Социальные сети становятся всё более важным оперативным пространством для тех западных спецслужб, которые прежде использовали в своих целях преимущественно сети радиотрансляции («Голос Америки», «Свободная Европа» и др.). «Утки», как называют дезинформацию в СМИ, теперь заселили Интернет. И запускают их отнюдь не хакеры и не революционеры.
Специальные психологические операции во многом сместились в среду «гражданского общества». Еще в 2006 г. в официальном докладе Пентагона «Дорожная карта информационных операций» (1) говорилось: «Стратегия должна быть основана на предпосылке, что Министерство обороны будет "бороться с сетью", так как это может быть система вооружений противника» (2). Это выражение – «fight the net» – неоднократно встречается в документе. Специалисты Пентагона имеют в виду широкий спектр возможностей, связанный с интернет-технологиями – от блокировки и радиоэлектронного подавления чужих ресурсов до удаления той или иной информации (например, цензурирование призывов к очередной антивоенной кампании или журналистского расследования).
В 2006 г. Пентагон официально признал, что ведет «черную пропаганду» в Интернете, иначе говоря, распространяет дезинформацию (3). Так, в сообщениях американских блогеров-военных намеренно передавалась ложная информация с места ведения боевых действий. Скажем, очередные провалы американских морских пехотинцев в Ираке и Афганистане, убийства мирных граждан и т.п. выдавались за успехи «в деле борьбы за свободу и демократию», самоубийства военнослужащих или другие невоенные потери изображались как героические поступки во время выполнения боевого задания и т.д.
С появлением социальных сетей США расширили рамки работы в этом направлении. Так, в 2011 г. оборонное агентство DARPA провело специальное исследование, запустив программу «Social Media in Strategic Communication», предназначенную для управления пропагандистскими кампаниями в социальных медиасетях. Программа имела две цели. Во-первых, помочь военным лучше понять, что происходит в социальных сетях в реальном времени – особенно в зоне размещения военных контингентов. Во-вторых, дать военным возможность самостоятельно управлять пропагандой в социальных сетях (4).
Это говорит об интересе Министерства обороны США не просто к сбору и анализу данных, но и к глубокому проникновению в новые возможности Интернета. В директивах Пентагона указывается, что «алгоритмы подобных программ направлены на выявление и отслеживание формирования, развития и распространения идей и понятий (мемов) в социальных сетях, что позволит в дальнейшем самостоятельно и умышленно инициировать пропагандистские кампании в зависимости от цели, региона и интересов США» (5).
Ряд недавних расследований показывают, как некоторые политические группы подвергаются систематической цензуре со стороны «Большого брата». Приводятся конкретные примеры того, как Facebook и социальная медиасеть Reddit цензурируют контент на своих сайтах, удаляя сообщения, имеющие политическую окраску. Например, были удалены аккаунты, созданные группами палестинского сопротивления (6). Одного этого достаточно, чтобы сделать вывод: по крайней мере, некоторые социальные сети созданы не для свободного обмена информацией, а специально для контроля над определёнными информационными узлами и для сбора данных.
В окружающей нас культуре постмодерна дефицит внимания – обычная вещь, люди пытаются заполнить этот вакуум виртуальной реальностью, создающей иллюзию наличия у владельца аккаунта определенной аудитории. Этот человеческий фактор давно просчитали западные спецслужбы, начавшие целенаправленно использовать социальные сети в качестве специфических разведывательных каналов. Джозеф Фистанакис из IntelNews.org, являющийся соавтором доклада 2012 Intelligence Studies Yearbook, подготовленного Средиземноморским Советом по исследованиям в области разведки, говорит по этому поводу: «Мы объясняем, что Facebook, Twitter, YouTube и целый ряд других социальных сетей все чаще рассматриваются спецслужбами как бесценные каналы получения информации. Мы основываем наши результаты на трех последних социологических исследованиях, в соответствии с которыми считаем необходимым выделить разведывательные функции социальных сетей». Данный доклад частично основан на событиях «арабской весны», которые якобы «побудили правительство США начать разработку руководящих принципов по отбору разведданных из социальных сетей» (7).
В обстановке «дефицита внимания» появился, похоже, и дефицит конспиративности в силовых структурах. В одном из недавних расследований, проводившихся в США, отмечается, что «американские налогоплательщики вынуждены платить сотни миллионов долларов в год на пропаганду в Ираке и Афганистане, где прибегают к услугам блогеров, которые применяют ложные аккаунты в Твиттере и Википедии, распространяя недостоверную информацию, в том числе для сокрытия своего реального местонахождения применяют прокси-серверы» (8). Репортер «USA Today» и редактор проекта по расследованию пропагандистских кампаний Пентагона выявил, что часть из них велась через фиктивные сайты. В расследовании указано, что в реестрах доменных имен был обнаружен сайт TomVandenBrook.com, который был создан 7 января 2012 г. – всего по прошествии нескольких дней после того, как репортер Пентагона Том Ванден Брук впервые связался с подрядчиками – участниками программы проведения информационных операций. Через две недели его редактор Рэй Локер также подключился к этому процессу, и через ту же компанию был зарегистрирован аналогичный сайт RayLocker.com. «Для официальной регистрации доменного имени нужно потратить 10 долларов, но еще 50 нужно заплатить за прокси-сервер, чтобы скрыть идентичность собственника. Если эти веб-сайты были созданы с использованием государственных средств, то это является нарушением федерального закона, запрещающего производство пропаганды для внутреннего потребления», – отмечается в публикации (9).
Данное расследование вызвало скандал, и официальные власти начали отрицать свою причастность к инциденту. Пресс-секретарь Пентагона подполковник Джеймс Грегори заявил, что в его ведомстве «ничего не знают об участии в такой деятельности, ее не было, и это не приемлемо». Заявление было явно неудачным: ведь в Министерстве обороны США официально признали, что для военных информационных операций нанимаются подрядчики, которые занимаются деятельностью в Интернете в интересах заказчика (Пентагона). В то же время такие военные информационные операции в Ираке и Афганистане критиковались самим Пентагоном как неэффективные и плохо контролируемые.
В настоящее время наиболее актуальным для Вашингтона в сфере Интернета является проведение информационных операций против Сирии и Ирана. Далее в списке – Венесуэла, Куба, Северная Корея. Есть в этом ряду и Россия, по отношению к которой применяются такие характеристики, как «авторитаризм», «тоталитарное наследство», «непредсказуемое поведение», «варварство», «режим диктатора» и т.п. терминология, аналогичная той, которая отрабатывалась в период подготовки вторжения в Ирака десять лет назад.
Имея дело с осуществляемой в социальных сетях и западных СМИ вербальной агрессией, которая призвана создавать искажённую картину реальности и менять сознание людей, следует всегда помнить, что за этими действиями стоит армия наемников-блогеров, финансируемая через государственные структуры Соединённых Штатов, и всё это является частью глобальной информационной войны против России и всех, кто отвергают международный диктат США.
_________________________________
(1) Brookes, Adam. 27 January 2006. US plans to 'fight the net' revealed. (дата обращения 02.05.2012).
(2) Information Operations Roadmap. 30 October 2003. DoD. (дата обращения 02.05.2012).
(3) Raw obtains CENTCOM email to bloggers. October 16, 2006. (дата обращения 02.05.2012).
(4) Rawnsley, Adam. Pentagon Wants a Social Media Propaganda Machine. July 15, 2011. (дата обращения 02.05.2012).
(5) Social Media in Strategic Communication (SMISC). FBO, Jul 14, 2011. (дата обращения 02.05.2012).
(6) Top Social Media Websites Caught Censoring Controversial Content. Global Research, February 23, 2012. (дата обращения 02.05.2012).
(7) Levesque, Julie. Social Media «Tactical Intelligence Collection»: Spying and Propaganda using Facebook, Twitter. February 15, 2012. (дата обращения 02.05.2012).
(8) Johnson, Robert. Reporters Slammed By Mysterious Propaganda After USA Today Psy Ops Story. Apr. 20, 2012. (дата обращения 02.05.2012).
(9) Korte, Gregory. Fake sites target reporter, editor covering DoD. Apr 19, 2012. (дата обращения 02.05.2012).
Источник: Фонд стратегической культуры