Победа со значительным перевесом на президентских выборах в Аргентине Хавьера Милея выглядит событием предсказуемым, но от этого не менее невероятным. Дело не только в эксцентричной внешности нового аргентинского лидера и его не менее радикальных взглядах на все - от экономики до вопросов климата. На первый взгляд, щедро раздаваемые в ходе предвыборной кампании Милеем обещания настолько пропахли "популизмом", что поверить на слово такому кандидату кажется просто невозможным. Чего только стоят его обещания приватизировать в нищающей стране все, что только возможно, желание взорвать Центробанк, снизить на 90 процентов налоги и заменить национальную валюту песо - американским долларом, окончательно отдав тем самым Аргентину на растерзание американским корпорациям. С таким подходом Милей выглядит "антигероем", который продает страну тем, кто за это больше заплатит. И тем не менее значительная часть аргентинского общества кричит "Вамос, Милей", что переводится "давай, Милей" своему новому предводителю и видит в его идеях славное будущее Аргентины.
После бурной ночи подсчета голосов, противники и сторонники Милея начинают вслух размышлять, к каким последствиям приведет Буэнос-Айрес состоявшееся политическое землетрясение. Впрочем, ответ на вопрос, почему для 14 миллионов аргентинцев не оказалось никого милее господина Милея выглядит стопроцентно очевидным: состоявшееся голосование - реакция отчаявшихся людей на неспособность прежних правительств вывести страну из кризиса.
Разрушитель мифов
Сколько не говори "сахар" во рту слаще не станет. Так и противник Милея на выборах, пока еще действующий министр финансов Серхио Масса сколько бы не уверял аргентинцев, что способен сотворить экономическое чудо, веры ему не было и быть не могло. Масса, чье перонистское движение из последних 20 лет правило страной 16, выглядел, скорее, символом упадка, чем надежды. Потому что трудно понять, как министр, при котором инфляция достигла 140 процентов, а за чертой бедности оказалась почти половина населения, мог рассчитывать на электоральный успех. С 2022 года в Аргентине обсуждают, наступит ли десятый по счету дефолт в 2023 году. И выживет ли единственный конкурентоспособный сектор экономики - сельское хозяйство - в ситуации, когда ставка Центробанка превысила 50 процентов. Так что для Хавьера Милея заниматься разрушением созданных правящей партией мифов о процветании страны (до 2022 года Милей был ведущим еженедельного радиошоу "Разрушая мифы" - прим. "РГ") было не сложно. Заявив о себе, как о человеке вне системы, и называя существующее правительство "сборищем крыс", избранный президент Аргентины убедил большинство аргентинцев: хуже, чем сегодня, их жизнь не будет. А вот шанса разрушить до основания существующую экономическую модель и на ее обломках отстроить новую может больше не быть. С чем уверенно и победил на выборах.
Аргентинский пророк
Было бы неверным воспринимать Милея в качестве малообразованного аргентинского мечтателя и объяснять его электоральный успех "коллективным помешательством". В мае 2021 года в Аргентине был зафиксирован своеобразный рекорд - в прямом эфире десять тысяч человек слушали онлайн лекцию по экономике. Ее вместе с гватемальским политологом прочитал Хавьер Милей. Ведь до того, как заняться политикой, избранный президент Аргентины получил серьезное экономическое образование. А потом около 20 лет преподавал в ВУЗах макро- и микроэкономику, монетарную политику, финансовые теории. Издавал на эти темы книги. Работал главным и старшим экономистом в том числе в банке NSBC и солидном пенсионном фонде Maxima. Так что в своих рассуждениях о путях выхода аргентинской экономики из кризиса Милей вовсе не считает себя "популистом". По его мнению, в истории Аргентины уже были лидеры, предлагавшие аналогичные программы и достигшие успеха в оздоровлении экономики. Как пишут СМИ, кумиром Милея всегда был президент Аргентины Карлос Менем (1989-1999 годы), который снизил инфляцию в стране с 2600 процентов до самого низкого показателя в мире. Да и отказ от национальных валют для стран Латинской Америки не настолько революционен - по данным МВФ, 14 стран в мире используют американский доллар в качестве денежной единицы, причем три из них расположены в Латинской Америке. Так что эксперимент, который намерен поставить над Аргентиной ее новый лидер, в чем-то является работой над ошибками, совершенными прежними государственными руководителями.
Скажи мне, кто твой друг
Выглядело бы странным, если ультроправый политик Милей сохранил бы в друзьях страны, которых "привечало" прежнее, левое аргентинское правительство. Так что никакой преемственности в этом вопросе не ожидается. Когда значительная часть латиноамериканских государств осуждает действия Израиля в секторе Газа, новый аргентинский лидер уже объявил, что намерен тесно взаимодействовать с Вашингтоном и Тель-Авивом. А вот отношения с прежними партнерами Буэнос-Айреса - Бразилией и Китаем, - напротив, будут поставлены на паузу по идеологическим соображениям.
"Я не собираюсь двигаться с коммунистами, потому что они не уважают основные параметры свободной торговли, свободы и демократии", - неоднократно заявлял Милей. Но тут же делал значимую для понимания дальнейших шагов Аргентины оговорку: новые власти не станут мешать бизнесу вести дела с объединением БРИКС, куда входит и Бразилия, и Китай. Да и в отношении возможного вступления Аргентины в состав БРИКС с января 2024 года Милей также проявляет сдержанность. Полученное приглашение он не отвергает, но и не спешит им воспользоваться, ссылаясь на желание понять, какие плюсы получит страна от вступления. В отличие от экономического трека, где Милей собирается все "обнулить", во внешней политике новый глава Аргентины старается не рубить с плеча. Это также касается России, в отношениях с которой у новой команды Милея, безусловно, исчезнет прежняя доверительность в дипломатических отношениях. Но это не означает автоматического сворачивания торговых отношений Аргентины с Москвой и введения против России санкций аналогичных американским.
Пока же "экономист с бензопилой", как назвали Хавьера Милея в британской The Guardian, принимает пламенные поздравления от единомышленников, среди которых выделяются экс-президент США Дональд Трамп и экс-президент Бразилии Жаир Болсонару. И выслушивает мрачные прогнозы от проигравших выборы оппонентов, которые предсказывают Аргентине общенациональные забастовки профсоюзов, политическое насилие, давление на демократические институты. Выбрав Милея, Аргентина в который раз замерла на очередной исторической развилке в надежде на лучшее и страхе, что этого лучшего так и не случится.
- Новый президент Аргентины называет свою младшую сестру Карину "мой босс" и "Моисей". Карина увлекается астрологией и спиритизмом . Она активно помогала Милею в предвыборной кампании.
- Своей семьей новый президент Аргентины называет собак. После смерти любимого английского мастифа Конана он его клонировал. И сейчас с Милеем живут три пса, которых он назвал в честь своих любимых экономистов - Мюрреем, Милтоном и Робертом.
- Все разговоры об изменении климата Милей называет частью "культурного марксизма", а глобальное потепление - ложью социализма.
- Необычная прическа Милея была придумана его консультантом по имиджу, которая вдохновлялась прическами сразу двух мужчин - Элвиса Пресли и Росомахи.
- Милей называет себя криптоэнтузиастом. В 2021 году он даже рекламировал в соцсетях криптовалютный проект. Но в итоге проект не состоялся, а поверившие Милею вкладчики потеряли около 300 тысяч долларов. После чего подали на Милея в суд.
Источник: rg.ru