Крупнейший производитель развлекательного контента, The Walt Disney Company, ликвидирует свое подразделение по развитию виртуальной вселенной Metaverse спустя год после его создания.
Подразделение, отвечающее за Metaverse, было создано в феврале 2022 года для того, чтобы найти новые интерактивные форматы с использованием библиотеки интеллектуальной собственности Disney. Как сообщает The Wall Street Journal, подразделение ликвидировано в рамках реструктуризации The Walt Disney Company, общего сокращения расходов на 5,5 млрд долларов и увольнения 7000 сотрудников.
Ранее бывший и нынешний руководители Disney Боб Чапек и Роберт Айгер считали виртуальную вселенную очень хорошей инвестиционной возможностью. Чапек называл Metaverse "следующим великим рубежом сторителлинга", а Айгер ранее сам работал директором и консультантом в Genies - платформе цифровых аватаров на блокчейне Flow.
Медленный рост популярности виртуальной метавселенной разочаровал не только Disney, но и многие технологические компании, которые сделали ставку на новые форматы развлечений. Meta (признана экстремистской и запрещена в России), материнская компания Facebook и Instagram, уже несколько лет инвестирует миллиарды долларов в Metaverse, но к марту 2023 года наблюдается стабильно низкий пользовательский интерес и явные проблемы с ее позиционированием. Массовый потребитель не понимает, как использовать Metaverse и разочарован ее технической реализацией.
"Люди представляли, что метавселенная будет выглядеть как фильм "Первому игроку приготовиться", но кажется, что мы еще очень далеки от этого", - заявил изданию Verdict Алан Вей, генеральный директор и основатель компании Aventus Network.
Согласно анализу финансовых документов, который приводит Business Insider, Meta с 2019 года вложила 36 млрд долларов в подразделение Reality Labs, отвечающее за развитие метавселенной.
Консалтинговая компания The Motley Fool утверждает, что в 2022 году убыток Reality Labs составил 13,7 млрд долларов, а годом ранее 10,2 млрд.
Meta сверхбогатая компания и, безусловно, наняла в Reality Labs лучших специалистов в области виртуальной реальности, которых можно было найти на рынке. Поэтому эксперты считают, что причины провала метавселенной кроются не в технологических просчетах команды, а в текущем состоянии VR (виртуальной реальности) и ошибочных бизнес-решениях Марка Цукерберга.
"VR-технология еще не достигла того уровня позитивного пользовательского опыта, чтобы быть массово востребованной, а потому инвестиции в создание метавселенных пока что не будут успешными. Придется подождать как минимум дальнейшего развития технологий и, возможно, определенных изменений общественных отношений для того, чтобы появилась массовая потребность в виртуальной реальности", - говорит аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко.
Согласен с экспертом и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "После сверхуспешных десятилетий для высокотехнологичного сектора, когда "выстрелило" множество новых изобретений - мобильный интернет, смартфоны, социальные сети, интернет-сервисы, игры, искусственный интеллект, облака, возникла иллюзия, что при должном уровне вложений в R&D, людей и маркетинг, коммерчески успешной станет любая яркая технология. А виртуальная и дополненная реальность, безусловно, таковыми являются. Сама идея создания нового мира, где все будет намного лучше, чем в реальном, и каждый может стать кем угодно, кажется привлекательной".
По мнению Муртазина, проблема заключается в неправильном прогнозе скорости развития виртуальной и дополненной реальности (AR). Текущая реализация VR и AR, несмотря на вложенные миллиарды, подходит только для нишевого применения. VR для обучения, проведения видеоконференций и игр. AR для сложной промышленной сборки, техобслуживания индустриальных объектов, управления летательными аппаратами от первого лица, оборонной индустрии.
Алексей Бойко уверен, что без технологического прорыва, который обеспечит более качественный пользовательский опыт при выборе и покупке товаров, при знакомствах, как место работы и отдыха, рассчитывать на массовый спрос на VR не приходится.
"Случай с Марком Цукербергом и вовсе особенный - возьму на себя смелость утверждать, что никакой проект, связанный с этим именем, более не станет успешным", - утверждает Бойко.
Если растущие каждый год убытки Reality Labs и давление акционеров вынудит Марка Цукерберга прекратить инвестиции в Metaverse, то на фоне заморозки VR-проектов такими компаниями, как Google, Samsung и многими другими, это может обрушить весь VR-рынок.
Что касается родственной для VR AR технологии, то эксперты ждут летней презентации гарнитуры дополненной реальности от Apple. С учетом колоссального рыночного веса и влияния Apple, от того, как аудитория встретит их первый AR-шлем, зависят кратко- и среднесрочные перспективы всей AR-индустрии.
Источник: rg.ru