Аналитика

Начало нынешнего Рамадана выдалось в Казахстане трагичным.

5 июня 2016 года город Актобе (бывший Актюбинск) – административный центр северо-запада республики – стал объектом нападения группы боевиков. Около 15 неизвестных напали на оружейные магазины «Паллада» и «Пантера», завладев нарезными и гладкоствольными охотничьими ружьями. Поднятый по тревоге личный состав правоохранительных органов только разворачивался, когда боевики, используя захваченный автобус, напали на воинскую часть № 6655 Национальной гвардии МВД. Отражая нападение, погиб майор Майлыбаев, несколько позже в перестрелке погиб сержант Калиев, появились раненые.

Спецназу Комитета национальной безопасности (КНБ) удалось уничтожить захваченную боевиками патрульную машину полиции с тремя бандитами. В городе был объявлен «красный» режим террористической опасности. Нацгвардия и спецназ приступили к уничтожению террористов. На следующий день 6 июня министр внутренних дел генерал Калмуханбет Касымов доложил, что «в ходе перестрелки 11 преступников ликвидированы, 1 ранен и задержан. Из числа военнослужащих Национальной гвардии трое погибли, 6 ранены. Все они были невооруженные, несли службу во внутреннем режиме».

После оказалось, что ночью двое террористов пытались скрыться на автомобиле, но были уничтожены. Ещё пять человек были блокированы в районе новостроек, оказали сопротивление и в ходе боя были ликвидированы. 2 раненых бандита были задержаны. У преступников изъята большая часть похищенного оружия. Личности всех остальных преступников, причастных к нападению, установлены, принимаются меры по их розыску и задержанию. Ориентировочно на свободе остаются еще до 10 вооружённых человек. При атаке погибли трое мирных жителей.

Главный вопрос, который мучит всех неравнодушных: кто были эти террористы? Их называют «сектантами» или «приверженцами нетрадиционных религиозных течений», но это ещё не ответ на вопрос. Пока лишь BBC со ссылкой на «Радио Свобода» сообщила, что ответственность за нападение взяла на себя некая группировка «Армия освобождения Казахстана». Точнее определить конкретный источник опасности в данный момент сложно.

Одни считают, что это местные салафиты, другие кивают на Турцию или исламские организации Афганистана. При этом любопытно, что в день нападения был арестован ряд высокопоставленных чиновников Южно-Казахстанской области, связанных с арестованным ранее бизнесменом Тохтаром Тулешовым. Всем им вменяется в вину подготовка государственного переворота. Однако это всё же параллельная линия.

Так или иначе, произошла трагедия, требующая крайне внимательного отношения и чрезвычайно серьёзных выводов. Однако повода для паники нет.

Конечно, Казахстан, находящийся в целом в зоне стабильности, немного «отстал» от «современного мира», где взрывы бомб, атаки радикалов, городские перестрелки с террористами и спецоперации спецназа – вещи, увы, обыденные. В то же время действия террористов для республики не новость. Так, 2011-й и 2012 год выдались для Казахстана богатыми на теракты. Именно тогда в Актобе казахстанцы узнали, что такое самоподрыв, когда Рахимжан Махатов взорвал себя у здания КНБ, ранив несколько человек. Именно в Актюбинской области в посёлке Шубарши группой салафитов было совершено убийство двух полицейских, после чего армия и МВД проводили масштабную спецоперацию по уничтожению преступников.

По сценарию, схожему с нападением на Актобе, действовал 12 ноября 2011 года Максат Кариев – «Рэмбо из Тараза», который последовательно и хладнокровно зарезал двух сотрудников КНБ, затем ограбил, совершив убийство, оружейный магазин, на автомобиле атаковал патрули милиции, атаковал и обстрелял из гранатомёта здание КНБ и после этого совершил самоподрыв.

В сентябре 2012 года вооружённые радикалы напали на здание городской полиции в Атырау – центре области, пограничной с Актюбинской областью.

Схожесть сюжетов указывает на салафитов как возможных исполнителей. Нападения на госучреждения и силовые структуры – их «фирменный» стиль. Убиваемые при этом мирные люди, представляются им «щепками» при вырубке леса. Нехарактерно, однако, время атаки – день предшествующий одному из ключевых событий мусульманского года, ведь пост на Рамадан является одним из «пяти столпов ислама».

Атака была совершена практически сразу после попытки организовать «земельный майдан», что создает впечатление цикличной раскачки. Ряд казахстанских аналитиков вроде Достыма Сатпаева тут же обвинили во всём власть, которая-де вместо того, чтобы ловить настоящих экстремистов, «видела везде майданы и вязала на площадях митингующих».

Действия КНБ и МВД, невзирая на несущуюся критику, следует признать профессиональными и эффективными. Акция вооружённых бандитов могла привести к гораздо большему количеству жертв.

Актобе-Актюбинск – крупнейший город Западного Казахстана, мощный центр горнодобывающей и химической промышленности. Запасы полезных ископаемых области составляют: газа — 144,9 млрд м³, нефти — 243,6 млн тонн, нефтегазоконденсата — 32,7 млн тонн. Здесь находится самое крупное в СНГ месторождение хромитовых руд, добывают никель, кобальт, фосфориты. Так что территория аппетитная. Поэтому, учитывая соседство Актюбинской области с нефтеносными Атырауской и Мангыстауской областями, ряд экспертов считают, что Западный Казахстан попадает в проекты «регионального сепаратизма». Нельзя сбрасывать со счетов и пограничное положение области с Россией, что могло стать дополнительным стимулом к дестабилизации.

Надо помнить, что кроме «исламского фактора» здесь раскачиваются маятники социальных и национальных противоречий. Дважды центром напряжённости был соседний Новый Узень (Жанаозен). 17-28 июня 1989 года здесь произошли межэтнические столкновения казахов и выходцев с Северного Кавказа, подавленные с помощью армейских частей, а 16 декабря 2011 года внутренние войска разогнали крупный митинг  нефтяников кампании «КазМунайгаз», протестовавших из-за проблем с выплатами и сменой хозяев. Тогда погибли 15 человек, а отголоски выступления слышны и сегодня.

В этот раз Назарбаеву удалось локализовать вооружённый мятеж без особых проблем. Наверняка в ближайшее время в республике будет проведен ряд антитеррористических мероприятий. Эффективность казахстанских спецслужб в вопросах профилактики терроризма базируется на плотных контактах с российскими коллегами, теперь эти контакты, надо полагать, станут ещё более прочными.

И совершенно определённо трагедию Актобе будут использовать в своих целях самые разные противники Назарбаева от национал-демократов до националистов. Подобная политическая ситуация, равно как активность исламистов или уйгурских сепаратистов, – это реальность Казахстана наших дней. От этой реальности не уйти, но парировать реальные вызовы могут реальные ответы.

Источник: fondsk.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 29.12: 6 854 руб.
Поддержали проект: 15 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также