Аналитика

По оценкам OECD, организации экономического сотрудничества и развития, сегодня уровень образования в Германии опустился ниже среднего. Недостаточное финансирование, необдуманные реформы последних лет, а также бесконечные дискуссии о целях преобразований способствовали резкому снижению качества обучения. Рассказывает Наталья Маурер.

PISA-шок – изменение парадигмы, pro и contra

Германия до сих пор не может оправиться от шока после проведения первого теста международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Результаты теста показали, что уровень образования школьников в стране ниже среднего. Например, оказалось, что 15-летние школьники читают на уровне начальной школы и не понимают прочитанных текстов. Надо заметить, что в немецких школах нет урока литературы. Даже в гимназиях дети читают максимум две тоненькие книги в год. Поэтому не удивительно, что у детей нет опыта чтения и анализа текстов.

Следствием плачевных результатов теста стал ряд реформ, рекомендованных организацией OECD. Суть реформ – переход от системы получения знаний к системе получения компетенций. Вопрос о том, каким на самом деле должно быть образование, разделили немецкое общество на два лагеря.

Одним из сторонников изучения компетенций, наряду с министерством образования, является известный немецкий философ и публицист Рихард Давид Прехт (Richard David Precht). Он утверждает, что больше половины материала, изучаемого в школе, забывается, а значит, этот материал не надо изучать. В тоже время он отмечает, что для использования поисковой системы Google в образовательных целях необходимо иметь базовые знания, иначе человек в таком огромном потоке информации просто теряется. Прехт также считает, что роль учителя в школе должна быть сведена до минимума. Педагог все равно не владеет материалом, так как им владеют известные ученые и преподаватели университетов, поэтому и слушать его не стоит. Намного полезнее посмотреть видео на нужную тему в Youtube. В такой позиции явно наблюдается влияние идеологии крупных IT - концернов.

Конрад Лиссманн (Konrad Paul Liessmann), австрийский философ, профессор, преподаватель философии и этики в Венском Университете, является одним из ярых критиков новых реформ в системе образования немецкоговорящих стран: Германии, Австрии и Швейцарии. По его мнению, новые реформы сводятся к получению компетенций, а роль преподавателя деградирует к первоначальному определению педагога в древней Греции, где педагогом назывался раб, который должен был ухаживать за мальчиками семилетнего возраста, сопровождать его в школу и следить, чтобы по дороге с ним ничего не случилось.

Конрад Лиссманн, философ, профессор

Учитель же, по мнению Лиссманна, играет огромную роль в образовательном и воспитательном процессе. Базовые знания, полученные в школе, расширяют кругозор и открывают человеку мир. Как считал знаменитый немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольд, человек, получивший хорошее образование и научившийся думать, способен быстрее освоить новую профессию. В Youtube можно найти много интересных лекций, но это одностороннее восприятие, при таком обучении полностью отсутствует дискуссия и обмен мнениями. Можно прослушать массу лекций на какую-либо тему и не понять их смысла. Учитель же может подсказать ребенку, какие именно лекции можно посмотреть, какие книги можно прочитать. Известный факт, что платформа Youtube часто держит пользователя в так называемом «информационном пузыре», когда предлагает ему видео на похожие темы и часто с одной и той же точкой зрения.

Определение компетенции весьма абстрактно. Если один человек считает себя в чем –то компетентнее другого, то это суждение очень субъективно. Например, согласно учебному плану начальной школы Швейцарии, ученики от 6 до 12 лет должны усвоить 4500 компетенций, на предмет которых должны быть протестированы и проэкзаменованы. При подсчете количества учебных часов получается, что на приобретение каждой компетенции ученику отводится по 2 минуты времени. Что может ребенок освоить за 2 минуты? «Так можно свести любое действие к компетенции, например: ребенок может какое-то время концентрироваться на преподавателе, когда тот говорит. Умение важное, но не столь большое, чтобы называть его компетенцией», - считает Лиссманн. В книге "Теория невежества: Ошибки общества знаний" он пишет о том, что не стоит путать информацию со знаниями. Поверхностное чтение коротких статей в интернете не дает глубокого понимания предмета, к тому же без базовых знаний невозможно определить, является статья серьезной или это фейк и обычная пропаганда. Таким образом, современное общество не является обществом знаний, это общество информации и данных.

Сведение образования только к овладению компетенциями убивает основную цель – развитие личности, готовой не только вносить свой вклад в развитие науки, искусства и цивилизации в целом, но способной нести ответственность за свои поступки перед человечеством. Поэтому школьникам необходимы не только математика, физика и химия, но и уроки литературы, истории, философии, музыки и искусства.

Недостаток финансирования

Сегодня расходы на образование в Германии составляют 4,2% от ВВП, и это - довольно низкий показатель по сравнению с остальными странами - членами OECD. Например, Норвегия тратит на образование 6,4% ВВП. «Если бы Германия увеличила расходы на образование до уровня Норвегии, то система образования получила бы на 66,9 миллиардов евро больше, чем она имеет сейчас»,- утверждает Ансгар Клингер, один из руководителей в профсоюзе работников сферы образования и науки Германии (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft (GEW). Недостаточное финансирование сказывается на всех уровнях, начиная с детских садов и заканчивая университетами. В детских садах не хватает более 300 000 свободных мест и более 120 000 воспитателей, к 2025 году дефицит воспитателей увеличится до 583 000.

Согласно новому исследованию фонда Бертельсманн (Bertelsmann-Stiftung), и положение начальных школ в Германии намного плачевнее, чем этот же фонд предполагал год назад. Наблюдается катастрофический дефицит учителей, а к 2025 году в начальном звене будет не хватать уже 26 300 педагогов.

Ситуация с учителями средней школы ничуть не лучше. Две трети преподавателей Берлина не имеют педагогического образования. Государство не удосужилось заранее посчитать количество рожденных детей и год их прихода в школу, чтобы к этому времени подготовить учителей. Сейчас ситуация критическая. У школ нет педагогов и … денег: более 35 миллиардов евро необходимы на ремонт крыш, учебных помещений, туалетов.

В университетах Германии также увеличилось количество студентов, но не увеличилось число преподавателей. Лекционные залы переполнены, на одного профессора часто приходится более ста студентов. В Техническом университете в Гамбурге (TU Hamburg-Harburg) из 140 педагогических позиций занята всего лишь 91. От недостатка финансирования и дефицита преподавателей страдает качество высшего образования и проведение научных исследований.

Необдуманные реформы

Самым большим раздражителем в вопросах немецкого образования являются два итальянских слова – это Болонья (Болонская декларация 1999 года) и уже упомянутая PISA (Programme for International Student Assessment), аббревиатура созвучна названию итальянского города Пиза. Подписание в 1999 году Болонской декларации оказало огромное влияние на реформы в системе высших учебных заведений Германии. Цель реформы - стандартизация системы высшего образования в Европе для того, чтобы студенты могли свободно переходить из университета одной страны в университет другой, а также можно было признавать их дипломы и квалификацию.

В результате, в Германии была введена система бакалавра (трехгодичного обучения) и магистратуры (два года обучения после диплома бакалавра). Из-за этого уровень высшего образования, по мнению немецких профессоров, резко снизился, а количество студентов, бросающих обучение, резко увеличилось. Университет должен готовить ученых и заниматься исследованиями, а в результате реформ он превратился в конвейер по подготовке недоученных специалистов. Из-за недостатка финансирования места в магистратуре ограничены, поэтому большая часть студентов довольствуются дипломом бакалавра. Говорить о появлении большой мобильности учащихся тоже не приходится, всего 10% студентов продолжают обучение в других странах Европы.

Одной из многочисленных школьных реформ было сокращение обучения в гимназии на один год. Раньше учились девять лет, теперь - всего восемь лет, однако количество учебных часов осталось прежним. В результате, дети находятся в школе часто дольше, чем их родители на работе. На уроках больше времени уделяется презентациям в PowerPoint, чем чтению книг и получению знаний.

В школах также стали проводиться многочисленные тесты, как будто цель школьного общего образования сводится только к их написанию. Надо заметить, что подготовка и проведение тестов финансируется за счет налоговых средств Германии. Необходимость тестирования школьников по всему миру, по мнению ученых и преподавателей вузов из разных стран, весьма сомнительна. Глобализация и стандартизация образования по всему миру не ведет к его улучшению, а только обогащает индустрию по подготовке и проведению тестов.

В сфере профессионального образования тоже не обошлось без реформ. В Германии традиционно существует дуальная система образования. Выпускники средней школы получают профессиональное образование в специальных школах. Два дня в неделю они работают на предприятии, а оставшиеся три дня получают теоретические знания в школе. После завершения обучения, отработав несколько лет на предприятии, они могут повысить квалификацию в специальной школе мастеров и создать собственное фирму. Чтобы получить категорию мастера, надо проучиться год при дневном и два года при вечернем обучении в школе мастеров, а затем успешно сдать экзамен в Торгово-промышленной палате земли.

В 2004 году вышел новый закон, сокративший количество рабочих профессий, при которых для открытия собственного предприятия и обучения учеников необходимо получение квалификации мастера. Раньше в школе мастеров будущие предприниматели изучали не только различные нормы и госты, а также ведение бухгалтерии, но и методы обучения учеников. Новый закон снизил квалификацию обучающего персонала, это стало еще одной из многих причин нежелания молодежи приобретать рабочую профессию.

Цифровизация школ

Школам не хватает учителей и финансирования для ремонта зданий, однако у правительства совершенно другие приоритеты. В начале 2019 года правительством было принято решение выделить 5 миллиардов евро на цифровизацию школ. Эти деньги должны быть потрачены на приобретение цифровых средств обучения. Некоторые немецкие нейробиологи опасаются, что цифровизация школ может плохо отразиться на развитии детского мозга. Например, нейробиолог профессор доктор Гертрауд Тойшерт-Нудт (Prof. Dr. Gertraud Teuchert-Noodt ) утверждает, что использование смартфонов и планшетов детьми до 14 лет может нарушить связь между системами быстрого интуитивного и медленного рационального мышления (система 1 и система 2 по Д.Канеману «Думай медленно, решай быстро»).

В результате системы постоянного поощрения, которая используется при работе цифровых устройств (смайлики или другие поощрительные картинки), а также быстрой смены картинок и информации, у ребенка нарушается биохимия мозга и восприятие пространства и времени. Таким образом ребенок теряет способность мыслить и долго концентрироваться на одном деле, например, читать длинные тексты. В какое-то момент, по мнению нейробиолога Тойшерт-Нудт «дверь» между системой быстрого интуитивного мышления и системой медленного рационального мышления закрывается навсегда, и мы получим поколение идиотов.

Такие заявления совершенно не пугают министерство образования, зато вызывают сомнения у ученых, а также учителей начальных школ, чувствующих ответственность за воспитание нового поколения, которое, учитывая демократическую систему страны, должно будет потом голосовать на выборах и участвовать в общественной жизни. При проведении образовательных реформ никогда не учитывается мнение учителей и воспитателей, стремящихся воспитать гармонично развитую личность. В отличии от мнения корпораций, которые раньше нуждались в подходящей рабочей силе, а теперь, в эпоху цифровизации, когда многие интеллектуальные профессии смогут выполнять машины, заинтересованы в воспитании потребителей, способных максимум прочитать инструкцию по эксплуатации какого-либо товара.

В недавней статье онлайн- газеты Deutschlandfunk было сообщение о том, что 20 из 30-ти немецких DAX- корпораций (Deutscher Aktienindex - важнейший фондовый индекс Германии) являются спонсорами различных школьных мероприятий и школьных учебников, содержание которых не проверяется. Такая ситуация возникла, опять-таки, из-за недостаточного государственного финансирования школ.

Германия - страна высоких технологий

Экономическая мощь Германии базируется на сильной промышленности и ее способности к инновациям. Большое значение для экономики страны имеют малые и средние частные предприятия. Такие предприятия не входят в число известных всему миру 30 DAX концернов, однако именно они помогли стране пережить мировой финансовый кризис 2008 года. Эти предприятия ориентируются как на внутренний немецкоговорящий рынок (Германия, Австрия, Швейцария и Люксембург), так и на внешний рынок и имеют узкую специализацию. К таким предприятиям, например, относится фирма Herrenknecht (производитель тоннелепроходческих и землеройно-транспортных машин), фирма Otto Bock (производитель протезов) или фирма STIHL (производитель моторизированных инструментов).

Количество подобных предприятий в Германии составляет примерно 2700, 1300 из них имеют оборот в 5 миллиардов евро, а их продукция составляет 70% немецкого экспорта. Основные конкуренты этих предприятий находятся не на внешнем, а на внутреннем рынке. Поэтому большое значение для них имеют высококвалифицированные кадры и образование молодого поколения. Всему миру известно, что продукция, произведенная в Германии - это качественная продукция. Такую репутацию немецкое производство заработало благодаря основным качествам немецких инженеров и высококвалифицированных рабочих - это тщательность, ответственность и точность.

Реформы в образовании привели к тому, что немецким фирмам, участвующим в дуальном образовании, все сложнее найти толковых учеников. По рекомендации организации OECD Германия увеличила количество абитуриентов (учащихся гимназий) и студентов. Популяризация высшего образования привела к тому, что рабочие профессии потеряли свою привлекательность. Большинство выпускников гимназий подает документы в высшие учебные заведения. Те, кто получил низкие оценки при сдаче экзаменов Абитура (единый госэкзамен, дающий допуск для поступления в университет), вместе с выпускниками обычных школ идут в профессиональные школы, чтобы получить рабочую специальность. Однако в связи с тем, что рабочие профессии становятся все менее популярными, более 60 000 выпускников школ в возрасте 20-29 лет вообще не продолжают образование и, в итоге, не имеют профессии.

Известный немецкий философ Юлиан Нида-Рюмелин, преподаватель университета в Мюнхене, бывший министр культуры, в многочисленных выступлениях и своей книге «Академические заблуждения - кризис профессионального и академического образования» утверждает, что стране не нужно большое количество людей с высшим образованием. В результате реформ появился острый дефицит высококвалифицированных рабочих, а это напрямую влияет на качество производства и репутацию страны в мире.

Как известно, репутацию очень трудно заработать, для этого иногда нужны столетия, зато очень легко потерять. Сегодня Германию чаще связывают с дизельным скандалом в автомобильной промышленности и спекуляциями «Дойче банка». Креативность и кооперация инженеров и программистов, позволявшая обманывать государственный контроль и покупателей новых дизельных машин, а также креативность и кооперация финансистов и программистов Дойче банка, участвовавшего в многочисленных спекуляциях и отмывании денег, сильно испортили репутацию страны.

Знаменитые 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация

В последнее время стало очень популярным утверждать, что для быстро меняющегося мира необходимо особенное образование. Организация OECD под давлением крупных IT компаний пропагандирует в Европе систему американского образования. Одним из инициаторов американизации немецкого образования является уроженец Гамбурга математик Андреас Шляйхер. Именно он был инициатором введения теста PISA в Германии, Швейцарии и Австрии. Его утверждение о том, что в будущем детям не понадобятся знания, которые преподавались в школах последние 50 лет, а ключевыми компетенциями являются критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация, критикует уже упомянутый Конрад Лиссманн: «Во-первых, никто не знает точно, что нас ждет в будущем. Этого люди не знали и раньше. Обучать детей можно только тому, что знаешь сам, а это история, литература, философия, математика и т.п. Попытка обучать детей тому, что не знаешь сам - это обман».

Выдавать четыре компетенции за что-то новое и особенное, по мнению Лиссманна, просто неэтично, это полнейшее заблуждение. Это как утверждать, что раньше люди не имели критического мышления, не коммуницировали, не были креативными и не кооперировали между собой. Если бы этого не было, то человечество не достигло бы прогресса. Для критического мышления и креативности необходимы знания, способность читать длинные тексты, концентрироваться и находить взаимосвязи между различными событиями и явлениями.

Плачевные результаты теста PISA в 2000 году стали для Германии коллективной травмой. В эпоху цифровой революции, как это было и в эпоху индустриализации, образование выходит на первое место. Страх потерять конкурентоспособность в мире под давлением крупных концернов привел к радикальным реформам в системе образования. Основной целью образования, по мнению крупных корпораций, оказывающих огромное влияние на политиков всего мира, является не воспитание гармоничной личности, способной критически мыслить и отстаивать свои интересы, а обучение и воспитание homo economicus, рационального человека, который, является продуктивной частью рабочей силы, оправдывает инвестиции и легко манипулируем.

Однако ряд немецких и австрийских ученых и философов утверждают, что у человечества есть возможность самому определять для чего и как оно будет использовать современные технологии, а не предоставлять возможность технологиям разрушать общество. Эдвард Бернейс, один из крупнейших специалистов по PR, в своей книге «Пропаганда», написанной еще в 1928 году, утверждал: «Что касается этики, то ситуация с пропагандой в образовании обстоит так же, как с пропагандой в бизнесе или политике. Ею можно злоупотребить. С ее помощью можно излишне широко разрекламировать то или иное учебное заведение и внушить публике искусственно созданные ценности. Гарантировать, что этого не произойдет – невозможно».

Источник: vestifinance

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 27.03: 4 202 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также