Аналитика

Предуведомление: данная заметка написана в негативном ключе. Ну, накипело.

Существует устойчивый миф о «московских боярах». В двух словах: в Москве живут зажравшиеся «бояре», которые ездят на мерседесах и все им дается за просто так, потому что финансовые потоки текут в Москву. В провинции живут трудяги, которые всю жизнь вкалывают, простые такие хорошие парни, настоящие такие русские люди, не то, что москвичи. Москвичи презирают провинциалов и всячески их третируют.

Я тоже долго так думал, хоть я и москвич. Ну как – москвич? Живу в ближнем Подмосковье. В паспорте у меня написано – «Место рождения – г.Москва», потому что родился я в московском роддоме. Большую часть жизни каждый день ездил на учебу и на работу в Москву, то есть утром дошел до станции электрички – и через полчаса я в Москве, там и проходит весь день. Для немосквича я, конечно, москвич.

Так вот, я, как и многие другие, тоже верил в этот миф, пока жизнь не заставила меня усомниться в том, что все так просто.

Дело в том, что большинство москвичей, как ни странно, верят во все это, то есть в превосходство «настоящих русских людей из глубинки», нравственное и прочее, над москвичами. Проявляется это так.

Приходит на фирму, в контору, в банк молодой сотрудник. Его спрашивают, мол, расскажи о себе, ты откуда, где живешь? Он, настороженно так, отвечает, мол, я из Энска, может, слышали, это такой депрессивный городишко в такой-​то области. Все: «О, какая прелесть! Как интересно! Расскажи!» - «Да что там рассказывать, ничего хорошего, метро нет, Макдональдса нет, зарплаты маленькие, дома стоят обшарпанные, тараканы по кухням пешком ходят». Все: «О, безобразие, когда же, наконец, наша власть поймет, что надо подтягивать провинцию!».

Парень сразу сечет фишку. Голова поднимается, плечи распрямляются. Со временем, после начального периода, когда надо хорошо поработать и себя зарекомендовать, он начинает чувствовать себя все более раскованно, язык развязывается, все чаще начинаются разговоры за жизнь. И направленность этих разговоров определяется стереотипами, которые, как ни странно, совпадают в головах москвичей и провинциала. Провинция – бедная, Москва – богатая. В провинции лаптем щи хлебают, в Москве – с жиру бесятся.

Дальше – больше. Щеки надуваются, глаза блестят. Начинаются похлопывания по плечу, мол, вы тут – ох, а мы там – эх!

Пришло время сделать оговорку, чтобы меня не слишком пинали. Как там Шевчук пел?

Тут зритель воскликнет: здесь всё в чёрном свете, ведь есть у тузов и молодцы сыновья.

Дружок, я всё знаю, я сам, брат, из этих…

Собственно, вот вам моя оговорка: да, я знаю, что многие из приезжих – хорошие, умные люди. Знаю много таких. Дружим семьями. Знаю и среди москвичей немало козлов.

Но запоминаются почему-​то другие приезжие. Вот прямо стоят у меня перед глазами несколько таких, неправильных. Работал я лет 20 назад в одной конторке с большими зарплатами, куда косяком шли провинциалы, такая была политика руководства. Вот приходит один шустрый парень, из Смоленска. Очень быстро осваивается. Быстро становится начальником нашего отдела. Начинает болтать в вышеописанном ключе. Слишком много болтает. Ты, говорит он мне, похлопывая по плечу, по контракту в Москве служил, а вот я – в Смоленске! Я невольно начинаю анализировать, что он говорит.

Оказывается, служил он в штабе. Сидел в одном кабинете с полковником, своим начальником. Рисовал таблички в экселе. Потом ему это надоело, а тут ему и местечко в Москве нашлось. Да, их там несколько раз гоняли патрулировать улицы. Ужас-​ужас, прямо по морозу в шинелях ходили! Видал я эти военные патрули в 90-х. Двое военных + один мент. Без мента никак, хулиганы могут морду набить. Или почки отбить интеллигентам этим. А мент – охраняет.

Ну, я представил себе эту картину. И сравнил со своей службой в Москве, в комендатуре охраны. Сутки-​двое, между сутками еще день. Сутки – это, практически, часов 30, из них – 2,5 часа на сон, остальное время – на ногах, все время работаешь с народом, который не всегда дружелюбен. Некоторые, прямо скажем – террористы, приехавшие в Москву по своим делам, которых еще не ликвидировали. И другие бандюганы. День – это с утра и до вечера, часов 12 минимум на ногах. А тут еще зима была с морозом до -35. Надо выйти на улицу – свитер, гимнастерка, шинель накинуть не успеваешь. Ночью одеваешься на пост, берешь валенок и выколачиваешь его об пол, оттуда выбегает стадо тараканов.

Но это же Москва! Значит, я зажрался. Подумаешь, тараканы. Это же не Смоленск. В Смоленске сидеть в теплом кабинете, конечно, страшнее.

В общем, стал чувак начальником. Через год (!) ему дают льготный кредит от нашего банка на покупку квартиры. Чтобы было понятно: тогда еще не было никакой ипотеки; чтобы взять кредит, надо было очень хорошо выслужиться, а сначала надо найти, перед кем выслуживаться.

Вышел он как-​то из комнаты. А одна любопытная девочка открыла тетрадку, лежавшую на его столе, а там записи: «Саша сказал про вице-​президента то-то и то-то», «Маша сказала то-то и то-то» и так далее. Это, на минутку, не страшные сталинские годы и не брежневский застой, это начало нулевых. Мы, наивные москвичи, думали, что теперь так не делают. А оказывается, так тоже можно. Оказывается, в борьбе с москвичами за место под солнцем все средства хороши.

Тут я опять должен сделать оговорку. Можете перечитать ее выше по тексту.

Вспоминается другой пример. Фирма, работающая в жилищном секторе, по сантехнике. Начальник, москвич – фанат своего дела. За годы своего руководства навел на фирме порядок, работяг приучил к качественной работе. Все работяги – тоже местные. Но пришло время ему уходить на пенсию. И на его место пришел молодец из провинции. Ну, образованный, непьющий, коммуникабельный, отчего ему не стать начальником?

Начал он, конечно, с «оптимизации». Понаехавшие страсть как любят оптимизацию. Потому что это ж несправедливо, что в Москве такие высокие зарплаты, в два раза больше, чем везде. Чего кормить этих москвичей? Работникам сразу было дано понять, что они будут или работать больше, или получать меньше. То есть получать они будут меньше. То есть каждый сантехник оказался в такой ситуации, что его брат, сват, жена, знакомые зарабатывают кто 50 тыр, кто 70, кто еще больше, а его приземлили ниже 40. И что делать? Поплевался народ и стал увольняться.

Босса это не смутило, как же, «у меня за воротами толпа соискателей на работу из регионов». Как и следовало ожидать, кончилось все наймом узбеков, потому что «соискатели» из Брянска и Орла не за тем сюда приехали, чтобы работать за копейки. Узбеки, конечно, люди хорошие, трудолюбивые, только вот надо же еще и опыт работы иметь, знать матчасть. Поменять смеситель в квартире и поменять бойлер в бойлерной – несколько разные виды работ, требующие разных, эмм… «компетенций». И начались у жильцов проблемки с водоснабжением. Но это ничего – зажравшиеся москвичи, понятно, могут и потерпеть немного.

Пример третий, из которого можно получить представление о некоторых повадках понаехавших, о стиле жизни, так сказать.

Крупный банк, центральный офис. Как всегда, много молодых специалистов из провинции – ну, любит московское начальство подтягивать «умненькую молодежь», свои же, русские люди, надо их подтягивать. Приняли на работу молодую семейную пару. Муж серваками рулит, жена – отчеты пишет. Все ими довольны, хорошо. Они сразу же покупают квартиру в ближнем Подмосковье и крутой внедорожник.

Она жалуется: какое у вас безобразие, приходится выезжать утром за 2 -2,5 часа, пробки. Плачу налоги, где дороги? О чем этот мошенник Лужков думает? Совсем все разворовал! Я ей советую, мол а вы делайте как я: доходишь до станции электрички, садишься на экспресс Спутник, через 20 мин. ты на Казанском, 3 остановки на метро – и ты в офисе.

На следующий день приходит она вся помятая, румяная такая, и говорит: ну ты посоветовал! Там ведь давка и 45 мин ехать! Я: а что вы на экспрессе не поехали? Она: так ведь это в два раза дороже! Я офигеваю. У людей зарплаты под 80 тыр. (15 лет назад) + квартальные премии + годовая премия + офигительная медицинская страховка. У меня – все тоже самое, только зарплата раза в полтора меньше, да жена работает не в банке и получает мало. Я езжу утром на экспрессе, для меня каждое утро терять 25 мин. – непозволительная роскошь. А они сюда приехали не для того, чтобы на электричке ездить, а чтобы ездить на внедорожнике. Это – самоцель. И я выгляжу в их глазах чудаком.

Все москвичи в их глазах – чудаки, которые зажрались, вот и чудят. Не дай бог сказать им, что лучше жить в Подмосковье, чем в Москве – все, ты чудишь, потому что зажрался. Или сказать, что направляешь своих детей учиться в технический ВУЗ, а не в Финансовую академию – зажрался, чудак. А они – люди простые, русские, без причуд всяких там.

Тут я должен еще раз оговориться – см. выше.

Да, вот еще картинка из моей нынешней жизни. Коллега по работе. Мы оба увлекаемся всякими техническими поделками. Он делает всякие приспособы для дачи, управляемые микропроцессорами. Гидропоника там, отопление и прочее. Молодец? Молодец, конечно.

А я вот, увлекаюсь конструированием приборчиков для постановки физических опытов. Чудак, ага. Но в его глазах я не просто чудак, я «занимаюсь всякой ерундой вместо дела». Я его спрашиваю, а ты чем занимаешься? Ну, снял ты урожай помидоров с помощью гидропоники. А мог бы сходить в гипер-​супермаркет и купить тех же помидоров. При твоей-​то зарплате. Или завести себе поставщика качественных овощей, мяса и творога в ближайшей деревне, как делают многие. Поддержать отечественного производителя, а не китайские фабрики. Не, говорит, я экономлю! Деньги! У меня автоматика грядки поливает, а ты со шлангом бегаешь. Экономика должна быть экономной!

Далее (с учетом оговорки, см. выше). Жена у меня работает логопедом в детском саду. В районе, где сплошные современные двадцатиэтажки. Живут там приезжие. Все дети делятся на следующие категории: те, кто рос лет до 3-4 в провинции; кто родился уже здесь; дети нерусских. С последними все непросто, они разные. А с русскими – так: кто рос до 3-4 лет в провинции – нормальные, развитые. У нас много хороших детсадов вне Москвы.

Кто рос уже здесь – аутист на аутисте и прочие аномалии. Причина простая: их родители не хотят быть «московскими чудаками», у них все просто: включается комп – и пускай чадо играется, все так делают. Не нужны им всякие причуды типа копания руками в земле с жучками-​червячками, заболеет еще чадо, простудится или заразу какую подхватит.

А без этого нельзя. Идет формирование человека. Если он с червячками в этом возрасте не покопается – все, вырастает неполноценный человек, и никакие логопеды не спасут.

Понаехавшие, как и представители прочих каст, очень гордятся собой и своим образом жизни. Даже наиболее нечистоплотные из них, пролезшие к достатку и положению в обществе с помощью всяких подлянок, гордятся тем, что «я добился всего сам», в отличие от… вы уже поняли кого. Хотя как раз на самом деле классический понаехавший – это сытенький сынок (дочка) богатеньких родителей, понаворовавших в своем городке и снабдивших свое чадо баблосами для обустройства Москве. Отсюда и их любовь к крутым внедорожникам: детки всего лишь занимаются реализацией мечт своих родителей, тещь и свекровей со свекрами.

В заключение имею сказать кое-​что коронавирусное, то есть про 2020 год. Регулярно езжу на дачу по нашему Рязанскому шоссе, смотрю на машины вокруг. В прошлые годы, помимо московских и подмосковных номеров, заметны были только рязанские (62). Потом появились мордовские (13). Потом – тамбовские (68), пензенские (58), владимирские (33), тульские (71). Оно и понятно – это ближайшие к юго-​востоку Москвы области.

А в этом году – как прорвало. Не буду приводить здесь всю таблицу Менделеева автомобильных кодов регионов, скажу лишь, что «весь спектр». И не только на шоссе, но и во дворах. То есть, прямо скажем, в этом году ломанулись, понаехали, примчались.

Я могу объяснить это только так. До народа (в связи с коронавирусом) вдруг дошло, что что-​то серьезное происходит в стране и в мире, перелом какой-​то. Вот он, народ, и потянулся по своей советской привычке в Москву. Были достаны деньги из кубышек – и вперед. А как еще объяснить это явление?

К чему все это приведет, я не знаю. И что делать – тоже. Кроме проектов переноса столицы мне, как и многим москвичам, никакие мысли в голову не приходят.

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также