Аналитика

Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300

На предприятиях Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) началась агрегатная сборка перспективных турбовинтовых пассажирских самолётов Ил-114-300. Об этом сообщили в ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».

На серийных заводах в Воронеже, Ульяновске и Нижнем Новгороде в рамках промышленной кооперации ОАК в агрегатной сборке заложены две машины. Впоследствии самолёты будут подключены к программе сертификационных испытаний, говорится в заявлении пресс-службы «Ила».

«У нас также формируется центр по обучению лётного и технического состава, который позволит до момента ввода воздушного судна в эксплуатацию пройти обучающий курс и подготовку соответствующим специалистам. Мы нацелены на поставку воздушных судов в удалённые регионы, готовы к общению и сотрудничеству по реализации программы Ил-114-300», — рассказал директор ПАО «Ил» Юрий Грудинин.

В феврале корпорация «МиГ» сообщила, что на авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде началось производство отсеков фюзеляжа для первого серийного самолёта Ил-114-300. Всего на предприятии будет изготовлено семь отсеков фюзеляжа, которые затем передадут для окончательной сборки на Луховицкий авиационный завод имени П.А. Воронина.

По данным РСК «МиГ», первый полёт Ил-114-300 должен состояться в ноябре 2020 года. В свою очередь, в ПАО «Ил» сообщили, что серийные поставки лайнера намечены на 2023 год.

Забытый проект

Ил-114-300 является модернизированной версией разработанного ещё в советские годы турбовинтового самолёта Ил-114, предназначенного для эксплуатации на местных воздушных линиях.

Первый полёт Ил-114 совершил 29 марта 1990 года. По планам разработчиков, он должен был заменить устаревшие самолёты Ан-24. В 1994 году собрали первые серийные машины, однако из-за экономических и организационных трудностей тех лет провести сертификацию машины в МАК для осуществления пассажирских перевозок удалось лишь в 1997 году.

В дальнейшем судьба проекта складывалась непросто. Его производство изначально основывалось на международной кооперации — в нём, помимо СССР, участвовали Польша, Чехословакия, Югославия и Румыния. Окончательная сборка проходила на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. После распада Советского Союза и соцлагеря это стало главной проблемой для создания и реализации Ил-114.

Такая схема, отмечают эксперты, негативно сказывалась на стоимости самолёта и его перспективах на рынке. Несмотря на планы выпускать до 100 лайнеров в год, в реальности на ташкентском предприятии удалось наладить лишь мелкосерийное производство, которое было полностью свёрнуто в 2012 году. Всего было выпущено порядка 20 машин этого типа.

12 мая 2016 года в Сочи состоялось совещание по развитию авиации, на котором президент России Владимир Путин высказался о необходимости создания российского регионального самолёта.

Как отмечают эксперты, на тот момент в стране фактически не оказалось собственных воздушных судов подобного типа: Ан-24, Ту-134 и Як-40 устарели, а с производством Ан-148, который РФ выпускала в Воронеже по украинской лицензии, возникли трудности из-за кризиса в отношениях Москвы и Киева.

«Для такой страны, как наша, с такой огромной территорией, как у нас, конечно, нужна собственная машина, правда, при этом, на мой взгляд, нужно стремиться к тому, что если создавать такую машину, то она должна быть перспективной не только для нашего рынка, но и конкурентоспособной на мировых рынках», — отметил тогда глава государства.

По словам Владимира Путина, ситуация, когда людям приходится летать в соседние регионы, делая пересадку в Москве или Санкт-Петербурге, является неприемлемой.

«Мы знаем, как осуществляется доставка пассажиров на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в соседние регионы через Москву или Санкт-Петербург, — подчеркнул президент России. — Это абсолютно неприемлемо, так как создаёт большие сложности и для людей, и для экономики в целом».

Глава Минпромторга Денис Мантуров представил участникам совещания четыре возможных варианта ближнемагистрального самолёта: Ил-114, новый лайнер на базе Ан-140, российско-китайский проект турбовинтовой машины МА-700 и турбореактивный самолёт Ту-324.

В итоге выбор пал на Ил-114: к концу мая было принято решение о выделении на его реализацию 50 млрд рублей до 2025 года. По словам Мантурова, в эту сумму входят «оцифровка, разработка, запуск производства» и обеспечение поставок. 

 

Новый самолёт

Экипаж модернизированного Ил-114 будет состоять из командира и второго пилота, отмечается на сайте «Ильюшина». На воздушном судне установят цифровой пилотажно-навигационный комплекс, который позволяет эксплуатировать самолёт в любое время суток даже при сложных метеорологических условиях.

Ил-114-300 планируется оборудовать турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки АО «ОДК-Климов». По сравнению с оригинальной версией машины они позволят увеличить дальность полёта с максимальным числом пассажиров на борту до 1900 км.

По мнению заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимира Попова, выбор в пользу турбовинтовых, а не турбореактивных двигателей был сделан из-за их экономичности.

«Турбовинтовые самолёты на сегодняшний день являются самыми экономически выгодными машинами, которые можно использовать и в гражданской авиации, и в транспортной авиации военно-воздушных сил. Двигатели работают качественно, они дешевле, их топливная эффективность достаточно высока», — рассказал он в беседе с RT.

Как отметил эксперт, особенностью этих двигателей является то, что они также устанавливаются и на вертолётах.

«Двигатель одинаковый и для вертолётов, и для самолётов. И мы его полностью производим в России — импортозамещение стопроцентное», — заявил Попов.

По его словам, на самолётах этой серии будет также установлена современная авионика, отвечающая всем современным требованиям.

Максимальная вместимость Ил-114-300 составляет 68 человек, высота полёта — до 7,6 км, а крейсерская скорость — до 500 км/ч. Лайнер может нести до 6,5 т полезной нагрузки.

 

На сайте компании отмечается, что новый самолёт будет отличать высокая топливная эффективность, достигнутая благодаря реализации «современных научно-технических достижений по обеспечению требуемых уровней аэродинамического и массового совершенства самолёта и силовой установки».

Ил-114-300 сможет осуществлять посадку как на бетонированные, так и грунтовые покрытия. Помимо этого, на судне предусмотрен встроенный трап, что позволит эксплуатировать его в малооборудованных аэропортах. Всё это, по мнению экспертов, позволит расширить географию применения самолёта.

«Эти лайнеры могут выполнять взлёты и посадку с плохо подготовленных взлётно-посадочных полос. У нас таких аэродромов львиная доля. Их целесообразно развивать, чтобы региональные авиалинии обслуживали как можно больше простого населения. Это позволит соединить такие большие пространства, как Сибирь и Дальний Восток», — считает Попов.

В отличие от оригинального Ил-114 новый самолёт будет полностью производиться на территории России. Проект, кроме того, предусматривает возможность создания на его базе семейства самолётов различных типов: грузовых, комбинированных грузопассажирских, а также машин, оборудованных для медицинских целей или аэрофотосъёмки, судов с лыжно-колёсным шасси.

Отмечается, что при разработке Ил-114-300 использовались новейшие цифровые технологии, позволяющие работать по бесчертёжной системе в едином информационном пространстве.

Главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов в беседе с RT отметил важность реализации подобных проектов для обеспечения технологической независимости страны.

«Мы возвращаемся к тому, что было изначально. В нынешних условиях для обеспечения суверенитета надо иметь возможность самостоятельно производить стратегически важные системы: будь то в гражданской авиации или военной», — заключил аналитик.

Источник: rt.com

«Стратегическое решение»: как Россия налаживает морское сообщение на Дальнем Востоке

В Керчи начато строительство парома «Петропавловск». В правительстве Дальневосточного региона отметили, что судно обеспечит регулярное морское сообщение между портами Камчатского края, Сахалинской области и Приморского края. РФ успешно наращивает парк грузопассажирских судов на Дальнем Востоке, отмечают аналитики. По их мнению, это позволит России поддержать экономическое развитие, а накопленный опыт поможет укрепить позиции на международном рынке.

На судостроительном заводе имени Б.Е. Бутомы в Керчи заложили киль парома «Петропавловск», который обеспечит регулярное морское сообщение между портами Дальнего Востока. Об этом сообщается на официальном сайте Камчатского края.

«Порядка 30 лет между дальневосточными субъектами не было регулярного пассажирского морского сообщения. Благодаря решению нашего президента и усилиям заводчан нам удастся изменить ситуацию в интересах наших жителей», — заявил губернатор Камчатки Владимир Илюхин.

Уточняется, что судно обеспечит регулярное морское сообщение между портами Камчатского края, Сахалинской области и Приморского края.

Основным районом эксплуатации автомобильно-пассажирского парома «Петропавловск» станут Японское, Охотское и Берингово моря, а также прилегающие акватории Тихого океана.

Длина судна составит 119,72 м, габаритная ширина — 17,91 м, осадка — 4,5 м. Скорость экономического хода — 15 узлов, максимальная мощность — ГД 2 × 3480 кВт. На пароме будут размещены 48 человек экипажа и другого обслуживающего персонала. «Петропавловск» сможет перевозить до 150 пассажиров, десятки легковых и грузовых автомобилей, а также 20- и 40-футовые контейнеры.

Напомним, решение о необходимости построить морской паром принял президент России Владимир Путин, поддержав инициативу камчатских властей. Судно возводится в рамках государственной целевой программы «Развитие транспортной системы России».

Геополитический аспект

«Петропавловск» — не единственное судно, которое строится для обеспечения регулярного морского сообщения на Дальнем Востоке.

В декабре 2019 года состоялась закладка киля в основание ещё одного парома — «Анатолий Чернеев» для связи Камчатки с Командорскими и Курильскими островами. Это судно проекта NE020.2 строится на Окской судоверфи в Нижегородской области. Оно сможет перевозить до 34 пассажиров, 18 членов экипажа и 780 тонн грузов. На пароме будет около 20 кают, а также комната матери и ребёнка. Длина парома — 75 м, ширина — 13,5 м, расчётная скорость — 13,5 узлов. Кроме того, «Анатолий Чернеев» имеет ледовый класс Ice 2.

«Учитывая сложные условия эксплуатации судна, оно оборудовано краном, благодаря чему может выполнять грузовые операции у необорудованного берега», — сообщается на официальном сайте Камчатского края.

Отмечается также, что окончание строительства грузопассажирского судна запланировано на 2021 год.

По словам губернатора Камчатского края, создание такого судна — часть усилий по обеспечению «стабильного, социально и экономически востребованного морского сообщения».

В октябре 2019 года на полуостров было доставлено и грузопассажирское судно «Камчатка-2» для работы на переправах Пенжинского района. Это уже второе судно проекта ПР20170Б «Камчатка», доставленное на полуостров с начала прошлого года. Такие суда способны перевозить 40 т груза и 25 пассажиров. Мощность двух двигателей — 300 л. с. каждый, максимальная скорость — до десяти узлов. На палубе предусмотрена также перевозка легковых и грузовых автомобилей.

Контракт на строительство этих судов был заключён с Ливадийским ремонтно-судостроительным заводом. С ним же была достигнута договорённость и о строительстве автопассажирского парома, который придёт на смену «Капитану Драбкину». Планируется, что судно будет работать в Усть-Камчатском районе и сможет единовременно переправлять 50 пассажиров и семь легковых автомобилей. Кроме того, по словам заместителя председателя правительства Камчатского края Юрия Зубаря, на Находкинском судоремонтном заводе строятся ещё две 20-тонные баржи «для нужд Камчатки». Он также отметил, что власти субъекта ставят перед собой цель — обеспечить бесперебойное пассажирское сообщение между населёнными пунктами Камчатки.

По мнению военного эксперта Ивана Коновалова, сейчас Россия интенсивно занимается развитием морских коммуникаций Дальнего Востока.

«Ведь в основе развития экономики, особенно в таких отдалённых регионах России, лежит усиление и укрепление развития коммуникационной сети. Это означает и развитие региона в целом», — отметил эксперт в беседе с RT.

Как заявил капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков, более активное развитие паромостроения и наращивание парка грузопассажирских судов на Камчатке позволит России сделать «новый рывок в экономическом развитии».

«Это произойдёт за счёт наращивания возможностей транспортной сети региона. Кроме того, перевозка грузов морем — самый экономичный способ транспортировки грузов», — сказал аналитик в разговоре с RT.

Кроме того, Сивков подчеркнул, что Россия своевременно наращивает парк грузопассажирских судов на Дальнем Востоке. По его словам, это «геополитически важный аспект», поскольку другие страны должны видеть, что территории региона активно осваиваются и развиваются.

Перспективное направление

По мнению экспертов, опыт налаживания регулярного сообщения на Камчатке и Дальнем Востоке в целом мог бы быть полезен как другим регионам России, так и целому ряду зарубежных стран.

Напомним, в апреле 2018 года глава Крыма Сергей Аксёнов поддержал инициативу представителей болгарской делегации об организации прямого паромного сообщения между регионом и Болгарией. Об этом он заявил в кулуарах Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ), отметив, что решение данного вопроса будет возможно, только если «болгарское правительство пойдёт навстречу». Однако тогда от Софии сигнала так и не поступило. 

При этом в марте 2019 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о необходимости организации паромного сообщения Бургас — Новороссийск. Об этом он сообщил на пленарном заседании с участием российской правительственной делегации.

Кроме того, планируется возобновление прямого морского сообщения между Сочи и турецким Трабзоном. Об этом информировала ранее пресс-служба администрации черноморского курорта. Отмечалось, что пассажиров и легковой транспорт могут перевозить два раза в неделю.

Чуть больше года назад Россия и Греция вели переговоры по организации паромного сообщения по маршруту Салоники — Новороссийск. Об этом сообщил журналистам помощник президента России Юрий Ушаков. По его словам, стороны также прорабатывают вопросы, связанные с проектом поставок современных судов на подводных крыльях «Комета 120М» для пассажирского флота Греции.

Как отметил Иван Коновалов, паромная связь «крайне полезна» в акваториях таких морей, как Чёрное и Средиземное.

«Паромы там крайне удобны. И такие страны, как Болгария, Турция, Греция, могли бы закупать суда российского производства, а также обмениваться с российскими коллегами опытом по налаживанию морских коммуникаций», — сказал аналитик.

При этом, по словам Коновалова, на «рынке гражданского судостроения достаточно высокая конкуренция», однако РФ может укрепить свои позиции.

«Вывести свой опыт, осваиваемый сейчас на Камчатке, в международную плоскость и занять более крепкие позиции на рынке грузопассажирских судов — для России задача выполнимая. Для этого ей надо продолжить наращивать производство качественной продукции. Ситуация уже сейчас меняется в лучшую сторону», — подчеркнул аналитик.

Константин Сивков, в свою очередь, отметил, что у РФ есть хорошие перспективы в паромостроении.

«Российская сторона способна развивать гражданское судостроение, её успехи в этой отрасли будут только нарастать», — заключил эксперт.

Источник: rt.com

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"