Аналитика

Многие просили меня написать о школьном образовании в КНР, насколько оно соответствует образованию коммунистическому. Причем, вопросы были со стороны как тех, кто с симпатией относится к социалистическому Китаю, люди интересуются его опытом, так и ехидные. Мол, смотрите, Балаев утверждает, что КНР социалистическое государство, а там даже школы частные…
         Ладно, у меня получилось вырвать немного свободного времени, напишу. Хотя, информации о китайской школе достаточно много и найти ее не составляет труда, но понять ее специфику невозможно без понимания общей проблематики школьного образования.
       Начнем с того, как я уже неоднократно писал, что школьное образование в СССР никогда (никогда!) не было тем, что называют коммунистическим образованием и даже не приближалось к нему, как это ни печально. Даже во времена Сталина. Были лишь ограниченные эксперименты, как у Макаренко, но у него была колония, а не школа. Сама советская школа была копией школы буржуазной. Конечно, Советская власть - большой шаг вперед, совершила революционный прорыв в вопросе образования, сделав его общедоступным. Но сам процесс школьного обучения по сравнению с обучением в дореволюционных гимназиях и реальных училищах, за исключением более расширенной программы, не претерпел абсолютно никаких изменений.
         А буржуазное образование даже хуже, чем обучение детей при феодализме. Можете смеяться, но это так. Такого количества брака, которое выдаёт буржуазная школа и выдавала советская, монастырская школа позволить себе не могла. Все-таки сеньору феодалу, отдавшему своего отпрыска на обучение монахам, объяснять плохие знания будущего наследника феода тем, что этот наследник тупой, неспособный и ленивый было опасно даже для жизни. Вам, монастырским училкам, заплатили деньги, так будьте добры, а то у сеньора и меч острый имеется.
     Поэтому монахи-училки на способности учеников обращали мало внимания. Им эти способности были без разницы. Розги довольно неплохо стимулировали рост способностей.
       Конечно, пороть детей, вбивая им интерес к учению через поротые задницы – зверство и варварство. Средневековое. Так делать ни в коем случае нельзя и такую практику перенимать не нужно ни школе, ни отдельным родителям. Чем-то нужно порку заменить.
       Буржуазная школа порку отменила, но замену ей не нашла. Ей это и не нужно было. Товар-деньги-товар. Всё остальное – по фигу. Товар – урок. Учитель буржуазной школы – производитель урока, школа это  урок вам, родителю, продаёт. И не важно – какая школа, частная или государственная,  первой вы платите напрямую, второй опосредованно, из налогов, вся разница. Запомните, этот товар, урок, школа продаёт вам, родителю, а не вашему ребенку. А вашему ребенку предоставлено «право волеизъявления» «скушать» этот товар или сразу выплюнуть, не пережевывая.
          Все песни училок насчет того, что у них такая благородная профессия, они дают знания – это реклама товаропроизводителя и реклама очень сильно недобросовестная. Не заблуждайтесь насчет её. Школе на вашего ребенка глубоко наплевать, в целом. Нет, есть в школах настоящие, так сказать, учителя, которые болеют за свое дело, люди с совестью. И у меня в школе такие были. Почти все они – немного психически нездоровые. Очень сильно переживали по поводу нашей успеваемости. Истерики закатывали на уроках. Мы их, естественно, ненавидели. После довольно продолжительного стажа работы такие учителя к старости начинали люто ненавидеть нас, сопляков.
        Настоящему учителю-профессионалу дела нет до успеваемости ученика. Его дело качественно отбубнить урок, потом вызвать к доске ученика и поставить оценку. Всё. Его дело сделано.
        Школа никакой ответственности за успеваемость ученика не несет. Всякие показатели успеваемости – фуфло, надо их подогнать, так дирекция запретит учителям даже двойки ставить.
       Вы думаете, что я имею ввиду только общеобразовательную школу? Вы ошибаетесь тогда. Высшая школа – такая же. Ну, может чуть-чуть лучше, потому что в ней учатся уже те, кто прямо заинтересован в получении диплома. Но это не заслуга преподавателей, а мотивированность самих учащихся, тех, кто прошел выбраковку в средней школе, жалкий процент от общего её брака.
           Дело в том, что буржуазному государству от вас нужны только налоги и соблюдение его законов, а на вас самих оно плевать хотело. Поэтому все ваши проблемы с детьми – это не проблемы школы, а ваши личные. И плевать, что вы, отрабатывая свои кредиты, вкалываете столько, что детей только спящими дома видите – за них ответственность несете только вы, а не школа, где дети проводят времени в разы больше, чем дома с родителями. Нахулиганит ваше чадо – ответственность на вас, вам штрафы платить, а не школе. Хотя от вас ваше чадо может только некоторые слова нехорошие узнать, на этом ваше практическое воспитание и заканчивается, всё остальное оно получает именно в стенах школы. В том числе и то, за что вы потом штрафы платите.
          И в СССР такая же ситуация была. Отвечали за детей родители, а не школа. И при Сталине тоже. Да-да. И не надо ничего идеализировать. Советская власть за 30 лет просто не успела привести школу в нормальное состояние, это оказалось не так просто. Крупская билась-билась с политехническим обучением, кое-как добилась, что учебники стали более-менее понятны школьникам,  на большее ей судьба времени не отпустила. После войны на образование бросили Ворошилова. Климент Ефремович – точно не Надежда Константиновна, он уговаривал только один раз, а не бесконечно, поэтому преподавательско-учительскую мафию сломал бы через колено, но первые годы у него ушли на восстановление материально-технической базы и кадров общеобразовательной и высшей школы, а затем Советская власть закончилась…
        Но образованием Ворошилов занимался еще будучи наркомом Обороны. Военные школы и училища. Я думаю, именно потому его Сталин бросил на образование, самый важный участок для государства в то время, потому что военные школы и училища Ворошилова работали практически без образовательного брака. Того вала не усвоивших программу, который давала обычная школа, Ворошилов себе позволить не мог, это напрямую угрожало безопасности государства. Без грамотного офицера армия ничего не стоит.
         Только ни идеи Крупской, ни опыт Ворошилова для советской школы оказались не нужными. А вот китайские коммунисты в свою школу основные идеи Надежды Константиновны и Климента Ефремовича внедрили…

Часть 2

В 1937 году в СССР были открыты 16 специальных артиллерийских школ, в которых проходили обучение юноши после 7-го класса общеобразовательной школы. Программу 8-10 классов эти мальчишки проходили уже в специальной школе, дополнительно – программу военной подготовки.  В этих 16-ти школах обучались 7 тысяч курсантов. 7 тысяч будущих офицеров-артиллеристов, после школы выпускники шли продолжать обучение в артиллерийские училища.
           Фактически, из средних школ были изъяты 7 тысяч учеников и помещены в отдельные специальные школы, в которых эти ученики проходили программу средней же школы. Зачем это было сделано? Проще же было бы потом взять выпускников средней школы, закончивших 10-ый класс, и набрать из них курсантов военных училищ. Только вопрос в том, хватило бы набора для военных училищ? РККА сделала упор на массовую артиллерию в будущей войне, для массовой артиллерии нужен был массовый грамотный офицер-артиллерист. Но средняя общеобразовательная школа давала с каждым классом всё больший и больший процент образовательного брака. Вы это сами всё отлично знаете на личном опыте и на опыте своих детей. Чем более старший класс в школе, тем меньше в нем процент успевающих на «хорошо» и «отлично». А троечникам нечего делать в военном училище, тем более в артиллерийском, там нужны твердые знания математики, физики, химии, географии, черчения…  Да и русского языка тоже, командиру приходится приказы не только голосом отдавать.
        Если бы военное ведомство того времени понадеялось на общеобразовательную школу, то могло недополучить курсантов в военные училища, к 10-му классу обычной школы большинство ее выпускников выпускные экзамены едва на «троечки» вытягивали, большинство выпускников были неспособны продолжать обучение в высших учебных заведениях и в военных училищах, грамотности уже не хватало. Либо пришлось бы снижать уровень требований к абитуриенту и потом получить массу малограмотных командиров.
        А вот организованные при Ворошилове военные школы брака, практически, не давали. Курсанты этих школ почти в полном составе переходили в курсанты военных училищ. Те из выпускников военных школ, у которых выявлялись проблемы со здоровьем, их немного было, но всё-таки они были, шли не в военные училища, а без всяких проблем проходили конкурсный отбор в гражданские ВУЗы.
         Эта же система сохранялась в созданных уже во время войны Суворовских училищах. Она и сейчас в них сохраняется.  Родители, озабоченные будущим своих чад, которые к 8-9 классу школы, благодаря самоотверженным стараниям школьных педагогов, превращаются в законченных оболтусов, стараются этих оболтусов засунуть в Суворовские училища. Спрос на подобное обучение такой высокий, что ныне в РФ даже дополнительно создана сеть кадетских училищ. Суворовские и кадетские училища, если и дают какой-то процент образовательного брака, то совсем мизерный. Любой их выпускник поступал в ВУЗы с легкостью проходя конкурсный отбор.
        Что же за такая чудодейственная система была в этих школах, справлявшаяся с задачами, которые общеобразовательная школа не в состоянии решить, хотя над этими задачами разбиваются в кровь лбы лучших педагогов-ученых, изобретающих всё новые и новые методики впихивания знаний в детские головы?
       Да всё просто, как колесо от телеги. Согласитесь, если бы ваш ребенок каждый день, приходя со школы домой, садился делать уроки по всем предметам, которые ему задали, и на самоподготовку выделял пару часов, то даже в задрипанной сельской школе при наличии самых плохих училок, ваш отпрыск был бы отличником. И всё, что нужно, по-большому счету.
      Вы сами отлично знаете, что пока вы контролируете выполнение домашних заданий вашим ребенком, он учится более-менее успешно. Как только вы этот контроль ослабляете, а еще, не дай бог, оставите ребенка на месяц-два без контроля, то уже – всё. Можно тушить свет, он так отстанет от программы, что потом далеко не всегда ее нагнать в состоянии.
        Но именно тогда, когда ребенку нужно делать уроки, подавляющее большинство родителей находятся на работе, домой приходят уже тогда, когда ребенку пора ложиться спать. «Сделал ли ты, сынок, уроки?» . «Сделал папа-мама». Вот и весь по-сути ваш родительский контроль. И то – еще в лучшем случае.
           Понимаете, предоставлять ребенку делать выбор: учиться или не учиться, - это преступление перед ребенком. Учиться – и никаких альтернатив, только так. Но наша системы школьного образования стоит на этом ките – выбор за ребёнком. И все разрабатываемые педагогические методики основаны на том, как бы похитрее заинтересовать ребенка сделать выбор в пользу учебы. И на разработке этих совершенно бесполезных методик кормится целая армия ученых  дармоедов-педагогов.
         Китайцы на все эти методики плюнули. У них в школе внедрена именно такая же система, как в существовавших в СССР артиллерийских школах и Суворовских училищах.
          Занятия в школах КНР начинаются очень рано, в 6 часов утра. Первая половина – сами уроки. Причем, даже уроки у них шиворот-навыворот по сравнению с тем, как они в наших школах проходят. Точнее, это в наших школах – шиворот-навыворот, донельзя глупая система. У нас на уроке учитель объясняет новую тему, затем даёт домашнее задание – самостоятельно повторять и закреплять эту тему. У китайцев все наоборот. К новой теме ученики готовятся самостоятельно, самостоятельно ее изучают по учебнику, на уроке они уже отвечают по новой, самостоятельно пройденной теме, учитель лишь корректирует и разъясняет неясности. Тут вопрос к школьным учебникам: по нашим учебникам дети смогут самостоятельно учиться?
        После уроков – физическая подготовка, которой в китайской школе уделено колоссальное, по сравнению с нашей,  внимание. После нее – самоподготовка. Никто у китайского школьника не спрашивает: сделал ли он уроки? Он их сделает! И будет делать каждый день – ВСЕ. Под присмотром учителя. Прямо в школе. После самоподготовки – рисование, лепка, поделки, пение, танцы и т.п., художественное творчество, в общем, то, что требовала Крупская от педагогики – развитие у ребенка воображения.
         И приходит китайский школьник к родителям домой уже в 9 часов вечера. Ужинать. Завтракает и обедает он в школе. Ест нормальную здоровую пищу, а не картошку-фри из «Вкусно и точка».
         Разница в системе школьного обучения в Китае по сравнению с нашей, отечественной, и той, что была в СССР – колоссальная. Китайское социалистическое государство не самоустранилось от воспитания и обучения детей, переложив это на родителей, как делает российская школа (да и вся мировая). Китайское государство отвечает за своих граждан с момента их рождения. Другого подхода не может быть в народном государстве.
       Итоги такого подхода – наглядны. И даже не в том плане, что КНР смогла обеспечить свою гигантскую экономику необходимым числом высококвалифицированных кадров. И не столько в этом плане.
        Сами себе ответьте: если ваш оболтус, придя после 4-6 уроков в школе, забросив под кровать портфель, бежит к пацанам на улицу лясы точить или за компьютером до вашего прихода с работы стрелялку гоняет, то у вас есть твердая надежда, что, выпустившись из школы, ваше чадо будет готово упорно где-нибудь работать или учиться? С чего вам надеяться, если трудолюбию его никто не воспитывал, а, напротив, он привык с детства лениться, отлынивать от всего, что ему неинтересно и что требует упорства и усидчивости?
      А теперь мы удивляемся трудолюбию китайцев: наверно, это их азиатский менталитет? Ага. У них и школа их азиатская. Суровая и безжалостная к детям – каждый день заставляет бедных китайчат уроки делать, да еще и самостоятельно изучать предметы. Садизм какой-то, правильно?!
       Есть ли проблемы у китайской школы? Есть, конечно. Проблем нет только у даунов, они постоянно счастливы и улыбаются.  Образование – штука очень дорогая, даже школьное. Не всё у китайцев хватает. И рынок принес свои проблемы. Для толстосумов пооткрывали частных школ, ну если у кого-то есть желание самим оплачивать обучение своих детей, то почему не дать такой возможности? А государственные деньги отдать государственным школам. Согласны? Детям простых людей больше достанется. Но и частные школы у них работают в таком же режиме, как и государственные.
         Еще и репетиторство там получило широкое распространение. А сопровождалось репетиторство усложнением школьной программы. Или вы думали, что китайские учителя ментально чем-то от наших отличаются. Оказывается, менталитет у них такой же. Репетиторство – хороший приработок к зарплате, которая там и так такая, что наших училок уже давно жаба давит – 1,5- 2 тысячи в пересчете на доллары. От 100 тысяч наших.
         А чем сложнее программа, тем больше потребность в репетиторстве.
        Но китайское правительство это вовремя заметило и уже почти полностью искоренило. Там в последние годы проведена реформа школьной программы, всё лишнее из неё выкинули, а за репетиторство учителям – огромные штрафы, если поймают. Неоднократно поймают – уголовная статья. Учителям в КНР запрещено репетиторством заниматься.
        И повышвыривали из частных школ преподавателей, так называемых, английского языка, родом из Ярославской губернии. Даже из частных. Там тоже дети, государству и на детей обеспеченных родителей не наплевать. И теперь эти вышвырнутые «англичане» вернулись на свою родину берез и заброшенных полей, обиженными на китайские власти зарабатывать себе на хлеб насущный по специальности «эксперт по Китаю», рассказывая, что там они не детей на ломанном рязанском учили считать «уван, ту, сри», а работали переводчиками в самых высоких правительственных структурах, поэтому уж они всё о кланах в китайской компартии знают.
       Вы, при случае, попросите этих «экспертов» показать китайскую трудовую книжку с записью «переводчик китайского правительства».

Часть 3

Некоторые моменты еще по китайской школе. В интернете достаточно видео о китайских школах. Что там сразу бросается в глаза – живчики, очень шебутные ребята. Если сравнить с нашими школьниками, наши – вялые. Наша школьная система целенаправленно давит детскую физическую активность, у нашего учителя идеал ребенка – чтобы сидел неподвижно за партой, а на перемене стоял столбиком в рекреации и не баловался.  Побегать, и то только по команде – лишь урок физкультуры два раза в неделю. Если родители не раскошелятся на спортивную секцию, что уже далеко не всем по карману, а в сельской местности они далеко не везде и есть, то ребенок вырастит бледным глистиком, в лучшем случае, а то и инвалидом. Наша школа в лице ее школьных дам-учителей целенаправленно гробит здоровье детишек.
           У китайцев в школе день начинается с очень серьезной зарядки. Еще две зарядки между уроками. На переменах дети носятся, как угорелые, никто на них за это не орет благим матом. Там, напротив, поощряется физическая подвижность.
      Даже сама школьная повседневная форма! Какой урод моральный придумал у нас эти костюмчики-юбочки, которые сами по себе уже ограничивают подвижность ребенка?! У китайцев – спортивный костюм почти во всех школах, даже частных. Для каждой школы свой цвет костюма, и не более того. Урок закончился, беги на перемене в футбол гонять, форма не мешает.
        Температурный режим в школе. Все иностранцы, которые посещали в КНР школы отмечали, что там в классах очень холодно, особенно в северных районах. Почти не отапливают. Детишек жалко. Правда, здесь же на видео рядом с этими иностранцами носятся эти детишки, которых жалко, и не заметно, что они от холода страдают. Насчет закаленности и здоровья детей, которые большую часть своей жизни проводят в прохладных, с чистым воздухом помещениях по сравнению с детишками, запертыми в теплых душных классах – нет даже вопросов.
         Сами учителя – очень много молодежи. И молодежи внешне очень спортивной. Таких классных представительных дам с выражениями на лицах надзирательниц из концлагеря в китайской школе не видно.  Напротив, по учителям не заметно, что их работа очень сильно напрягает, скорее, она им нравится.
         Классы очень большие, по 50-60 человек. Будь в наших школах такие классы, там никто из учеников даже дроби не освоил бы. В Китае – нормально. Вот что значит – понятные школьнику учебники.
        Тесты. Там тесты, тесты и тесты. То, что наш преподавательский состав дружно ненавидит. Почему ненавидит? Потому что тестирование очень сильно затрудняет постановку высокой оценки блатным ученикам за отдельную от родителей благодарность. Зато облегчает контроль знаний. Не надо наугад вызывать за урок 2-3-х школьников к доске, больше время урока не позволяет, можно знания всего класса проверить за несколько минут.  У них на каждом уроке – тесты.
           Сельские школы. В СССР в каждом хуторе стремились иметь свою школу, хоть убогая, с учителями, которых туда на аркане по распределению затаскивали, но зато – своя, хуторская. Понятно, что отличники в такой школе были на уровне троечников из нормальной. Сейчас от этой системы отходят, школы в отдаленных селах закрывают, учеников возят на автобусах туда, где школы остались. Американская система.
         Китайцы изначально не пошли по этому пути. У них только большие школы в крупных населенных пунктах, где есть возможность иметь нормальный учительский состав. Дети из других населенных пунктов живут 5 дней в неделю в интернате при школе на полном государственном обеспечении. Зато школы нормальные и образование дети нормальное получают. Хоть это и очень дорого для государства. Интернат – очень дорогая штука. Но китайские коммунисты денег на образование не жалеют.
       Конечно, пионерская организация в школе. Все дети носят красные галстуки. Воспитание в духе преданности народу и партии, идеям коммунизма. Всё это присутствует в школе Китая, который наши леваки считают капиталистическим.
       Итоги вы видите, Китайская Народная Республика уходит всё дальше вперед, в отрыв от остального мира в спорте, культуре, науке, промышленности…
     Мне особенно понравилось, что сказал несколько лет назад Си Цзиньпин при посещении своей родной школы: ребята, вы надежда страны, наше будущее, но только, пожалуйста, не вырастайте очкариками.
       На этом, пожалуй, и всё. В заключение, сегодняшнее письмо от российского учителя, чтобы вы понимали, в какой пропасти находится наша школа, в том числе и с таким преподавательским составом:
«Здравствуйте.
Прочитал ваш материал по школьному образованию ...
Очень не приятно было читать о Вашем пренебрежительном и высокомерном отношении к учителям ... хотя, кстати, такие же учителя работают и в кадетских школах, которые ВЫ хвалите.
Теперь по существу.
Я всю жизнь проработал в школе (учитель математики), жена до сих пор работает (тоже учитель математики).
Мои внуки ходят в кадетскую школу.
Так что я не понаслышке! знаю об этом "предмете".
1. Моя жена (стаж более 40 лет, высшая категория) имеет нагрузку больше полутора ставок и получает на руки чуть побольше 20 тысяч, (это к вопросу репетиторства). Еще нужно отметить, что к ЕГЕ надо СПЕЦИАЛЬНО готовиться (так уж устроен етот егэ)). Это Псков, а так везде в России, кроме некоторых городов.
2. В кадетской школе дети с 8 до 18 часов и там делают д/з. С ними все это время классная "дама" (офицер), которая не ведет никаких уроков. Для каждого класса специальное помещение, где они раздеваются и т.д. В школе все есть: кружки, спортзал ... Кормят ОТВРАТИТЕЛЬНО (это в Питере, бегловские ребятки бизнесом занимаются). Как обстоят дела со всем этим в обычных школах, можете поинтересоваться на досуге. Например жена за классное руководство получает подачку от нашего солнцеликого в размере 5 тысяч (эта сумма входит в те 20 тысяч, о которых я писал).
3. Внук ходит в 6 класс кадетской школы. Подумываем забирать, т.к. класс очень слабый по учебе.

Так что прежде чем писать умные статьи надо разобраться с вопросом!
А так я согласен, что та система, что в кадетских школах однозначно лучше!!! Вот Вы бы и предложили это солнцеликому и К, а не издевались бы над бесправными учителями.
--
С уважением,
Александр Семенов».


И еще из переписки с этим учителем:
«ну чего из пустого в порожнее ...
изучайте историю ... не народ делает революции, а деньги ... Можете вспомнить майдан в Киеве.
А вы как раскрученный блогер, могли бы что-то сделать ... например написать в думу какому-нибудь депутату ... эй, чувак!, образование и воспитание поважнее экономики будет! Может что-то и сдвинется ...
А мои письма и читать не будут
--
С уважением,
Александр Семенов».


        ДНИЩЕ!.

Источник: Балаев 1 2 3

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также