Аналитика

Образование - это получение знаний и навыков.

Разберемся с элитной школой. Кто в ней преподает?! Выпускники педагогических ВУЗов. Они не могут дать ученику больше, чем знают сами.  Предположим, профессора ВУЗов. Звучит красиво, но если профессор ВУЗа не нашел себя в большем, чем в обучении детей элементарной математике, то это красиво звучит, но никак не продвигает к повышению уровня знаний и приобретению необходимых навыков.

Современная проблема образования в том, что объем знаний, необходимый к освоению многократно возрос, а навыки освоения знаний остались на прежнем уровне.

Современный подходы к формированию объема знаний, необходимого к изучению в школе не соответствует современным требованиям. Современный подход - это как изучать WORD начиная с первой версии.

Нет уроков обучающих учиться, выработке навыков понимать учебный материал и запоминать.

Физика, химия, биология, ботаника, зоология, астрономия - содержание учебников практически не изменилось за последние 100 лет. Вопрос не о элитарности или массовости образования. Вопрос как в онлайн режиме обновлять учебный материал, чтобы он был доступен для восприятия ребенка и в то же время давал представление о современных направлениях развития этих наук.

Физкультура. Никаких навыков, которые бы можно было использовать во взрослой жизни для поддержания здоровья на уроке не формируются. Никаких достижений из большого спорта в массовый спорт не привнесено ( А ведь ожидалось, что методики, технологии, техники разрабатываемые для достижений в большом спорте повысят уровень достижений в массовом спорте. Но оказалось, что большой спорт настолько затратен в плане привлечения физических и материальных ресурсов, что внедрение всех техник в массовый спорт просто невозможен.).

Если сегодня создавать систему специализированного школьного образования, то оно может формироваться в двух направлениях:

1. Более углубленное и расширенное изучение специализированных предметов по отношению к существующей общеобразовательной программе и изучение остальных предметов по существующей общеобразовательной программе.

Особого прорыва в подготовке высоко квалифицированных специалистов это направление не дает, т.к. программа обучения в ВУЗах едина для всех студентов, она не предусматривает каких-либо дополнительных курсов для студентов с углубленным знанием школьной программы по отдельным предметам.

2. Изучение отдельных предметов в специализированных школах в соответствии с существующей программой, а в общеобразовательных школах упрощение школьной программы. Обучение по упрощенной программе не дает того уровня знаний, который позволяет в дальнейшем претендовать на поступление в ВУЗ.

Насколько я понимаю, обществу навязывается направление II. Аргумент в пользу направления II – зачем затрачивать финансы на обучение определённым предметам детей, если они в будущем не будут пользоваться этими знаниями в своей производственной деятельности.  И правда, зачем трактористу дифференциальное и интегральное исчисления, или знания о валентности атомов, или знания о классах млекопитающих. Эти знания ему нужны для того, чтобы он уже будучи взрослым мог выбрать, кем он хочет быть – математиком или трактористом. Он сам, обладая достаточными сведениями о той или иной сфере деятельности. Он сам, а не тети с дядями, когда ему 10 лет, и он еще не способен осознанно делать выбор.  А когда он выберет, он уже будет прикладывать сам сверх усилия в выбранной сфере деятельности. 

В специализированном образовании есть много вопросов, которые даже не ставятся.

Простой вопрос. С какого возраста детей разделять на обучение в специализированных школах и обычных, если среднестатистический мальчик сам по-настоящему начинает учиться с девятого класса?

Если поступление в специализированную школу будет осуществляться в 9-м классе или ранее на основе экзаменов, то многие талантливые мальчики уже на этом этапе остаются «за бортом». В специализированных школах будут учиться, в основном, девочки, т.к. они немного раньше включаются в учебный процесс.  Потом они поступят в ВУЗы, т.к. подразумевается, что именно программа специализированной школы дает возможность получить знания, необходимые для поступления в профильные ВУЗы. ВУЗы эти девочки окончат, многие с отличием.  Потом девочки уйдут в декрет один, два, три и более раз. А кто работать будет? А за кого этим девочкам замуж выходить? За жертв школьного специализированного образования, находящихся в депрессии (иногда очень агрессивной) от нереализованности?

Посмотрим на   направление II с еще одной стороны. Способны ли специализированные школы обеспечить интеллектуальный прорыв? Существует стереотип, что специализированные школы получают самое современное, самое передовое оборудование. А насколько современно это оборудование? И что в нем передового? На мой взгляд, в оснащении специализированных школ нет ничего передового; все оборудование адаптировано под уровень знаний детей, и ни одно оборудование, которым оснащают такие спец. школы, в реальной жизни не используется.  В плане освоения современной производственной техники дети в сельской местности имеют даже некоторое преимущество перед детьми таких специализированных школ, т.к. у них есть возможность осваивать под присмотром родителей не адаптированную к детскому уровню знаний технику, а непосредственно используемую в производстве.  В сельской местности мальчик ходить еще не научился, а руль трактора или комбайна на коленях у папы уже крутил. Дрели, бензопилы, электро-пилы, моторы, компрессоры, малые насосы и многое другое к 10-м у классу не раз по винтикам разобрано и собрано.

Я не считаю, что мальчик, собравший из укомплектованного набора деталей самолетик, более талантлив мальчика, починившего мопед из деталей от разных сломанных инструментов, валявшихся в сарае. А мальчики в сельской местности очень часто собирают из разной рухляди что-то движущееся. Разница между этими двумя мальчишками в том, что первый получает в дополнение к практике некоторые теоретические знания от руководителя кружка и может на правильном техническом языке продемонстрировать эти знания, а второй такой возможности не имеет. В данном случае огромной глыбой встает проблема обеспечения доступности знаний, а не разделение детей на талантливых и нет.

Еще вопрос. Как часто необходимо обновлять оборудование в специализированных школах?  В течение первых 2-3 лет оборудование еще хоть сколько-то новое, а через три года – это уже и моральное, и физическое старье. Вот уже и элитные школы не такие уж элитные.

Более важный вопрос. Как часто необходимо обновлять учебно-методический материал для специализированных школ с учетом развития прогресса, и кто будет это делать?  Никто даже не задает вопрос.

Еще очень важный вопрос. Будет ли изменяться учебная программа, если да, то кто это должен делать и по каким принципам?

В направлении II есть еще одна проблема. Мне встречалась научная статься о формировании коллективов. Они установили, что любой коллектив формируется по принципу нормального распределения: 3% - яркие лидеры, 3% - в самом хвосте, остальные 94% - серая масса. Из отобранных самых-самых в специализированные школы через какое-то время 94% из ярких звезд уже на этапе школьного образования превратятся в серую массу.

Мне возразят. Ведь бывает такое, что целый класс успешно реализовал свой потенциал, все сделали успешную карьеру. Да, бывает. Но редко. Около 3%.

Есть только один выход -   повышения уровня школьного образования для всех учащихся путем разработки   учебных пособий и демонстрационных материалов с использованием современных технологий, и методик обучения, позволяющих ребенку легко осваивать учебный материал в полном объеме в любой школе любого региона.

Школьная программа должна быть составлена таким образом, чтобы ней были отражен уровень знаний по каждому предмету, она должна быть максимально нагружена по всем предметам, чтобы не позднее чем к середине 9-го класса ребенок осознавал, какой объем материала ему необходимо освоить, чтобы продолжить дальнейшее обучение в каждой области знаний. Каждый ребенок обязательно должен получить это знание и этот опыт. Это важно не только для профессионального будущего этого ребенка, это важно для профессионального будущего детей этого ребенка, т.к. только родители могут разглядеть и поддержать (при наличии вышеописанных опыта и знаний) или не разглядеть и не поддержать (при отсутствии вышеперечисленных опыта и знаний) интерес своего ребенка в той или иной области знаний.

 Вышеописанное, это малюсенькая вершина айсберга под названием СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.

Пение. Отсутствие музыкального инструмента и преподавателя, владеющего музыкальным инструментом, делают этот предмет второстепенным. Но в лане развития потенциала ребенка этот предмет один из самых важных.

Человек имеет ограниченное количество органов восприятия окружающего мира: чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса, обоняние, осязание, обоняние слух и зрение.

Пение -  единственный урок, призванный развивать столь важную область в восприятии мира ребенком, как слух.

Пение развивает не только слух. На уроке пения, по идеи, ребенок имеет уникальную возможность научиться владеть голосом, развить артикулярный аппарат. Кто умеет контролировать свой голос -  тот умеет контролировать свои эмоции.

Посчитаем, сколько времени в день ребенок имеет возможность говорить в полный голос.  На уроке он должен молчать, и говорит только тогда, когда отвечает преподавателю, т.е если повезет 5 минут в день. На перемене он должен вести себя как можно тише. На улице, если он начнет горланить в полное горло, родителей вызовут в школу и заявят о его неадекватности. Дома уроки учатся молча, тексты читаются про себя. Где и когда ребенку развить артикулярный аппарат?!  Остается только одна возможность во время общения с друзьями. Предположим, 4 друга общаются ежедневно два часа в день. Во-первых, не все два часа они болтают. Поэтому время уменьшается до 1-го часа. Одномоментно говорить может только один; остальные слушают.

Получается около 15 минут в день. На все остальное общение плюс еще 15 минут. ИТОГО: 35 минут в день.

Зачастую ребенок «мямлит», потому что у него нет навыка воспроизводства своих знаний через речевой аппарат.

Можно объяснить это по-другому.  За запоминание отвечает одна зона головного мозга, за речь- другая. Для того, чтобы человек мог воспроизводить свои знания вслух необходимо, чтобы между двумя этими зонами установились устойчивые связи. Пение вслух – один из способов в формировании таких связей.

Ребенок, хоть однажды написавший музыкальный диктант отличается от ребенка, который этого не делал. Ребенок, который спел песенку правильно по нотам отличается от ребенка, который спел также правильно, но на слух. Первый слышит больше, и, самое главное, он более правильно интерпретирует то, что слышит.

В РФ 13 консерваторий.   Этого количества студентов вполне достаточно, чтобы в течение года студенты этих консерваторий под руководством преподавателей подготовили учебные пособия для каждого урока пения в общеобразовательной школе. Современные цифровые технологии позволяют воспроизводить любые музыкальные инструменты, поэтому отсутствие в школах музыкальных инструментов уже не может быть препятствием для полноценного обучения на уроке пения.  Нехватка квалифицированных преподавателей может быть устранена путем создания курсов повышения квалификации. 

Для того, чтобы обеспечить должный уровень преподавания пения в школе на сегодня не нужны никакие материальные вложения, нужна воля, нужно желание вцепиться в крошку потенциала ребенка и развить его.

Рисование. Первое, что можно сказать о рисовании – оно развивает способность видеть. Но как видеть!!!!  Проф. С.В. Савельев говорит о влиянии навыков каллиграфии на развитие мозга (https://www.youtube.com/watch?v=SCtW0dMiEsM).  Все это можно говорить и в отношении развития навыков рисования.   Переоценить влияние навыков рисование на формирование связей между различными областями мозга невозможно. Невероятно развивается визуальная память, способность видеть картинку (ситуацию) в целом и каждую деталь в отдельности.  Этот навык невероятно важен в даже в обычной жизни; его невозможно переоценить в любой профессиональной деятельности. 

В РФ 19 ВУЗов в 12 городах. Этот потенциал вполне достаточен, чтобы создать демонстрационный материал, отвечающий всем требованиям к уровню преподавания рисования в общеобразовательных школах, а также ознакомить школьников с выдающими произведениями искусства.

Физкультура. Количество публикаций о умерших школьниках во время сдачи спортивных нормативов говорит о уровне проблем в подготовке преподавателей физкультуры и понимании того, что же они должны преподавать.   Честно, не знаю программы обучения в физкультурных институтах.  Но то, что я вижу на уроках физкультуры вызывает острое желание просто отменить его и никого не мучить.

Весь спортивный мир, все выдающиеся спортсмены на меня обрушится.   На это можно возразить только одно. У вас, господа выдающиеся спортсмены, было 100 лет, чтобы хоть что-то сделать, чтобы урок физкультуры имел хоть какую-то ценность как для учеников, так и для родителей. За 100 лет вы не определились ни чему учить, ни как учить в школах. Спортивное сообщество нацелено на «выращивание» выдающихся спортсменов, к 10 – 15 годам выделяется мизерная по сравнению с общим числом учащихся группа подростков, обладающих потенциалом показывать значительные спортивные результаты. Весь финансовый, интеллектуальный, организационный потенциал министерства физкультуры направлен на эту малочисленную группу. В выявлении спортивных талантов школа не участвует никоим образом. Этим мы обязаны профильным спортивным секциям. К победам в межшкольных спортивных соревнованиях школа так же не имеет никакого отношения, т.к. школьники получили навыки в различных видах спорта не в школе, а в профильных спортивных секциях. Нет ни одного выдающегося спортсмена, который стал им на базе школьной программы по физкультуре. Любое реальное спортивное достижение ребенок может продемонстрировать только при посещении профильной спортивной секции.  Это сложившаяся и достаточно продуктивная система; успехи спортсменов на международных соревнованиях показывают ее эффективность. Мне кажется, боле эффективно обеспечить ученикам доступность к спортивным секциям по как можно большему количеству спортивных дисциплин, сделать посещение спортивных секций престижным и интересным для школьников всех возрастов. 

Но вернемся к уроку физкультуры в школе. Я училась в школе, оборудованной физкультурными тренажёрами в соответствии со всеми стандартами.  У нас были шведские стенки на всю длину стен, маты около 10 штук, брусья гимнастические параллельные и разновысотные, бревно гимнастическое, два коня (короткий и длинный), баскетбольное поле с корзинами, волейбольное поле с сеткой, мячи баскетбольные и волейбольные по 10 штук, кольца гимнастические, канат, оборудование для прыжков в высоту. На открытой площадке - футбольное поле с дорожками для бега, баскетбольное и волейбольное поля, яма для прыжков в высоту и две ямы для прыжков в длину.  И был очень ответственный преподаватель, благодаря которому мы пообщались со всем этим оборудованием.

Урок всегда начинался с разминки – 10 минут. А потом, предположим, параллельные брусья для девочек. Во-первых, мальчики уже не у дел. Им давался мяч, и они бегали с мячом на одной половине зала. На девочек 30 минут. Было 10 девочек, т.е. по 3 минуты на каждую. Итого 13 минут урока и 27 минут тупого сиденья.  Преподаватель честно старался. Но что он мог дать ребенку за три минуты? Параллельные брусья - для мальчиков. Их в классе было 20, и на каждого приходилось по 1,5 минуты за урок.  Прыжки в длину и в высоту. За урок выполнялось по 2 подхода, очень редко три. В баскетбол играли 10 человек, остальные 20 сидели.  10 минут бега за мячом за урок.

Может нужен другой набор оборудования, чтобы все дети полноценно занимались в отведенные 45 минут?

Бросить мальчишкам мяч, чтобы они гоняли в футбол – это нельзя назвать физической культурой. У футболистов есть комплекс упражнений по общефизической подготовке. Для начала, может вместо пары-тройки второстепенных футбольных матчей нам продемонстрируют видео этих тренировок по общефизической подготовке. Мы увидим эти тренажеры, которые позволяют заниматься 20 -30 чел. одновременно. Мы увидим, что набор тренажёров для футболистов кардинально отличается от стандартного списка спортивного оборудования для школ.    

Вернемся опять к уроку физкультуры. Общая разминка.  Простое упражнение: руки в сторону, вверх, в сторону, вниз. Я не видела ребенка, который мог поднять или развести руки в сторону симметрично с прямо стоящим телом: одна рука всегда полусогнута, тело изогнуто взад, вперед, вбок, вниз, голова втянута в плечи по уши.  По ТВ когда хотят продемонстрировать внимание к физической культуре, соберут толпу детишек и, обычно, дети выполняют именно это упражнение.  Большей демонстрации безразличия к детям вряд ли возможно продемонстрировать.

Одна из передач «Правила движения" с Сименович и Сергем Бубновским была посвящена именно этой проблеме (невозможность свободно поднять руки вверх), правда у взрослых.  Даже взрослые без помощи специалистов и специальных тренажеров не могут справится с этой проблемой. Это не заболевание. Это состояние мышц, которое корректируется специальными упражнениями на специальных тренажерах. Для проблем с каждой группой мышц имеется свой комплекс упражнений и свой набор тренажеров.

Может школе лучше обратится к опыту Сергея Бубновского и опыту других специалистов, занимающихся подобными проблемами. У детей как минимум не будет проблем с мышцами, будет обеспечена нормальная циркуляция крови ко всем органам, включая голову. Набор оборудования для выполнения упражнений по Бубновскому кардинально отличается от стандартного набора оборудования для спортзалов школ.  И этот набор позволяет одновременно заниматься 20-30 чел. в течение всех 45 минут.

Сегодня есть целые комплексы упражнений, которые могут выполняться большой группой и положительно влияют на физическое состояние: цигун, пилатекс, йога и много других,  для выполнения которых нужен только коврик и зеркало на всю стену для самоконтроля правильности выполнения упражнений. 

Может не стоит оборудовать школы брусьями, чтобы потом по 25 минут ждать подхода к этим брусьям. 

Для меня физическая культура – это знание своего тела, как минимум знание названия каждой мышцы, умение чувствовать каждую свою мышцу, умение чувствовать ее правильное положение и состояние, знание, как влияют различные упражнения на их развитие, какие упражнения корректирую ту или иную проблему в осанке, освоение правильного выполнения упражнений на все группы мышц.  Еще я бы включила в этот перечень основы массажа и самомассажа.    

В чем недостаток выше перечисленных направлений   -  не разработаны программы для каждой возрастной группы, и на сегодня взять и перенести эти комплексы упражнений без адаптации в школу не представляется возможным, особенно для детей младших классов.

В РФ предложено часть уроков физкультуры заменить уроками ритмики.

Кто же может подготовить учебные пособия для уроков ритмики (танцев)?!

По общефизической подготовке можно взять программу хореографических училищ национальных танцев.   Хореографические училища национальных танцев – это   бесценное, не имеющее аналогов в мире национальное богатство каждой республики. Они вобрали, сконцентрировали, создали систему преемственности культуры танцев, культуры гармонии музыки и тела. Необходимо приложить все возможное, чтобы перенести тот дух культуры, который царит в хореографических училищах в общеобразовательные школы.

Почему я говорю об опыте именно хореографических училищ национальных танцев?! Потому что они уже обладают десятилетиями отработанными сбалансированными программами физической подготовки для детей всех возрастов от 7 до 17 лет. Никто не может сказать, что выпускники хореографических училищ по национальным танцам имеют слабую физическую подготовку.   Спортивное сообщество (можно сказать мировое спортивное сообщество) ничего хоть как-то приближающееся по уровню проработанности для каждой возрастной группы общеобразовательной школе предложить не может.

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"