Аналитика

Русские националисты сменили уличную политическую активность на систематическую спортивно-боевую подготовку. К такому выводу пришли аналитики центра "СОВА" в своем ежегодном докладе о ксенофобии в России. По мнению экспертов, подобные действия праворадикалов связаны с давлением со стороны правоохранительных органов, причиной которого послужила, в частности,  украинская повестка.

Доклад информационно-аналитического центра "СОВА" о проявлениях ксенофобии и радикального национализма в первой половине 2015 года свидетельствует: события на Украине привели не только к расколу российских ультраправых на два противоположных лагеря, но и к значительной трансформации их политической активности. Если раньше как оппозиционные, так и лояльные власти националистические организации ограничивались в публичном пространстве уличными акциями и всевозможными "рейдами" против "нелегалов и нарушителей", то теперь круг их интересов сместился в сторону систематической спортивно-боевой подготовки. Поводом милитаризации, как считают эксперты, могли послужить и будущие внутриполитические цели. Однако этот процесс не остался незамеченным правоохранительными органами, которые серьезно усилили давление на праворадикалов.

По данным центра "СОВА", за первые шесть месяцев текущего года от рук неонацистов в России пострадало не менее 37 человек, четверо из которых погибли. Еще двое граждан получили серьезную угрозу убийством. Отмечается, что за аналогичный период прошлого года указанные цифры были значительно больше (23 убитых, 86 раненых), но рассуждать о позитивной тенденции преждевременно: информация о подобных преступлениях все реже попадает в СМИ, констатируют специалисты. "Создается впечатление сознательного замалчивания информации об этом", – утверждают авторы доклада.

Географическая картина совершенных радикалами преступлений осталась прежней. В Москве за первое полугодие было избито 11 человек, погибших — двое. Столько же убитых в Санкт-Петербурге – при семи серьезно пострадавших. В Московской и Самарской областях обошлось без жертв, однако и там были зафиксированы случаи избиения приезжих. Большинство пострадавших – уроженцы из Центральной Азии и Кавказа. По информации правозащитников, количество нападений на представителей неформальных молодежных движений и левых течений сократилось. Кроме того, известно о 20 случаях вандализма в 15 регионах страны.

Одним из определяющих факторов, способствовавших снижению публичной активности русских националистов, эксперты считают преследование правоохранителями их наиболее ярких лидеров. В этой связи упоминаются приговор петербургскому активисту Дмитрию Евтушенко за призывы экстремистского характера в интернете, уголовное дело по аналогичной статье против главы астраханского отделения движения "Русские", а также расследование по факту выкрикивания участниками прошлогоднего "Русского марша" оскорбительных и призывающих к насилию лозунгов. По этому поводу сотрудники правоохранительных органов провели обыски у лидеров объединения "Русские" и незарегистрированной Национально-демократической партии (НДП).

"Здесь можно говорить о некоем изменении правил игры, – полагает соавтор доклада Вера Альперович. – Фактически это говорит о том, что любой лозунг – даже тот, который кричали годами и который не вызывал никакого интереса правоохранительных органов – теперь может стать поводом для возбуждения дела. Любой из посетителей акции может стать свидетелем, а значит подвергнуться обыскам, допросам и прочим неприятностям".

На этом фоне "украинский вопрос" в среде как праворадикальных сторонников, так и противников официальной российской внешнеполитической позиции постепенно угасает. Более того, даже приверженцы проекта "Новороссия" все чаще избегают споров о судьбе Донбасса. К примеру, одна из петербургских националистических организаций "объявила большинство своих акций нейтральными по отношению к украинским событиям и под страхом удаления с мероприятий запретила соратникам их как-то затрагивать". Некоторые и вовсе табуировали тему войны в соседнем государстве на своих интернет-ресурсах, сконцентрировавшись на внутрироссийских проблемах. Оппозиционные Кремлю ультраправые сообщества лишь единожды за последние полгода вышли на улицу в связи с украинскими событиями, отмечают специалисты.

Все эти обстоятельства, как считают аналитики центра "СОВА", значительно повлияли на уличную активность ультраправых. Традиционное весеннее шествие "Русский первомай" не состоялось из-за ареста его заявителя Дмитрия Демушкина, тогда как другие акции оказались малочисленными и незаметными. Наблюдается тенденция "вытеснения" правых оппозиционеров крупными "национал-патриотическими организациями".

"Примером здесь может служить "Русский первомай" в Санкт-Петербурге. Он уже два года подряд собирает примерно по 300 человек, но если два года назад там в основном были представители ультраправых оппозиционных движений, то в этом году почти половина участников — это представители партии "Родина"", — рассуждает Вера Альперович. По ее словам, активисты недавно возрожденной платформы "перехватили" деятельность, связанную с "рейдами" против мигрантов, курильщиков нелегальных торговцев, у более радикальных движений.

В частности некогда отколовшееся от объединения "Русские" отделение в подмосковных Химках отказалось от "рейдов" и "зачисток" и занялось организацией курсов "начальной военной подготовки" своих активистов. По данным центра "СОВА", похожие меры приняли многие группировки.

"Подобные курсы, как правило, организованы на базе военно-спортивных клубов, сотрудничающих с националистами", — говорится в докладе. Так, например, один из клубов в Санкт Петербурге активно подвигается на интернет-ресурсах ультраправых и тесно сотрудничает с Русским имперским движением (РИД), которое сформировало свой батальон в составе вооруженных сил самопровозглашенной ДНР.

Эксперты констатируют: количество подобных спортивно-военных клубов, аффилированных с националистами, быстро растет.

"Все чаще на сайтах ультраправых движений вместо привычных анонсов регулярных сборов и тренировок можно увидеть призывы записаться в клубы, где могут научить ножевому и рукопашному бою, а также тактике ведения боя в условиях города или леса, навыкам стрельбы и обращения с оружием и т.д. ", — пишут авторы доклада.

Немногие оторвавшиеся от общего милитаристского тренда националисты смещаются от политики в сторону проведения тематических спортивных мероприятий и участия в различных социальных программах. Похожая картина, по словам аналитиков, наблюдалась в конце нулевых, когда "началось активное преследование ультраправых групп и задержания банд праворадикалов происходили с невиданной ранее частотой".

Директор центра "СОВА" Александр Верховский называет борьбу правоохранителей с экстремистами "поисками под фонарем" и полагает, что наибольшей опасности стоит ждать именно от "патриотического" крыла ультраправых. "Нынешнее полнейшее попустительство в отношении тех групп, которые проявляют политическую лояльность, тоже нехорошо, — высказывает он мнение. — Потому что сегодня они проявляют лояльность и их за это терпят, но завтра все может повернуться иначе. В предыдущие годы правоприменение было как-то получше, да и жили мы в более мирное время. Мы видим, что если преступлений на улице меньше, то боевых тренировок больше. А это соотношение наводит на определенные подозрения".

С точки зрения политолога Дмитрия Орешкина, ничего нового и удивительного в трансформации деятельности националистов сейчас не наблюдается. Он представляет эту проблему двухуровневой: "Есть официальный, с самого верха исходящий, который заключается в том, что надо подавить любую альтернативную политику. Условно говоря ,— националистическую или, столь же условно говоря, — либеральную, прозападническую. Потому что вертикаль подразумевает, что у страны должна быть одна идеология, которую поддерживает лидер. Сама функция вертикали заключается в том, что все несогласные — справа, слева, снизу, сверху – вытесняются с политического пространства".

Эксперт высказывает мнение, что агрессия ультраправых, которой опасаются сотрудники центра "СОВА" вполне регулируемое явление. "Внизу, на уровне конкретных генералов силовых служб, ведется взаимодействие по роду деятельности со всякого рода силовыми проявлениями в стране. В том числе и националистическими, и футбольными фанатами. При случае их используют в своих интересах. Иногда решают свои задачи, которые не всегда совпадают с задачами высшего уровня. Как политическую структурированную силу их (националистов, — "Росбалт") убрали с улиц. И мы действительно не видим уже "Русских маршей" и всего того, что было несколько лет назад. А как публичную, для конкретных поручений, их подкармливают и поддерживают", — считает Дмитрий Орешкин.

Источник: Росбалт

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также