Аналитика

Тихой сапой, начиная с 2014 года, в России произошли перемены на низовом и среднем уровне государственной власти, которая ранее «принадлежала» местным, ВЫБИРАЕМЫМ жителям. Суть этой реформы состоит в том, чтобы убрать как можно бОльшее количество прямых выборов разного рода управленцев (да, самого низкого звена, с уровня деревни и выше, до города). Теперь она практически завершена, местного самоуправления более не существует.

Плохо это или хорошо? Да хрен его знает. По мне так это, как маятник. В конце 90-х гг, начале 00-х, когда продвигалась демократия свободы и свободная демократия практически на каждый сортир, результаты этого пост-ельцинского разгула были видны всем. В частности, это насквозь прокоррумпированные выборы, начиная от сельских поселений и заканчивая губернаторскими и выше (фильм «День выборов», 2007, кажется, года отлично это и гротескно отображает). Пришёл Путин, посмотрел на весь этот безпредел, вздохнул, и, видимо, решил, что нет, так не пойдёт.

Ну а поскольку подобные дела не скоро делаются, то какое-то время заняла подготовка к реформе. Порядка 10-15 лет. Ну и в 2014-м реформу запустили. Вот не помню, спусковым крючком выступили события на Украине, или это просто так совпало… Но теперь уже не важно. Делали её пять лет с гаком.

Процедура была простая: на уровне бывших районов и муниципалитетов существующим управленцам, в мягкой форме предлагалось ПОНЯТЬ, что власть России намерена строить строгую вертикаль власти, ну и – соответствовать.

Соответствовали не все, терять хорошие должностные (причём, выборные, а значит освящённые волей народа) многим людям не хотелось, хотя они же и страдали, управляя, при распределении своих тощих или совсем уж крохотных бюджетиков. Реформа же предлагала централизацию более высокого уровня, консолидацию бюджетов, а также вовсе не унылую помощь из центра. Начиная с самого главного, всероссийского. Это называется нацпроекты. Спускаясь вниз по иерархии территорий (области, районы, города, городки, поселения) это уже называлось программами или ещё как.

Таким образом, реформа пошла в наиболее мягкой форме: те муниципалитеты бывшие, которые соглашались на новые «правила игры», те – да, теряли многие выборные должности, они становились назначаемыми сверху, но взамен получали достаточное финансирование на ремонт дорог, строительство мостов, на благоустройство парков, улиц, подъездов, домов, на капремонты, строительство новых школ, детских садов, других социальных объектов (больниц, поликлиник, фельшерских пунктов и т. д.), на то, что ранее местные самоуправленцы вообще не могли сделать, ибо у них банально не было денег.

Возникла временная ситуация, когда два соседних района могли сравнить работу друг друга: в одном реформа заработала, а в другом – всё оставалось по-прежнему. Ну и медленно, но всё же неуклонно, районы, города стали выбирать реформу. Было ещё и давление центральной власти, не без этого, конечно. Но никого не расстреляли и в тюрьму за противодействие не посадили.

Сейчас большинство местных самоуправлений в России ликвидировано. Выборы остались в местные Советы (это можно считать неким аналогом самоуправления, половинчатым таким, ибо Советы контролируют реальных управленцев, власть, которая, в свою очередь, ранее тоже избиралась, а ныне – назначается сверху, отсюда, собственно, и сама «вертикаль»), доходя до областных дум и Госдумы, выборы остались на уровне губернаторов и Президента. Других выборов в России теперь нет (в госвласти имеется в виду, общественные всякие организации – это другое дело).

Что получилось в итоге лучше?

Получилось лучше в том плане, что все нацпроекты, а ниже уровнем – программы, исполняются. Все они финансируются централизованно, опускаясь по иерархиям государственной власти вниз, до прямых исполнителей, доходя до уровня сёл и деревень. Проверку расходования средств осуществляют по пути Советы всех уровней, а также прилагающиеся к ним контрольно-счётные палаты. Оценку результатов осуществляет высшая власть России, Президент. Ну это то, о чём пишут, как о благе России: выросло количество прекрасных, отремонтированных дорог, строится куча мостов, развилок и прочих направлений, строятся новые больницы, школы и т. д.

Что получилось в итоге «хуже», либо просто смущает умы?

А ответственность чиновников стала строго вертикальной, начиная с самого низового уровня: там, где раньше был сельсовет со старостой, допустим, которого каждая собака знала, поскольку он местный, стало территориальное управление, а там сидит назначенный чиновник, вовсе не местный во многих случаях, а самих теруправлений стало меньше. Там, где раньше был мэр с администраций (в каком-нибудь занюханном городишке, численность едва отличающимся от большого села), не стало никого – или снова начальник теруправления с одним-двумя подчинёнными. Ну и т. д.

Распределение средств теперь идёт по округам, которые сплошь стали городскими – в них включены бывшие сёла и деревни, как поселения (надо сказать, что многие из них уже мало отличаются от города, там есть свет, вода, кое-где газ, отопление, канализация даже, не везде, но всё же). В общем, власть стала такой вертикальной, что многим кажется, что она держится сплошь на «государевом слове».

Подтянулась и отсутствующая по Конституции идеология, которая тоже централизованно финансируется, а потому – цветёт и пахнет в виде патриотических воспитаний, общественных патриотических организаций и вообще общественных всяких, но в строгом государственном русле. Разумеется, всякое потребье лгбт-шное и прочие розовые и голубые сопли вовсе не финансируются, а мало того, ещё и удушаются (отсекают их от зарубежных «спонсоров» и тоже тихой сапой, постепенно).

По мнению некоторых людей, а я с ними согласен, ибо чётко видел этот процесс, начиная ещё с того же 2014-го года, как это пошло, уже существует СССР-2. Есть даже демонстрации, где товарищи ходят строем, носят транспаранты и значки, и на них УЖЕ людей сгоняют (со школ, с производств, с больниц и т. д., с коммерсантами туго, но их тоже поддавливают через другие каналы).

Структура такого СССР-2 – да, всё же отличается тем, что голимого коммунистического пропагандонства существует на уровень ниже (в моде нынче патриотизм), практически незаметно, что вообще-то комфортно. А вот властно и экономически – практически уже один в один, за исключением частного сектора, который так ужали, что его практически и не видно. К тому же всё коммерсантство в стране разрешено таким образом, что ты либо слушаешь власть, когда она тебе что-то шепчет намёками или прямо говорит, и тогда существуешь, платя налоги, но без масок-шоу и других наездов, либо не слушаешь – ну и в течение короткого времени огребаешь по полной «программе».

«Единая Россия» так и не стала КПСС нового разлива, это для того, чтобы она не борзела в будущем, оставили и коммунистов, и Жириновского, и эсеров. Но ЕР сплетена с государственными служащими в некоторых местах и точках покрепче, чем ранее была КПСС в СССР. Хотя в последнее время появилась тенденция к началу мягкого удушения ВСЕХ политических партий вообще.

А не нужны они больше, многим людям это ясно и очевидно. Но, власть России решила, видимо, что пока есть люди, думающие иначе и способные активничать в политической деятельности – ну пусть попрыгают. Лет пять-десять-двадцать. Поколение же совков вымирает. Поколение первых постсовков, заставших в детстве что-то иное, но мало что помнящее, зато прошедшие с огнём и кровью 90-е, ещё что-то хотят от партий, иногда даже веруя, что они что-то там смогут – ну пусть и эти тоже вымрут своим чередом. Так, безо всяких силовых воздействий, эта струя и ИССЯКНЕТ со временем, ну и это затем оформят уже юридически подтянуто.

То же самое и с бизнесом, кстати, что менее заметно. Бизнес тоже уже выстроили давно, а теперь, в связи с вертикалью власти – началась другая бодяга: встраивание бизнеса во власть НА ПОДХВАТЕ. Это очень любопытный феномен, я о нём много писал лет 5-10-15 назад, как о том, что перевод бизнесменов в кооперативный формат (давать поддержку кооперативам, а не частным конторам) будет для России благо. Так вот, власть России решила иначе: ей по барабану ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ всех коммерсов. Она просто их всех встраивает в вертикаль таким образом, что те, кто её не слушается – просто разоряются. Независимо от масштаба, количества денег, международной или ещё какой поддержки. Просто, эффективно, без репрессий, а незаметно и чиста по-капиталистически: ну, мля, не вписался в рынок, ну что поделать?

Поэтому власть не чешется по поводу никаких кооперативных движений или кооперативной формы собственности, для целей управления это не важно, а второстепенно, и полностью может быть отдано на откуп самих людей. Захотят – нет проблем, кооперируйся, но будь добр и в форме кооператива быть готовым к вышеуказанному встраиванию во власть, не захотят – ну бизнесмень частным образом каким-нибудь, или вообще самозанятым. Поэтому, я думаю, что ныне власть России контролирует не только 70% всего производства в нашей стране, где 30% – наверно, ещё у бизнесменов, но все 100%.

Даже на уровне магазина или ларька теперь уже не скрыться от государева ока. Бизнесмен должен «помогать» местной власти, если местен и мелок. Если же он средний и приближается к крупному, то придёт власть соответствующего уровня и тоже попросит помочь. Кстати, помощь на что? Это – самая вишенка. А на патриотическое воспитание, к примеру. А на больницы, школы, детсадики и дома культуры. Не полностью профинансируй, а часть, сколько сможешь. Опять же, бизнес знает – отказать нельзя, да и к тому же просят-то СКРОМНО. Да, с намёком, мол, могут быть и последствия, но прямо об этом никому не говорят. Всё же происходит само собой потом. Я имею в виду «невписывание в рынок». Обхохотаться, в общем.

Второе. Бизнес активно «приглашают» во власть. Через Советы народных депутатов. Любого уровня. Да, Советы вроде как не играют никакой роли. Но, пардон, это вовсе не так. Они имеют полномочия проверять горизонтальные уровни исполнительной власти, некоторые из них они прямо утверждают (не все, но на низах, допустим, глав городков районного масштаба – точно!). Поэтому вовлечён во власть и бизнес. Не весь, да, но многие далеко видящие бизнесмены уже всё поняли. Два раза повторять им не надо.

Что касается возникновения и поддержания мелкого бизнеса, о котором трезвонят (сейчас уже меньше, раньше было больше), который продолжает трепыхаться как-то – то это дело спускается на тормозах. Власть даёт таким людям, которые намерены побизнесменствовать немного, шанс выруливать самостоятельно. Те из них, которые сообразят, что от них ждут вхождения во власть на мелких правах мелких подчинённых, но с плюшками по горизонтальным связям, те выживут, те же, которые будут следовать рекомендациям всяких бизнес-школ а ля МВО и прочей мутотени, те растворяться в рыночных играх.

Но в целом тенденция по поводу мелкого бизнеса очевидна: ему в ближайшее время НЕ ЖИТЬ. Его не будет. Это трудно представить, к примеру, на уровне магазинчика или парикмахерской какой-нибудь, или авторемонта при дороге, но так будет. Взамен я не знаю, что возникнет, видимо, какая-то другая форма. В своё время я полагал, что это будут кооперативы, которые вытеснят частников с помощью власти, но ошибался.

Есть подозрения, что цифровая революция, которая всё грядеши и грядеши, только никак до конца не разродится, и создаст такую форму, но точно не могу представить. Вижу лишь что-то вроде сетевых тех же объединений, которые смыкаются с кооперативной формой, но не более. Ничего другого представить пока не могу.

Возвращаясь к административной реформе, которая завершилась выстраиванием вертикали власти – сейчас понятно для чего она была нужна. В 2014 году случилось то, что и следовало ожидать (думаю и ожидалось уже давно) – мощная атака на Россию. Чтобы защитить себя, а заодно резко усилить (или попробовать усилить) благосостояние народа, а особенно его СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ, и было решено ускорить этот процесс. Он, помимо резкой управляемости (на уровень выше, чем при всяких прежних выборных князьков местных), дал ещё шанс резко повысить как обороноспособность страны, так и поднятие её промышленности.

К сожалению, резко пошла вверх и цифровизация, которая при всех «хороших» моментах и аспектах, имеет и «плохие»: потерю работы многими людьми. Что нас ждёт по этому поводу впереди, с выстроенной вертикалью – не знаю. Но думаю, это лучшее пока из тех вариантов, которые были у России в начале 00-х, когда это всё начиналось.

Источник: schroedingerscat

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также