Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин — о неуплате налогов блогерами и своем отношении к их творческой деятельности
Следственный комитет РФ расследует уже несколько уголовных дел о неуплате налогов в отношении известных блогеров: Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии (Лерчек) и Артема Чекалиных. Какими схемами ухода от уплаты налогов они пользовались, часто ли блогеры становятся фигурантами уголовных дел, ждать ли новых расследований и какие преступления в интернете вызывают обеспокоенность в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного юридического форума рассказал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
— Александр Иванович, в последнее время было возбуждено несколько уголовных дел в отношении блогеров, имеющих огромную аудиторию в социальных сетях, из-за неуплаты налогов. Это какие-то уникальные случаи или уже тенденция?
— Деятельность блогеров в последние годы стала очень популярной. Число их подписчиков сопоставимо с аудиторией некоторых средств массовой информации, это миллионы людей. Благодаря этому блогеры стали зарабатывать значительные капиталы, продавая своей аудитории определенные товары или услуги. Людей учат, как добиться личностного роста, зарабатывать деньги и т.д. Подобные продукты, судя по всему, покупают очень многие. С ростом доходов блогеров в геометрической прогрессии стали расти и суммы налогов, которые должны с них взиматься. И если эти граждане не выполняют данные требования, скрывая свои истинные доходы, тогда и возникают основания для возбуждения уголовных дел. С этой точки зрения подобные преступления нельзя назвать уникальными, это обычный состав, отнесенный к подследственности СК России. Но хочу сказать, что уголовные дела о налоговых преступлениях в отношении блогеров ранее не возбуждались, это первые подобные дела.
— Самое резонансное дело — это в отношении блогера Блиновской, у которой был проект "Марафон желаний". Сумма неуплаченных налогов — более 900 млн рублей. Она выплатила уже хотя бы какую-то часть денег? Кстати, как вы относитесь к таким марафонам и так называемым коучам, собирающим огромную аудиторию, которая хочет стать успешной?
Обвиняемая Блиновская на данный момент погасила мизерную часть налоговой задолженности — всего 10 млн рублей из 918,9 млн рублей.
Что касается самой сути этих курсов, понятно, что одни хотят чего-либо быстро достичь и для этого ищут не самые сложные варианты, этим как раз и пользуются так называемые коучи. Вот тут и возникает вопрос, а насколько компетентны те, кто продает подобные курсы. Ведь когда вы получаете высшее образование или занимаетесь спортом с тренером, предполагается, что вас обучают профессионалы в своей области, применяющие к тому же определенные методики преподавания. А обладают ли подобной компетенцией те блогеры, которые предлагают свои услуги другим людям? Или, может быть, они полагают, что демонстрация роскошной жизни на их страницах уже является подтверждением таких навыков? На мой взгляд, это не так. Поэтому здесь необходимо определенное правовое регулирование. В Госдуму внесен законопроект, предполагающий предоставление организатором участнику подобной просветительской деятельности своей программы и полной информации о ней, а также уведомление федеральных органов исполнительной власти о начале такой деятельности. Возможно, наряду с этим было бы правильным установить и определенные требования к компетенции людей, которые осуществляют такую деятельность.
— В СМИ появилась информация, что в отношении еще ряда известных блогеров могут быть возбуждены уголовные дела. Следователи уже проводят проверки в отношении них? Много ли таких проверок? Ждать ли новых уголовных дел?
— Безусловно, в случае поступления из налоговых органов материалов, указывающих на признаки налоговых преступлений, нами будут организованы проверки, по итогам которых будут приниматься соответствующие процессуальные решения.
— Какие основные схемы используются блогерами для ухода от налогов?
— Исходя из имеющихся материалов уголовных дел, основными схемами уклонения от уплаты налогов, которые использовались блогерами, являются так называемые схемы "искусственного" дробления бизнеса. Суть такого способа минимизации налоговых обязательств заключается в создании видимости ведения какой-либо хозяйственной деятельности несколькими хозяйствующими субъектами, находящимися на льготных режимах налогообложения, в целях получения необоснованной налоговой выгоды. К таким способам прибегают, когда доходы от предпринимательской деятельности не позволяют использовать специальные налоговые режимы, для которых установлены льготные налоговые ставки.
В этих целях предприниматель действует как единое целое и, чтобы не платить налоги по общей системе налогообложения, распределяет поступающую выручку на подконтрольных ему лиц (как правило, близких, знакомых, работников), которые создают видимость реальной деятельности. При этом их доходы позволяют применять льготный режим налогообложения и уплачивать налоги в меньшем размере, чем предприниматель должен был бы заплатить. Именно такие схемы применялись блогерами. Получая от реализации учебных курсов и тренинг-марафонов доход, с которого подлежали уплате налоги по общеустановленной системе налогообложения, они распределяли его на расчетные счета взаимозависимых и подконтрольных организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих льготные режимы налогообложения.
— Не приведет ли смягчение ответственности за налоговые преступления к обратному результату и росту недоимок? Какую сумму в среднем уличенные в неуплате налогов выплачивают ежегодно из-за возбуждения в отношении них уголовных дел?
— Надеемся на более позитивный прогноз, но время покажет. Возмещаемая ежегодно налогоплательщиками сумма ущерба в результате возбуждения в отношении них уголовных дел зависит в первую очередь от того, на какую сумму выявлен и доказан факт уклонения от уплаты налогов. В каждом году совокупные суммы как причиненного ущерба, так и возмещенного разные. В разрезе по налогоплательщикам наблюдается такая же картина. Тем более применительно к налогоплательщикам эта сумма зависит от параметров финансово-хозяйственной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.
Например, в прошлом году сумма всего возмещенного ущерба по уголовным делам о налоговых преступлениях составила 50,2 млрд рублей, при этом сумма установленного ущерба — 81,6 млрд рублей. В 2021 году соотношение выглядело так: 44,4 млрд рублей к 72,3 млрд рублей. Поэтому в части оценки эффективности нашей работы, направленной на обеспечение полного возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, следует посмотреть на удельный вес возмещаемого ущерба. Тут стоит отметить положительную тенденцию — из года в год этот удельный вес растет. В частности, в 2019 году он составлял 45%, в 2020 году — 52%, в 2021 году — 61%, в 2022 году — 62%. Как видите, наблюдается тенденция к более полному возмещению ущерба налогоплательщиками, ставшими фигурантами уголовных дел.
— Насколько сейчас актуальна проблема ухода от налогов в России? Сколько уголовных дел возбуждено в прошлом году; какие суммы недоимок были установлены; сколько удалось возместить; сколько дел направлено в суд?
— Налоги являются основным источником формирования консолидированного бюджета. Их значение, особенно в условиях антироссийских санкций и во время проведения Россией специальной военной операции, очень велико. Особенность налоговых правоотношений такова, что, участвуя в них, налогоплательщик постоянно хочет минимизировать размер своей налоговой обязанности. Поэтому уклонение от уплаты налогов как явление присутствует всегда, но задача государства максимально этому противостоять, разрабатывая и внедряя для этого широкий комплекс мер, в том числе государственного принуждения.
Уклонение от уплаты налогов обязательно сопряжено с обманом государства в лице налоговых органов, выраженном в предоставлении налогоплательщиком искаженных данных о параметрах своей хозяйственной деятельности, исходя из которых определяется размер налогов. В связи с этим такие преступления имеют высокую степень латентности. Поэтому проблема ухода от налогов, безусловно, продолжает оставаться актуальной. Анализ результатов работы следственных органов свидетельствует, что этот вид преступлений по-прежнему является достаточно распространенным. В прошлом году всего было возбуждено 2 053 уголовных дела о налоговых преступлениях. В ходе расследования установлен ущерб, причиненный этими преступлениями, в совокупном размере, составляющем 81,6 млрд рублей, из которых на стадии досудебного уголовного судопроизводства возмещено в бюджет 50,2 млрд рублей, или 62%. В суд для рассмотрения по существу направлено 1 090 уголовных дел.
— Какие еще вы могли бы выделить преступления, совершающиеся в сети Интернет? С какими из них чаще всего сталкиваются следователи? Есть ли особенности в их расследовании?
— В основном это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, организацией игорной деятельности, распространением детской порнографии, нарушением неприкосновенности частной жизни. За 2022 год следователями ведомства расследовано 15 611 преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, из которых 11 144 — тяжкие и особо тяжкие. За три месяца количество таких расследованных дел составило 4 630, из которых 3 673 — тяжкие и особо тяжкие.
Расследование таких деяний представляет особую сложность и связано с организационными трудностями, обусловленными их спецификой, неочевидностью, зачастую межрегиональным и международным характером. Для организации системной работы в центральном аппарате СК России успешно создан специальный отдел по расследованию киберпреступлений и преступлений в сфере высоких технологий, а также подразделение компьютерно-технических и инженерно-технических исследований, сотрудники которых обеспечивают предварительное следствие и производство экспертиз по делам об IT-преступлениях. И должен сказать, что весьма успешно. Нам надо идти на шаг впереди преступника.
— В последние годы возникло явление, когда молодые люди благодаря Инстаграму, ТикТоку и т.д. действительно делают себе имя и зарабатывают огромные деньги, становясь чуть ли не нравственным ориентиром для молодежи. Как вы считаете, это благо или вред?
— Если мы говорим о примерах, когда люди стали популярными, создавая контент, соответствующий общепринятым моральным и нравственным нормам, полагаю, нет ничего плохого в том, что на них ориентируется молодежь. Если же речь идет о поступках вне общепринятых норм либо граничащих с опасностью для самих авторов таких видео, подобное не должно становиться ориентиром — это очевидно.
Вы посмотрите, сколько насилия демонстрируется в телеэфире и в интернете. Что мы потом получаем? С чем сталкиваются наши следователи? Они расследуют дела о подростковой жестокости. Девочки зверски избивают свою одноклассницу ногами, снимают на телефон и выкладывают в YouTube, наслаждаясь и своей жестокостью, и унижением слабого. Казанский стрелок Галявиев, напитавшись в интернете разными сумасбродными идеями, возомнил себя Богом. И таких примеров масса.
Например, определенное распространение получили так называемые треш-стримы. И в наше ведомство поступал на согласование законопроект, направленный на введение административной и уголовной ответственности за подобные стримы. Мы полагаем, что, учитывая заявленные цели предлагаемых нововведений, борьба с негативным контентом, распространяемым в корыстных целях, должна осуществляться как в отношении производителя, так и потребителя данной продукции, готового платить и тем самым стимулировать ее создание и распространение. В связи с этим предложено рассмотреть вопрос об установлении ответственности для обеих названных категорий лиц.
— А что в таком случае государство может предложить подросткам?
— Задача государства в данном случае заключается в том, чтобы создать условия для развития у молодежи системы ценностей, позволяющей не только сформировать адекватное отношение к такому контенту, но и реализовать себя, принести пользу обществу. В этом направлении уже ведется серьезная работа профильных ведомств, в том числе Росмолодежи. Следственный комитет для студентов и кадет ведомства реализует большой спектр образовательных программ, культурно-патриотических мероприятий, направленных на формирование морально-нравственных ориентиров.
Россия нуждается сегодня в идеология, иначе будущего может не быть. Без национальной идеи, которая будет основана на духе патриотизма, исторических свершениях, достижениях, мы не сможем создать сильное государство
Источник: tass.ru