Федеральный проект "Передовые инженерные школы" стартовал в середине 2022 года и реализуется в рамках государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации". Его цель - подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить достижение технологического суверенитета России.
"Сегодня мы находимся в ситуации, когда все общество, государство и отрасли демонстрируют потребность в качественном обновлении инженерного образования, дела, науки, умения быстро включаться в решение совершенно другого типа задач. Это большой вызов и большие возможности", - подчеркнул министр высшего образования и науки Валерий Фальков.
На первом этапе проекта были отобраны 30 передовых инженерных школ (ПИШ) из 15 регионов, на поддержку которых выделили больше 12,5 миллиарда рублей. К проекту подключились более 160 технологических компаний. На каждый рубль, вложенный государством, компании инвестировали более полутора рублей. В совокупности это составило более 19 миллиардов рублей привлеченных внебюджетных средств.
Начавшие работу ПИШ показали, что путь выбран верный. И уже через год была объявлена вторая волна их создания.
"Мы ставили перед собой цель создать 50 таких школ, 30 уже создано, еще 20 запускаем в текущем году, - напомнил в своем Послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года президент России. - Предлагаю расширить эту программу еще на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть сеть по стране - сеть из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации".
Нет сомнений, что поручение президента будет выполнено - первые итоги работы ПИШ говорят сами за себя. Об их успехах "РГ" рассказали в Центре социологических исследований - операторе федерального проекта.
Цели конкретны
Перед каждой школой стоят реальные образовательные и производственные задачи. Например, ПИШ "Высокоскоростные транспортные системы" Российского университета транспорта (МИИТ) специализируется на создании высокоскоростных транспортных систем. Речь идет о создании цифровых двойников и ГИС для мониторинга строительства и эксплуатации ВСМ с помощью беспилотных летательных аппаратов, дистанционного зондирования земли. Кроме того, эти разработки могут применяться при самом строительстве для создания умных строительных машин. Будут также развернуты работы по созданию сервисной части поезда, связанной с обслуживанием пассажиров. Это интерьеры внутри вагона, технологии питания пассажиров, медиасистемы в поезде, системы контроля проезда. Планируются и работы по развитию связи, в том числе мобильной, для пассажиров. В рамках сотрудничества с департаментом транспорта Москвы будут развернуты работы по интеграции ВСМ в транспортную систему Москвы, в том числе увязка с пригородным движением поездов, вопросы моделирования пассажиропотока, расчет нагрузки на транспортно-пересадочные узлы.
Президент предложил развернуть сеть из 100 передовых инженерных школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации
ПИШ "Технологическая база машиностроения" СТАНКИН направлена на формирование нового кадрового ядра для станкоинструментальной отрасли.
В списке задач вуза на 2024 год - расширение научно-образовательной инфраструктуры и пересборка образовательных программ вместе с ведущими индустриальными партнерами, такими как компании "СТАН", "Вириал", "КИС". Например, для "СТАНа" инженеры спроектируют современный фрезерный консольный станок с вертикальным шпинделем, а также ряд критически важных комплектующих. Важно, что к работе будут подключены студенческие КБ.
Ключевое направление ПИШ Российского технологического университета МИРЭА - СВЧ-электроника. Эта специализация входит в перечень критических технологий и направлена на решение задач, поставленных в Государственной программе Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
Профессор на практике
В ПИШ работают как преподаватели университета, на базе которого создана школа, так и ведущие инженеры-практики с предприятий и известные ученые из других вузов и научных организаций. Чаще всего в передовые школы приглашают преподавателей, готовых к образовательным экспериментам, имеющих желание осваивать новые технологии и обладающих практическим опытом. Главная задача - сформировать у молодых инженеров и технологов новые профессиональные компетенции.
Преподаватели проходят обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, регулярно проходят стажировки на базе высокотехнологичных компаний - партнеров ПИШ.
Например, образовательное ядро ПИШ МИЭТ - это преподаватели университета, которые регулярно проходят переподготовку в высокотехнологичных компаниях, университетах и научных организациях в области электроники, радиотехники и систем связи. Например, в этом году уже запланирован визит делегации из МИЭТ в Шанхайский университет в Китае для прохождения программы переподготовки.
В ПИШ СПбГУ предусмотрено обязательное обучение преподавателей: курсы повышения квалификации и стажировки. Преподаватели отправляются на предприятия партнеров, где обучаются, участвуют в обработке данных и вовлекаются в рабочие процессы под руководством наставников. Полученный опыт они транслируют студентам на практических занятиях. Также в обучении кадров принимают участие организации-партнеры. Например, по направлению нефтяной и газовой промышленности - компания "Газпромнефть".
Работать на результат
В ПИШ "Моторы будущего" Уфимского университета науки и технологий преподавателей отбирали по принципу готовности перестраивать свои подходы и содержание образовательных дисциплин и работать на результат. Например, преподавателей высшей математики, общей физики, химии, программирования приглашали работать согласованно, стирая границы между дисциплинами.
Преподаватели систематически проходят курсы повышения квалификации. Все педагоги прошли обучение по программе ДПО "Преподавание и обучение в инженерно-техническом вузе в эпоху цифровизации" от СПбПУ Петра Великого, часть сотрудников - по курсу "Код образовательных программ" от МШУ "Сколково".
Преподаватели тоже вовлекаются в рабочие процессы на предприятиях под руководством наставников
Сотрудники ПИШ Университета Иннополис обучаются на курсах по программной инженерии и новым технологиям разработки ПО. Они разработаны с партнерами с учетом уникальной модели оценки цифровых компетенций, запатентованной университетом. В обучении преподавателей участвуют специалисты индустрии, практические занятия проходят на реальных производственных кейсах.
Томский политех при отборе преподавательских кадров для ПИШ делает акцент на действующих специалистах, имеющих опыт решения фронтирных инженерных задач. Преподаватели, работающие в ПИШ ТПУ, регулярно проходят повышение квалификации, в том числе и в виде стажировок на базе высокотехнологичных компаний.
Наука без границ
Проект "Передовые инженерные школы" вызывает интерес у иностранных коллег, у него большой потенциал для выхода за пределы РФ, отмечает министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
"Проект говорит сам за себя. У него есть потенциал к тому, чтобы шагнуть за пределы РФ и стать такой точкой продвижения российского образования на постсоветском пространстве", - заявил он на заседании Комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Студенты, обучающиеся в ПИШ, уже принимают участие в международных проектах своих университетов, участвуют в различных форумах, выставках с международным участием. Таких, например, как ХХ Международный технологический форум "Инновации. Технологии. Производство", который недавно прошел в Рыбинске Ярославской области. Ключевой на МТФ-2024 стала тема "Фронтирные технологии беспилотных систем". Это создание энергетических установок и двигателей для БПЛА, цифровых двойников авиадвигателей и их цифровая сертификация. То, что является одним из направлений ПИШ "Технологии двигателестроения" Рыбинского ГТУ им. Соловьева.
Представители ПИШ участвовали и в Международной конференции "ФизикА.СПб" в Санкт-Петербурге. Студент ПИШ Томского университета систем управления и радиоэлектроники Игорь Кузнецов выступил со стендовым докладом "Моделирование поляризационного делителя на основе тонких пленок ниобата лития". Работа выполняется в ПИШ по госзаданию министерства науки и высшего образования.
Источник: rg.ru