"Экономические проблемы Китая и нарастающий идеологический контроль в стране вынуждают видных китайских экспертов прогнозировать слом политической системы страны. Я разделяю ту точку зрения, что китайская коммунистическая партия скоро может исчезнуть, но вымирание будет только в названии", - пишет обозреватель Financial Times Дэниел Белл.
В сущности, КПК – это и не коммунистическая, и не партия. Немногие китайцы верят в то, что она отменит рыночную экономику и поведет страну в вершинам коммунизма.
КПК является ленинской в том смысле, что она вертикально выстроена и господствует над государственным аппаратом, но ей не хватает других жизненно важных функций, таких как идея того, что классовый конфликт является двигателем истории, приверженность идее коммунизма на Родине и поддержка революционного свержения капиталистических режимов за рубежом.
И времена ленинского стиля политической мобилизации давно прошли, потому что партия должна быть чуткой к общественному мнению. КПК может мобилизовать население вокруг таких дел, как ее антикоррупционная кампания, если есть уже общественный спрос, но она не способна организовать людей в привязке к таким безрассудным идеям, как "Большой скачок вперед", которые в корне противоречат чаяниям людей, и большинство ученых учитывают это.
Не является КПК и политической партией. В течение последних трех десятилетий она воссоздала меритократическую систему, аналогичную императорскому Китаю: чиновники выбираются с помощью экзаменов и продвигаются на основе качества работы на более низких ступенях.
КПК, насчитывающая 86 млн членов, является плюралистической организаций. Она кооптирует лидеров различных секторов общества, включая прожженных капиталистов, и она стремится представлять всю страну.
Вызывает недоумение, что КПК должна цепляться за свое имя, учитывая широко распространенную в Китае антипатию к коммунизму. Даже члены партии не доверяют марксизму, а большинство студентов опасаются обязательных занятий по марксизму. Сама идея, что партия представляет собой часть населения, также имеет негативный подтекст.
Конфуций критиковал сварливых людей, которые ассоциируются с партийной линией, и исследования в Китае показывают, что предпочтительнее "опекунский дискурс", когда элита несет ответственность за все общество.
Так почему КПК придерживаться имени? Имеет смысл изменить его на что-то - говорят, Китайский меритократический союз, - что лучше соответствует реальности организации, а также тому, чем она стремится быть.
В неофициальных политических дебатах в Пекине часто высказывается мнение, что название должно быть изменено. При этом признается, что название не может быть изменено в настоящее время, потому что организация по-прежнему опирается на историю КПК для своей идеологической легитимности.
Тем не менее последние 30 лет для партии были положительными, и, кроме того, КПК чаще ищет опору для долгосрочной перспективы идеологической легитимности в древней истории. Чем больше партия отождествляет себя с дореволюционной историей, тем больше она может дистанцироваться от недавнего прошлого.
Самое главное - улучшить политическую меритократию. КПК не нужна объединяющая идеология, так как люди согласны, что политическая система делает правильно, выбирая должностных лиц с превосходными качествами. Актуальная проблема коррупции ставит под сомнение вопрос о добродетели. Так, антикоррупционная кампания имеет важное значение в поддержке сегодняшней легитимности КПК, хотя мы не увидим результаты в течение нескольких лет.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Еще одна причина того, почему имя не может быть изменено в настоящее время, является больше конфуцианской, чем коммунистической. Революционные герои, которые боролись за создание великой нации, все еще привязаны к имени. Филиал благочестия - основная ценность в Китае - и послушные сыновья и дочери не должны расстраивать стариков, особенно тех, кто всем пожертвовал для страны. Иногда гармония важнее, чем истина.В течение нескольких десятилетий, однако, поколение революционных героев, к сожалению, уйдет из этого мира. И тогда будет меньше причин, чтобы придерживаться устаревшего названия, которое напрасно выставляет правящую организацию в негативном свете.
Так вот мой прогноз: в 2035 г. КПК будет по-прежнему в силе, но название будет иным.
Источник: vestifinance