Как-то в один из долгих зимних вечеров мы собрались со старыми друзьями попить чайку и побеседовать. Добрая беседа в хорошей компании — большая сила. Разобраться в сложном вопросе и выровнять общее понимание какого-то явления — дорогого стоит. Вот, например, основополагающее понятие — жизнь. Что это? Как его можно определить? Как отличить живое от неживого?
— Что такое жизнь?, — спросил я в предвкушении интересной беседы.
— Жизнь - это форма существования белковых тел! — уверенно сказал Сергей с Урала.
— Разве все белковые тела живые? — возразил Владимир, — Труп тоже состоит из белка, однако он не живой. Да и что такое форма существования как-то непонятно.
— Один физик считает, что живое отличается от неживого — наличием программы, — сказал Алексей, он был у нас главным по физическим явлениям, — Вот, например, умершее животное будет лишено программы, поэтому его материальная составляющая будет мёртвой, несмотря на то, что казалось бы обладает всеми характеристиками живого.
— Программа субъективна, — возразил Сергей, — На такое определение нельзя полагаться.
— Не в полной мере, но соглашусь с Сергеем, — сказал я, — Законы природы объективны и поддаются изучению так же как и предметы, которые нас окружают. Программа — те же законы. Однако в понятии “Жизнь” просто наличие программы недостаточно. В неживой природе, которую мы знаем: камни, вода, огонь, тоже есть свои программы. Очевидно, что в кристалле атомы упорядочены по определённой программе, огонь себя так же ведёт по определённому алгоритму. Но разве они живые?
— А может быть кристаллы и огонь всё-таки живые? — в задумчивости неуверенно сказал Владимир.
— Придумал! Живое отличается от неживого — наличием программы копирования, — взволнованно добавил Алексей, — Если в организме заложена программа копирования, то он живой.
— Не забывайте о развитии, — добавил Сергей. — Живое существо обязано развиваться.
— Да, но разве рост кристаллов и распространение огня — это не развитие? — добавил Владимир.
— Я бы хотел прояснить термин развитие, — добавил я. — Посмотрите, любой объект можно представить как информационно-алгоритмическую систему, т.е. исполнительную систему, которая работает по определённому алгоритму и обрабатывает определённую информацию.
— Я понял, — продолжил Алексей. — Развитие должно происходить на всех уровнях - на уровне информации, на уровне алгоритмов или программы и на уровне исполнительной системы. Кристаллы и огонь всегда работают по одному и тому же алгоритму, даже если огонь будет на одном месте гореть миллион лет, он так и останется огнём, никакого развития в его алгоритмах горения не произойдёт.
— Ну вот, я же говорил, что нужно не забывать про развитие, — добавил Сергей.
— Получается кристаллы и огонь всё-таки не живые, — задумчиво сказал Владимир.
— Тогда живым будет сущность способная к развитию и самокопированию, — добавил Алексей.
— А что если объект не обладает способностью к самокопированию? — сказал я. — Вот, например, гибрид лошади и осла — мул. Разве он не живой?
— В любом случае без возможности к самокопированию он погибнет в течении одного поколения, — ответил Алексей. — Полагаю, это не слишком существенно в определении.
— А что если это будет живая планета? — задал вопрос Владимир, — как в рассказе “Солярис” Станислава Лемма. Эта планета может и не обладать способностью к самокопированию, но разве она не будет живой?
Настала небольшая пауза, все погрузились в небольшую задумчивость и искали ответ на вопрос о признаках живого. Вопрос был очень сложный и неочевидный.
— Я могу предложить ещё один вариант определения, — сказал я. — Живое существо должно обладать способностью к самовосстановлению, а не к самокопированию. Самокопирование — лишь один из способов самовосстановления, зачастую достаточно примитивный, чтобы быть доступным даже самым простейшим организмам. Получается, чем сложнее организм, тем больше он может обладать способностью к самовосстановлению, как, например, живая планета.
— Мул по этому определению будет живым, несмотря на невозможность оставить потомство, — добавил Алексей, — раны у него ведь заживают, значит он умеет себя восстанавливать.
— Медоносная пчела не умеет себя самовосстанавливать и даже размножаться самостоятельно, — добавил Сергей, — получается она не живая.
— Пчелиная семья умеет прекрасно себя восстанавливать и копировать, — возразил я. — Более того, многие пчеловоды говорят, что при своевременном обновлении сот она может жить на одном месте практически вечно. Есть пчеловоды, у которых семья живёт на одном месте больше сотни лет. Они передают эту семью из поколения в поколение. А одиночные пчёлы, например, осмии, вообще умеют размножаться самостоятельно.
— Т.е. живой может быть только пчелиная семья в целом? — сказал Владимир.
— Да, я слышал, что если пчелу отлучить от семьи, она погибает очень быстро, буквально за сутки, хотя в семье может жить до года при благоприятных условиях, — сказал Алексей.
— Пчёлка в семье — как клетка в многоклеточном организме, — добавил я. — Как клетка крови продолжает выполнять свои функции после того, как по каким-то причинам покинет организм, но очень быстро погибает. Так и пчёлка без семьи теряет смысл существования и очень быстро умирает.
— Мне пришла одна интересная мысль, — добавил Алексей. — Восстановление подобно ремонтным работам, которые невозможны без наличия разума. Получается что жизнь и разум идут рука об руку, рядышком.
— Всё-таки восстановление может идти путём самокопирования, что может быть достаточно простой программой, — возразил Владимир, — и её вряд ли можно назвать интеллектуальной или разумной.
— Да, но мысль очень интересная, — добавил я. — Похоже, что, действительно, жизнь и разум очень сильно связаны. В определении живого есть ещё и развитие. А разве развитие не означает разумность?
— Вряд ли можно назвать кого-то разумным, если он не развивается, — поддержал Владимир.
— Получается, что последним утверждением, до которого мы договорились будет то, что живым существом можно считать такое существо, которое обладает способностью к самовосстановлению и развитию, — подытожил Алексей.
— Я бы ещё изменил — сказал я, — что не только “существом”, но и вообще любой сущностью. Например, мысль можно назвать “живой”, если она сохраняется, копируется, но при этом развивается. Иначе такая мысль будет мёртвой или догматической.
Наша беседа на этом не закончилась, мы ещё обсудили, каким образом происходят восстановительные процессы, как связано с этим определение термина «здоровье», которое должно показывать не состояние, а процесс преобладания восстановительных процессов в организме над разрушительными. При этом стало ясно, что в неживых объектах без внешнего воздействия протекают только процессы разрушения, а в живых ещё есть процессы самовосстановления. В последующих беседах мы уже выявили такие процессы применительно к здоровью и жизни человека и конкретно каждого из нас.
Для многих современных наук, которые в основном изучают неживую природу и не задумываются о восстановительных процессах в живых организмах, живой объект — лишь ресурс. Понимая всю сложность жизни, её взаимосвязь с разумом, и понимая, что всё в жизни взаимообусловлено — проникаешься глубоким уважением к окружающему миру и стремлением сохранить и преумножить жизнь на планете. И было бы очень хорошо, если каждый задумается над своей миссией, и согласует её с задачей поддержания восстановительных процессов на планете Земля и тем самым внесёт свой вклад в сохранение и преумножение жизни.
Источник: Наум Матрин