недашковский сам ранее был ярым сторонником исключительно российских топливных сборок. Но затем изменил свою позицию и стал доказывать преимущества конструкторов из Westinghouse.
Вопрос цены
Возможно, пояснить резкую смену настроений в «Энергоатоме» поможет отчет Государственной финансовой инспекции, попавший недавно в Интернет. Оказалось, что американское топливо поставлялось в Украину через посредника, некую немецкую фирму. "Такое сотрудничество привело к завышению стоимости топливных сборок для НАЭК "Энергоатом" и безосновательному товарному авансированию указанной компании в 2011 году на сумму более 100 млн. евро", -- цитирует выводы фининспекторов "Экономическая правда". А ведь поставки были и в 2009 году, и в нынешнем.
По контракту с американцами в 2011--2015 годах Украина должна ежегодно закупать топливо как минимум для трех из 15 блоков, т.е. почти на 150 млн. долл. На такой сумме посредники неплохо заработают. А ведь эти деньги могли остаться в «Энергоатоме», постоянно жалующемся на дефицит средств для повышения безопасности АЭС.
В нормальной стране появление такого документа уже давно привело бы к отставке руководства государственной компании, работающей по непрозрачным схемам, и к выговору, как минимум, ее кураторам в профильных ведомствах. Но Украина -- особая страна, и «Энергоатом» -- уникальная компания. Еще ни разу руководство НАЭК не снимали за крупные аварии, ущерб от которых исчислялся сотнями миллионов гривен недовыработанной электроэнергии и затрат на ремонт. Можно вспомнить эпопею с поломками и ремонтами турбогенераторов на нескольких АЭС, аварию трехлетней давности на третьем блоке Ровенской АЭС, закупки оборудования по завышенным ценам. Уголовные дела были, но чем они закончились, никто не знает.
А разгадка здесь проста. Компания с оборотом почти 20 млрд. грн. в год, вероятно, умудряется «подкармливать» все ключевые политические силы. Поэтому ей и прощают «мелкие шалости» в виде перепростоев блоков или переплаты за топливо. Предприятие-то государственное, значит ничье.
Может быть, правы эксперты, предлагающие пустить в атомную энергетику частный капитал, как это делается в других странах, в тех же США? Тем более, что есть наглядный пример приватизации ТЭС. Там частники уже не церемонятся с руководителями, допустившими аварийные ситуации – увольнение следует автоматически. Незаменимых, как говорится, нет, даже в ядерной энергетике.