РИА "Новости" сообщают о тяжелых потерях, которые несут боевики в Алеппо и других крупных городах Сирии, где идут зачистки - Хаме, Идлибе, Дераа. Вчера СМИ сообщили о новом наступлении правительственных войск в Алеппо, называя при этом общую численность армейской группировки в 20-22 тысячи человек. Боевики, естественно, сообщают о тяжелых потерях армии, обходя молчанием свои потери и упирая на жертвы среди мирного населения.
Попытки дипломатического решения сирийского вопроса провалились - поэтому сейчас речь может идти только о военном. Во всяком случае, на этом этапе. И здесь начинается чистейшей воды математика, которая сработала год назад в Ливии.
Год назад Каддафи проиграл не потому - во всяком случае, не столько потому - что над головой постоянно висели натовские самолеты. Ливийская армия очень быстро приспособилась к новым условиям и не давала себя бомбить, входя в плотное соприкосновение с боевыми порядками мятежников. Несколько раз НАТО устраивало микрохолокост своим союзникам, по ошибке накрывая их на марше, после чего бомбила в основном статичные цели. Необученные мятежники не могли грамотно взаимодействовать с союзной авиацией во время боя, поэтому её участие непосредственно в боях проявилось во всей красе лишь во время битвы за Сирт.
Однако в этих условиях определяющим фактором стала убыль личного состава. Каддафи не хотел - а скорее всего, не мог - объявить мобилизацию и организовать непрерывное пополнение верных ему частей. Ряд просчетов, допущенных им в Мисурате и под Адждабией, привел к тому, что наиболее боеспособные части, которыми командовали его сыновья Хамис и Мутассим, понесли тяжелые потери. Потери, которые было просто нечем восполнить. Мятежники, наоборот, прибавляли в численности - как за счет создания новых территориальных отрядов-катиб, так и за счет прибывающих из-за рубежа наемников. К середине июля прошлого года стало очевидно, что за Каддафи попросту некому воевать - и как только закончиась дикая летняя жара, был взят Триполи, боевые действия в котором по сути носили очень очаговый характер.
В Сирии на сегодня ситуация совершенно иная - благодаря России бесполетная зона так и не объявлена, что позволяет армии оперативно перебрасывать части к новым очагам мятежа. Однако и боевики в Сирии совершенно другие. Помимо откровенных бандитов и взявших оружие вчерашних гражданских, против режима воюет огромное количество относительно обученных наемников из-за рубежа. Лагеря подготовки в ускоренном порядке куют пополнение для мятежников и гонят его в бой. Если зимой в конце прошлого-начале нынешнего года численность действующих мятежников на территории Сирии оценивалось в общей сложности в 2-3 тысячи человек (сообщения о том, что в Хомс проникло около 2 тысяч боевиков, было воспринято с заливистым смехом - брехня!), то сейчас в одном только Алеппо совершенно спокойно воспринимается на слух численность противостоящих правительству сил в 5-10, а то и в 15 тысяч человек.
Я уже как-то писал, что война - это в первую очередь соревнование организационных структур. Помощь Запада и монархий Залива помогла мятежникам создать вполне работоспособные структуры - мобилизационную, тыловую структуры, системы поставки оружия и боеприпасов. Пока правительственные противостоящие им структуры выглядят более устойчивыми и работоспособными, однако это пока. Асаду необходимо разрушить или серьезно осложнить работу одной или нескольких структур боевиков, чтобы гарантировать себе успех в этой войне.
Наиболее логичной выглядит ситуация, при которой пополнение боевиков не сможет восполнять их убыль. Несмотря на то, что против Сирии сейчас фактически воюет весь Ближний Восток, поставляя в ряды боевиков все новых рекрутов, их число все-таки конечно. Основную массу рекрутов поставляют Египет, Ливия и Ливан - во всяком случае, по осторожной оценке, процентов 60 наемников - из этих трех стран. Руководство этих стран прямо заинтересовано в выдавливании такого контингента с собственной территории - чем меньше этого взрывоопасного материала останется, тем легче будет жить. Поэтому договориться с ними невозможно. Остается единственная воможность - перемалывать боевиков в темпе, превышающем их "поставку". Параллельно с этим Асад обязан проводить мобилизационные мероприятия и пополнять свою собственную армию. И это, кстати говоря, как раз делается - была объявлена мобилизация, активно работают учебные части, проводящие переподготовку. Недавно прошел репортаж Анастасии Поповой из одной такой части.
Однако следует понимать, что перевод войны в такую плоскость неизбежно ведет к ее затягиванию. И если противники Асада экономически могут позволить себе вести затяжную войну, то для Сирии она в итоге может попросту закончиться плачевно. В этом смысле на днях прозвучавшая просьба к России о выделении кредита выглядит совершенно оправданной и разумной. Более того - как раз в этом Россия (а также Китай и Иран) вполне могут помочь Асаду. Чем посылать свои войска, проще платить. С военной точки зрения сирийское правительство все делает правильно, и вполне способно подавить как мятеж, так и справиться с интервенцией. Его слабость - в тяжелом финансовом и экономическом положении. Помогая Сирии в этом компоненте, мы вполне можем дотянуть до неизбежного прихода Арабской весны уже на территорию стран-агрессоров - в первую очередь Саудовской Аравии.
Сообщения о волнениях в Восточной провинции идут уже нон-стопом. Они были, в общем-то, всегда - однако сейчас речь уже идет о перестрелках, о гибели полицейских. Три военные структуры Садовской Аравии - армия, полиция и спецслужбы - все больше втягиваются во внутреннюю вражду - судя по всему, их руководители включились в борьбу за власть. Теракт 22 июля, который по слухам стоил жизни принцу Бандару, в этом отношении вполне показателен. Жив Бандар или нет - до сих пор неясно. Во всяком случае, весьма влиятельная "Asia Times" позавчера уже в открытую выходит с заголовком - "Где принц Бандар?" Весьма непростая ситуация в Бахрейне. Фактическая оккупация его саудовскими войсками с одной стороны, отвлекает силы Королевства, с другой, к этой оккупации неоднозначно относятся даже союзные ас-Саудам монархи Залива.
В этих условиях 16-18 августа Королевство пытается провести всеисламскую конференцию, посвященную ситуации в Сирии. Логика этих дат вполне прозрачна - 20 августа заканчивается мандат наблюдателей, который, судя по всему, не продлят. 31 августа уходит Кофи Аннан, фактически международный контроль заканчивается. Даже такой куцый, как сейчас. Королевство осознает опасность затягивания войны в Сирии - и спешит ее завершить. С победой для себя.
Под победой Саудовская Аравия понимает смещение Асада и создание переходного правительства, в котором будут преобладать просаудовские сунниты. Сопротивление Сирии должно быть сломлено. Любой ценой.
Именно поэтому с одной стороны, необходимо обеспечить Асада финансовыми ресурсами для затягивания войны - причем с положительной для себя динамикой, а с другой стороны, максимально жестко препятствовать внешней агрессии, которую вполне очевидно, хотят провести саудиты. Вторая задача сложна - но вполне выполнима в координации с Ираном.
В общем, ситуация продолжает оставаться неопределенной - однако по логике происходящих событий, такой она останется уже недолго. Или падишаху, или ишаку уже пришло время умирать.
Источник: el-murid.livejournal.com