Бастрыкин и Чайка идут на взлет параллельными курсами. Первый, вероятно, уже в 2013 году возглавит Единый следственный комитет, второй получит контроль над коллегией «VIP-прокуроров», которые будут разбирать дела высокопоставленных преступников.
Застарелый конфликт между руководителями Следственного комитета и Генеральной прокуратуры выходит на принципиально новый уровень. Оба вчера одержали важные аппаратные победы, добившись значительного увеличения полномочий возглавляемых ими ведомств. По данным источника «Особой буквы» в СКР, и Александр Бастрыкин, и Юрий Чайка на протяжении последнего полугода вели каждый свою интригу, добиваясь усиления собственного влияния. Однако решение Кремля удивило всех — ставка вновь сделана на условную равнозначность СКР и ГП. Что, само собой, не устроило участников конфликта, а значит, этот конфликт еще не раз проявится в будущем.
Первая новость, облетевшая в понедельник все средства массовой информации, касалась Александра Бастрыкина. Судя по всему, его давняя мечта о создании Единого следственного комитета вот-вот сбудется. Речи о смене вывесок пока, конечно, не идет, но по набору полномочий СКР станет практически ЕСК.
Стоит отметить, что Следственный комитет давно начал обрастать дополнительными полномочиями. Так, в 2012 году в СКР из полиции было передано расследование налоговых дел, вместе с делами в ведомство перешли и следователи органов внутренних дел. А еще в апреле Бастрыкин объявил о создании спецподразделений, которые будут заниматься расследованием преступлений правоохранителей.
И вот 16 июля сразу несколько СМИ сообщили, что заместитель министра внутренних дел — начальник Следственного департамента МВД РФ Юрий Алексеев получил документ из администрации президента, но за подписью Александра Бастрыкина. В нем председатель СКР просит Алексеева «в связи с началом работы с 1 января 2013 года единого следственного органа» прислать свои предложения по решению технических и организационных вопросов.
Что имеется в виду под техническими и организационными вопросами? Во-первых, передача в производство СКР расследований большинства уголовных дел о совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Дела указанных категорий необходимо передать ведомству Бастрыкина из следственного департамента МВД и его региональных структур. Оставшиеся же в полиции дела пока предлагается не трогать.
Во-вторых, органам внутренних дел и Следственному комитету необходимо решить проблему кадров. Понятно, что при нынешней штатной численности СКР не потянет столь значительное расширение подследственности. Соответственно, нужны новые люди, желательно профессионалы с большим опытом работы. И кроме как из МВД взять их неоткуда.
Однако задуманный авторами реформы переход сотрудников из полиции в Следственный комитет легко провернуть не получится. Для этого нужно как минимум решить проблему с финансовым обеспечением новых следователей. Пока среднестатистический сотрудник СКР зарабатывает в полтора-два раза меньше сотрудника МВД. Последним, как известно, подняли зарплаты в рамках реформы правоохранительной системы. Вряд ли людей обрадует столь ощутимая финансовая потеря, а значит, недостачу нужно как-то компенсировать.
Кроме того, возникает проблема нагрузки. Огромное количество сложнейших уголовных дел свалится на плечи людей Бастрыкина. Но они к такой нагрузке не привыкли. Для сравнения: 45 тыс. полицейских следователей умудряются расследовать более 1,5 млн дел в год, в то время как 23 тыс. служащих СКР работают в лучшем случае над 10—15 делами, а то и вообще над пятью.
Вместе с тем вопрос о фактическом превращении Следственного комитета в Единый следственный комитет, по словам нашего источника в СКР, можно считать решенным. Тем более что Александру Бастрыкину обещали дать еще кое-какие полномочия.
Якобы Кремлю понравилась идея депутата Госдумы от «Единой России» Михаила Старшинова, который предложил передать в следственное ведомство контроль за оперативно-разыскной деятельностью. Так, следственные группы будут создаваться еще на стадии проверки сообщения о совершении преступления. Следователи будут знакомиться с так называемыми делами оперативного учета, регулярно получать от оперативников информацию о состоянии дел по розыску подозреваемых и обвиняемых и будут контролировать ход уголовного дела вплоть до вступления приговора в законную силу.
Однако превращению Следственного комитета в суперведомство, которое будет на особенном положении среди силовиков, может помешать Генеральная прокуратура. В том смысле, что и надзорное ведомство тоже в скором времени может обзавестись приставкой «супер».
Как стало известно опять же вчера, в администрации президента принято решение о создании при ГП коллегии «VIP-прокуроров», которые будут разбирать дела высокопоставленных преступников.
Пока решение оформлено в виде законодательной инициативы члена Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Анатолия Лыскова и его зама Николая Шаклеина, но от этого оно не является менее весомым. Сообщается, что сенаторы уже внесли в Государственную думу проект закона «О коллегии уполномоченных прокуроров».
Этот орган, как уже сказано, будет заниматься расследованиями деятельности высших должностных лиц. К таковым относятся, согласно пояснительной записке к законопроекту, президент, премьер-министр, руководители обеих палат Федерального собрания, председатели судов — Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного, генеральный прокурор, руководитель Следственного комитета, председатель Счетной палаты, уполномоченный по правам человека, председатель ЦБ и председатель Центризбиркома. Под пристальным вниманием коллегии окажутся также бывшие должностные лица: «VIP-прокуроры» будут проверять сообщения о преступлениях, совершенных ими в период исполнения обязанностей.
В состав коллегии, по мнению авторов законопроекта, должны входить 17 прокурорских работников, утверждаемых сроком на восемь лет (последнюю цифру приводит, в частности, газета «Фокус города»; по данным «Коммерсант-FM», коллегия будет формироваться сроком на семь лет). По пять членов коллегии будут выдвигать президент и обе палаты парламента, еще два — уполномоченный по правам человека.
Член коллегии будет иметь статус заместителя генпрокурора, председатель — первого заместителя. Иными словами, все они будут находиться в подчинении Юрия Чайки.
Идея не совсем нова: подобные подразделения, специализирующиеся на расследовании преступлений высокопоставленных чиновников, существуют во многих странах. Именно независимые прокуроры США расследовали «Уотергейт» и комический «Моника-гейт». Попытки создать такой орган предпринимались в России и ранее. Портал Fregat.info отмечает, что с подобной инициативой Лысков и Шаклеин выступали еще в 2005 году, однако тогда проект «завернули» депутаты Думы.
Собственно, сейчас все говорит о том, что на этот раз закон о «VIP-прокурорах» пройдет через обе палаты парламента без каких-либо проблем. По нескольким причинам.
Так, председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов рассказал корреспонденту «Особой буквы», что обсуждал этот вопрос с президентом (видимо, в рамках Совета по правам человека), который считает, что учреждение такого органа «не повредит». Кроме того, он указывает на благоприятную внешнеполитическую конъюнктуру, которая способствует принятию документа: в ближайший год руководство России должно отчитаться перед ЕЭС и перед «Большой двадцаткой» по антикоррупционным мероприятиям.
Ну а третья причина (о ней Кабанов не говорит, но наш источник в СКР назвал ее самой первой), позволяющая с уверенностью говорить о скором появлении «VIP-прокуроров», сводится к необходимости создания противовеса Следственному комитету (или Единому следственному комитету) в лице главного надзорного ведомства. Кремлю нужен сильный Бастрыкин, но не такой, который смог бы давить на Чайку через его сына.
О том, что накачивание СКР (ЕСК) полномочиями опасно, говорят многие эксперты. По словам известного адвоката, бывшего старшего следователя Следственного комитета при МВД РФ Владимира Жеребенкова, «это приведет к вакханалии, созданию монстра, который контролирует все и вся. Мы уже проходили это в 1937 году, когда в одних руках были сосредоточены все полномочия». Наш собеседник также напомнил, что в настоящее время СКР фактически не контролируется ни прокуратурой, ни другими правоохранительными структурами.
Однако если в ГП будет сформирована коллегия «VIP-прокуроров», реальный контроль над ведомством Бастрыкина наконец появится.
Стоит ли говорить, что параллельное и практически одномоментное усиление двух противоборствующих ведомств не обрадовало их руководителей. По данным источника «Особой буквы», и Александр Бастрыкин, и Юрий Чайка на протяжении последнего полугода вели каждый свою интригу, добиваясь увеличения собственного влияния. Однако власти сделали ставку на равнозначность. А это значит, что давний конфликт силовиков по-прежнему далек от разрешения.
За скобками во всей этой ситуации остался Владимир Колокольцев. В прямом смысле за скобками, ведь его позиции после указанных нововведений заметно ослабнут. Мало того, что у МВД заберут часть функций, так еще и лишат многих высокопрофессиональных сотрудников, лучших из лучших. В результате увеличится нагрузка на оставшихся в органах полицейских и следователей, которая в настоящее время и так запредельная. Но вряд ли участники аппаратной интриги задумывались о проблемах Колокольцева. Добро пожаловать в большую политику, Владимир Александрович…
Источник: specletter.com