В охваченной финансово-экономическим кризисом Европе все более зримо вызревают новые очаги опаснейших межнациональных конфликтов. Они, как правило, имеют застарелые корни, но показателен сам факт, что именно сегодня континент переживает ренессанс этнического сепаратизма. Расширение НАТО и ЕС не только не принесло Старому Свету стабильность, но и не уберегло его от явлений, скорее присущих XIX веку, нежели эпохе «объединенной Европы» и «единой валюты». Более того, подобные конфликты напрямую угрожают внутреннему единству Евросоюза, поскольку не имеют адекватного решения в рамках существующих международно-правовых координат, серьезно деформированных к тому же «делом Косова».
Вслед за обсуждением 3 августа косовской проблемы в стенах Совета Безопасности ООН, в очередной раз зафиксировавшим раскол среди великих держав и неспособность Объединенных Наций принимать в подобных условиях внятные решения, на высший международный уровень впервые вынесена не менее болезненная историческая проблема. Три венгерские ассоциации, связанные с Демократическим союзом венгров Румынии, направили в ООН доклад, в котором обвинили власти Бухареста в нарушении прав венгерского меньшинства «на всех уровнях». Они потребовали предоставить регионам Румынии с компактным проживанием венгерского меньшинства особый статус «в соответствии с европейским законодательством», что фактически означает территориальную автономию. «Полтора миллиона румынских венгров не хотят отказываться от своей национальной идентичности и от родной земли (Sic! – П.И.)», - говорится в докладе, озаглавленном «Дискриминация венгров в Румынии». Обсуждение документа уже вошло в повестку дня Комитета ООН по искоренению расовой дискриминации. Не исключены и дискуссии на более высоком уровне, к которым легко могут быть подключены другие государства региона, в первую очередь, Австрия, Сербия, Словакия, Словения и Хорватия.
Как утверждают авторы доклада, «венгров в Румынии воспринимают как второсортных граждан. Несмотря на то, что венгры составляют до 80% населения в ряде регионов Румынии, их представительство в местных органах не превышает 20%». Авторы доклада также утверждают, что в Румынии наблюдается «экономическая дискриминация территорий, заселенных венграми, - развитие региона происходит медленнее, чем в других румынских уездах, а местные стратегические ресурсы - соль и минеральные воды - находятся под контролем центральных властей»…
Проблема венгерского меньшинства в Румынии появилась не сегодня. Она напрямую связана с историей распада Австро-Венгрии. Поражение этой великой тогда державы в Первой мировой войне привело к радикальной перекройке границ в Европе. Согласно подписанному в 1920 году Трианонскому мирному договору, территория Венгрии сократилась на 72%, а совокупное население на 64% - с 21 до менее чем 8 миллионов человек. Что касается собственно венгров, то примерно треть из них – 3,3 из 10,7 миллионов – в одночасье оказались за пределами новой, «Трианонской», Венгрии. Значительная часть венгров – более полутора миллионов – с тех пор проживает на отошедших к Румынии землях Трансильвании, периодически заявляя о давлении, испытываемом со стороны властей. Не случайно выступления в Румынии против многолетнего социалистического правителя этой страны Николае Чаушеску начались в 1989 году в трансильванском городе Тимишоара. Так что нынешний демарш венгерских ассоциаций Румынии не является чем-то новым, а свидетельствует прежде всего о нерешенности исторических противоречий.
Однако проблема не только в исторически сложных взаимоотношениях венгров и румын. Как нетрудно убедиться, обвинения в адрес центральных «инородных» властей и требования этнических венгров словно под копирку списаны с программных заявлений, оглашаемых в последние годы, к примеру, албанскими лидерами Македонии, Южной Сербии, Черногории и других областей. А те, в свою очередь, повторяют «путь», пройденный за последние два десятилетия своими косовскими сородичами. Таким образом, «эффект домино», возникший в Косове, неуклонно разрастается, вовлекая в свою орбиту уже не только балканские области.
Прослеживается в происходящем и важный геополитический аспект. Венгрия и Румыния являются членами Европейского союза и НАТО - двух организаций, болезненно относящихся к межгосударственным противоречиям в своих рядах. А ведь венгеро-румынскими противоречиями дело не ограничивается. Схожие проблемы присущи положению венгров в Словакии и словаков – в Венгрии (еще одно «детище» Трианона). Баскская проблема не только подрывает стабильность в Испании, но и осложняет ее взаимоотношения с Францией, у которой к тому же есть сепаратистски настроенная Корсика. В соседней Италии в состав правительства уже традиционно входят представители «Лиги Севера», не скрывающей намерения добиться самоопределения североитальянских районов под знаменем так называемой «Республики Падания». Что же касается еще одной соседки Франции - Бельгии, то там противоречия между Фландрией и Валлонией не позволяют с июня создать работоспособное правительство. А ведь есть еще Северная Ирландия, Шотландия и другие районы, где сепаратисты также имеют широкую поддержку.
Если вернуться обратно в Юго-Восточную Европу, то там мы найдем еще более сложный узел – кипрский. Республика Кипр вступила в 2004 году в Евросоюз как единое целое, но имея на своей территории самопровозглашенную Турецкую Республику Северного Кипра, признанную страной-членом НАТО Турцией. С тех пор кипрская проблема не приблизилась к своему разрешению, а победа на последних выборах в северной части острова турецких националистических сил, выступающих за укрепление связей с Анкарой, лишь подлила масла в огонь.
Очевидно, что расширение НАТО и ЕС не только не стабилизировало ситуацию на континенте, о чем заявляли лидеры обеих организаций, но и оказалось бессильным предотвратить подъем сепаратизма. Помимо «двойных стандартов», столь зримо проявившихся в «деле Косова» в том числе в виде консультативного решения Международного суда ООН, причины ренессанса сепаратизма в сегодняшней Европе видятся в отсутствии внятных выгод от членства в Евросоюзе для многих стран континента. Идея «единой Европы» оказалась девальвированной не только вследствие финансово-экономических передряг, но и проблем с принятием евроконституции, Лиссабонского договора о реформах и других основополагающих документов, засилья брюссельской бюрократии и очевидного неравенства отдельных стран при принятии ключевых решений. Именно поэтому, разочаровавшись в обретении равноправного и комфортного места в «общеевропейском доме», многие народы все активнее делают ставку на строительство собственного великодержавного дома, построенного по этническому признаку. И это было бы полбеды – если бы картам «Великой Албании», «Великой Венгрии», «Великой Румынии» и других подобных образований не было бы тесно на ограниченном географическом пространстве, а их осуществление на практике не грозило бы новыми межэтническими конфликтами и религиозными войнами.
_______________________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».
Источник: fondsk.ru