Российская газовая монополия в 2011 году заработала 1,31 трлн рублей, прибыль «Газпрома» по сравнению с прошлым годом выросла на 35%, и позволила ему стать самой рентабельной компанией в мире. В конце июня на годовом собрании акционеров глава «Газпрома» Алексей Миллер похвалился, что прибыль холдинга превысила отметку в триллион рублей впервые в истории его существования. Однако добиться такого роста прибыли концерну удалось лишь за счет снижения поступлений в бюджет и благосостояния всего населения России.
Кстати, ранее «Газпром» уже признавали самой прибыльной компанией в мире - по итогам 2009 года монополия заняла первую строчку в рейтинге Fortune Global 500. Но как тогда, так и сейчас эксперты весьма скептически отнеслись к первому месту «Газпрома». По их мнению, звание самой прибыльной компании в концерн получил лишь благодаря российскому правительству. Потому что оно создает для газовой монополии исключительные условия работы в виде предоставления субсидий и низких налогов.
«Газпром» - это мыльный пузырь, его прибыль является чисто «бумажной», а государство берет на себя большую часть убытков госкомпании, считают эксперты. Свои выводы они обосновывают цифрами: в прошлом году только по поставкам «Голубого потока» на Украину и в Турцию, за счет снятия таможенных пошлин, субсидии холдингу составили 1 млрд и 1,6 млрд долларов соответственно.
О том, насколько «Газпром» действительно соответствует наименованию «национальное достояние», «СП» побеседовала со старшим аналитиком ИК «Риком-Траст» Владиславом Жуковским.
- Российская газовая монополия, широко разрекламированная в принадлежащих ей же самой СМИ как «национальное достояние», по размеру прибыли (44,6 млрд долларов) обогнала крупнейшую американскую нефтегазовую корпорацию мира Exxon Mobil (41,6 млрд) и крупнейший в мире китайский банк ICBC (32,2 млрд). Однако если разобраться в структуре и источниках полученных прибылей, а также той цене, которую заплатила российская экономика, промышленность, бюджет и все население России за этот «рекорд», то возникнет гораздо больше вопросов и недоумения, чем поводов для радости.
Прежде всего, надо сказать, что на протяжении последних двадцати лет «Газпром» является внутренним «карманом» целого ряда высокопоставленных чиновников России и входит в узкий список неприкасаемых монополий, чье реальное финансовое состояние вообще неизвестно никому, кроме его руководства и покровителей в Кремле. А многочисленные факты разворовывания, по сути дела, бюджетных средств не получают никакого внимания ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны Счетной Палаты России, которая обязана следить за эффективностью распоряжения всей федеральной собственностью. В том числе и принадлежащего государству пакета акций «Газпрома».
«СП»: - Так чего же стоят нам всем эти рекорды «Газпрома»?
- Того, что на протяжении многих лет «Газпром» недоплачивает огромные суммы в бюджеты всех уровней, параллельно получая колоссальные по своим размерам компенсационные выплаты от государства за «упущенные прибыли» от снижения цен на газ для внутренних потребителей топлива в России.
«СП»: - И это подтверждается цифрами?
- Согласно официальным данным Минфина, совокупный размер уплаченной вывозной пошлины всех нефтяных компаний от экспорта нефти в ближнее и дальнее зарубежье превысил 2,33 трлн рублей (4,3% ВВП), а экспортная пошлина на вывоз продуктов из нефти составила порядка 936,5 млрд рублей (1,7% ВВП). При этом совокупные платежи «Газпрома» в бюджет от экспорта газа составили 384,4 млрд рублей. Безусловно, имеются весьма существенные различия в стоимостной оценке вывоза углеводородного сырья, но даже с учетом этого фактора, на 1 рубль вывезенной за рубеж нефти в бюджет было уплачено порядка 41,4 копеек экспортных пошлин. С 1 рубля вывезенных нефтепродуктов было уплачено порядка 31,5 копеек, а с рубля экспортированного газа в бюджет от «Газпрома» поступило менее 19,2 копеек. Другими словами, средняя ставка экспортной пошлины для «Газпрома», по неведомым причинам, оказывается в 2,1 раз ниже, чем для нефтяных компаний при экспорте сырой нефти, и в 1,64 раза ниже, чем при вывозе нефтепродуктов.
«СП»: - Во что оцениваются потери бюджета, за счет которых складывается рекордная прибыль «Газпрома»?
- Ежегодные потери федерального бюджета от неполной уплаты одной только экспортной пошлины «Газпромом», в связи с его привилегированным статусом, составляют порядка 350-400 млрд рублей. Еще хуже ситуация с уплатой налогов, сборов и прочих регулярных платежей в федеральный бюджет за пользование природными ресурсами. При сопоставимых объемах добычи нефти и газа, в пересчете на нефтяной эквивалент, платежи нефтяных компаний в бюджет более чем в 13 раз превышают платежи «Газпрома», на долю которого приходится практически 80% газодобычи в России. Например, по итогам 2011 года совокупный размер уплаченного нефтяными компаниями налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от эксплуатации нефтяных месторождений превысили отметку в 1,84 трлн рублей (92,5% совокупных сборов НДПИ), а размер уплаченного НДПИ за разработку газовых месторождений и добычу газового конденсата «Газпромом» едва дотянул до 136,2 млрд рублей. Другими словами, при сопоставимых объемах добычи сырья «Газпром» платит бюджету в 13,2 раза меньше за пользование природными ресурсами, принадлежащими всему народу. Что привело к возникновению «упущенных доходов» федерального бюджета по уплате НДПИ от разработки газовых месторождений в размере 1,7 трлн рублей.
«СП»: - Наверное, на эти деньги можно было бы профинансировать много статей бюджета?
- Это огромная сумма, которая эквивалентна совокупным расходам федерального бюджета России в 2011 году на финансирование отечественной экономики (1,79 трлн рублей) и превышает суммарные расходы правительства на финансирование науки и образования (553,3 млрд), медицинского обеспечения и здравоохранения (500 млрд), ЖКХ (279,8 млрд), культуры (83,7 млрд), и спортивных мероприятий (44,2 млрд). Более того, на ту сумму, которую «Газпром» в 2011 году не уплатил в бюджет в рамках одного только НДПИ, можно было бы целый год финансировать дефицит Пенсионного фонда России. Не прибегая к увеличению пенсионного возраста, привязке размера пенсионных выплат к трудовому стажу и отмене досрочного выхода на пенсию для учителей, врачей и работников опасных производств, о которых говорят чиновники.
«СП»: - Но тогда бы никаких рекордов «Газпрома» не было и в помине?
- Без многомиллиардных налоговых льгот и субсидий со стороны правительства, «Газпром» вообще может стать нерентабельным предприятием. Мало того, что российские власти предоставляют холдингу колоссальные по своим масштабам налоговые льготы и субсидии, превышающие 20% федерального бюджета России (1,7 трлн рублей по НДПИ и 350 млрд по экспортным пошлинам на вывоз газа), так еще и открыто берут на себя его убытки и субсидируют потери от поставок газа по, якобы, нерыночным ценам. Судя по имеющимся данным, только в прошлом году правительство России компенсировало «Газпрому» 14 млрд долларов выпадающих доходов от поставок газа на внутренний рынок по сниженным ценам. При этом, ни у правительственных чиновников, руководства «Газпрома», ни у контролирующих органов не возникает вопроса, по какой причине крупнейшая государственная газовая монополия, обладающая правом разрабатывать принадлежащие государству (то есть, гражданам России) крупнейшие в мире газовые месторождения (свыше 35% мировых запасов) и получающая колоссальные налоговые кредиты и льготы, вообще должна продавать внутренним потребителям газ по рыночным, общемировым ценам или стремиться к этому.
«СП»: - Может быть, все эти льготы объясняются тем, что «Газпром» несет большую социальную нагрузку?
- Конечно, все эти поблажки и налоговые льготы можно было бы объяснить повышенной социальной нагрузкой, которая возложена на «Газпром»: газификация регионов, строительство новых веток газопроводов и так далее. И именно так это объясняют чиновники. Но на протяжении последних десяти лет средние темпы роста розничных цен на газ для российских граждан не опускаются ниже 15-20%, а для промышленных предприятий превышают 20-25%. Все это наглядно свидетельствует о том, что многочисленные масштабные и крайне непрозрачные с финансовой точки зрения «непрофильные проекты» холдинга финансируются главным образом за счет кармана граждан России, а также подрыва конкурентоспособности, и без того дышащей на ладан отечественной промышленности. Если учесть все многочисленные налоговые льготы и субсидии (превышающие в совокупности 70 млрд долларов или 20% федерального бюджета), а также прямые компенсации из бюджета выпадающих доходов газовой монополии от поставок газа российским потребителям по сниженным ценам (14 млрд), то получится, что реальная чистая прибыль «Газпрома» составляет не 44,6 млрд долларов, а в лучшем случае едва дотягивает до 5-7 млрд. А с учетом активно циркулирующей в СМИ информации о многократном завышении сметных затрат при строительстве газопроводов, вообще вызывает большие опасения способность «Газпрома» зарабатывать хоть какую-либо прибыль.
«СП»: - Выходит, вся эта реклама о том, что «Газпром» - это наше национальное достояние, просто байки?
- «Газпром» – «национальное достояние» на службе кармана чиновников и менеджмента. Потому что именно они являются держателями акций холдинга и, соответственно, получают огромные дивиденды, на которые в этом году пошло почти 25% прошлогодней рекордной прибыли. На самом деле, в принципе непонятно, зачем российским гражданам и экономике нужна такая государственная газовая монополия, которая совершенно искренне гордится своими рекордными прибылями. Закрывая глаза на то, что получены они не за счет модернизации производства, повышения производственной и финансово-экономической эффективности и прозрачности бизнеса, а за счет паразитирования на бюджете, хронической неуплаты налогов в бюджеты всех уровней и безудержного повышения тарифов на газ для населения и промышленности. Но самое удивительное во всей этой ситуации состоит в том, что контрольный пакет акций «Газпрома» принадлежит государству, о чем без устали напоминается в каждом рекламном ролике. Однако, непрекращающееся повышение цен на газ на 15-25% для российских потребителей, осуществляемое под совершенно надуманным предлогом необходимости выравнивания внутренних и экспортных цен, говорит о том, что «Газпром» вспоминает о своем статусе государственной компании и «национального достояния» только когда ему это выгодно.
Источник: svpressa.ru