Аналитика

Сергей Черняховский доктор политических наук.

То, что происходит на Украине в связи с законом о языке, – это наглядная иллюстрация того, как меньшинство может блокировать волю большинства.

Верховная рада приняла закон о повышении статусов языков до региональных в регионах, где они родные для 10% граждан. Закон, давно требуемый большей частью населения Украины. При этом – соответствующий европейской Хартии о языках. К которой Украина давно присоединилась.

В ответ проигравшее борьбу за закон меньшинство устраивает, по сути, блокаду правительственного здания. Организует массовые беспорядки и одновременно прикрывается цепью депутатов от меньшинства, злоупотребляющих своей неприкосновенностью.

Председатель парламента, сбежавший с заседания, на котором закон принимали, заявил об отставке и о том, что принятие закона «разъединяет народ». То есть, если закон, требуемый большинством, принимают – это раскол общества. А если по протесту меньшинства его не принимают и волю большинства игнорируют – это единство народа? Причём, воля не всякого меньшинства признаётся работающей на единство, а только того, которое не хочет считаться с другими меньшинствами, как и с большинством.

Если меньшинство в регионе хочет сохранить свой язык – это тоже раскол. А если другое меньшинство не хочет, чтобы первое меньшинство его сохраняло – это обеспечение единства. И ведь речь не о том, чтобы тех, кто считает украинский язык родным, обязывали говорить по-русски или по-венгерски – речь о том, чтобы каждый мог говорить на своём родном языке. На Украине более 50% народа признаёт родным русский. Примерно 45% – украинский. Остальные говорят на их смеси.

Когда Украина получила после революции 1917 года государственность – бОльшая часть населения говорила именно на русском языке. Украинский язык частью умирал. Его насаждали в кругах эмиграции, осевшей в Австро-Венгрии, именно там он сложился в формах, близких к нынешним. Причём его культивировали там именно в целях развития антироссийских сепаратистских движений на Украине.

Сцена у Булгакова, когда адъютант гетмана Скоропадского мучительно пытается построить фразу на украинском, и гетман бросает: «Чёрт с вами, докладывайте по-русски. Вообще, безобразие: никто из моих офицеров не говорит на государственном языке», – не вымысел, а историческая правда.

Относительно комфортно украинский язык стал чувствовать себя на Украине лишь в результате курса советского правительства на поощрение национальных культур: украинский сохранился только благодаря политике компартии и существованию в едином с Россией союзном государстве. Где никто никогда не считал всерьёз Россию и Украину разными странами: ни русские, ни украинцы, никто иной.

Сегодня на Украине требовать, чтобы все говорили по-украински – все равно, как в Греции требовать, чтобы все писали по-древнегречески, а в Италии – на латыни. Хорошо, что эти языки существуют, и, наверное, они должны входить в программу классического гуманитарного образования – но не языком текущей жизни. Впрочем – кто как захочет. Но только – сам.

По данным опросов, 68% граждан Украины свободно владеют русским языком (украинским – 57%). Согласно исследованиям американского института Gallup в 2008-м году, 83% граждан предпочитает для общения русский. По данным ФОМ (2002) в областных центрах Украины 75% населения предпочитает общаться на русском и лишь 9% – на украинском. Официозная украинская статистика оперирует иными данными. Но выше специально приведены результаты не российских, а международных исследований.

Вообще, ни в России, ни в официальной украинской политике нет адекватного представления о реальной картине национальной жизни на Украине. Считается, что в республике живут два доминирующих народа: русские и украинцы. Причём, по официальным данным (перепись 2001 года), – украинцев 78%, русских – 17%, остальные насчитывают менее 1% каждый. Это во многом – результат политики «украинизации», когда жители, чтобы избежать осложнений, предпочитали записывать себя «титульной нацией» – особенно, если родители были формально разных национальностей.

Насколько статистика не соответствует действительности говорит даже то, что, по данным опросов 2004 года Киевского (!) международного института социологии, русский язык использует дома 43–46% населения. То есть, это минимальная реальная численность русских на Украине.

Многие украинцы хотят говорить по-русски, зная при этом украинский язык и при случае бравируя им, как рафинированный аристократ бравирует оксфордским акцентом или знанием древнегреческого.

Многие украинцы хотят иметь единое с Россией государство и хотят сами решать свою судьбу.

Источник: file-rf.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также