Уполномоченный МИД РФ по правам человека Константин Долгов — о событиях в Балтиморе, «Правом секторе» и докладе МИД РФ об опасности неонацизма.
МИД РФ 23 апреля выпустил доклад «Неонацизм — опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права», который призван привлечь внимание к основным и наиболее ярким глобальным тенденциям возрождения и распространения нацистских идей, ценностей и родственных им концепций. О резолюции по борьбе с неонацизмом, возрождении расовой дискриминации по всему миру, союзниках России в отстаивании исторической правды и тренировочных лагерях для неофашистов в Польше корреспонденту «Известий» Татьяне Байковой рассказал уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
— В докладе упоминается голосование государств-членов ООН 2014 года, где впервые Украина проголосовала против принятия резолюции по борьбе с неонацизмом от 18 декабря 2014 года. Неужели за один год так резко изменилась позиция по принципиальным вопросам?
— За резолюцию Генассамблеи ООН проголосовало 115 государств, более 40 стран стали соавторами. Это показывает, что все-таки подавляющее большинство стран голосует вместе с нами и поддерживает основополагающие цели и принципы, заложенные в данном документе по противодействию неонацизму. Конечно, статистика весьма красноречива. Страны ЕС, вновь воздержавшиеся при голосовании, придерживаются необоснованной позиции, с учетом того что многие из них были в антигитлеровской коалиции. По таким ключевым вопросам воздерживаться не следует. Речь идет о защите фундаментальных принципов современного международного права, в том числе их важной части — решений Нюрнбергского трибунала. Прятаться за невнятные объяснения о необходимости обеспечивать свободу слова неуместно. В международном праве прописаны четкие ограничители этой свободы. В экстремистских, разрушительных целях свобода слова использоваться не должна.
Что касается позиции Украины, то, действительно, она впервые в 2014 году проголосовала против. Минувший год развернул официальную позицию Киева, которая в значительной мере продиктована «партией войны» в этой стране. Произошел антиконституционный переворот, к власти пришли политические силы, опирающиеся на радикальных националистов, в том числе на неонацистов. Достаточно упомянуть, какие заигрывания идут в последнее время с «Правым сектором», включая его интеграцию в вооруженные силы Украины (ВСУ). «Правый сектор» — это откровенные экстремисты и неонацисты. Они в России совершенно справедливо признаны Верховным судом вне закона. Это люди, у которых руки по локоть в крови мирных жителей Украины. Говорить об их интеграции в ВСУ в принципе неправомерно. Мало того, они еще и диктуют свои условия украинским властям, и эти условия принимаются. Такая абсурдная ситуация характеризует общий курс Киева на обеление нацистов, их пособников, на заигрывание с неофашистами.
На этом фоне голосование Украины по упомянутой резолюции имеет зловещую логику. Оказавшись полигоном деятельности неонацистов всех мастей, Украина и проголосовала против резолюции, призывающей бороться как раз с тем, что сейчас происходит в этой стране. Но подобная логика ущербна.
— А как считают простые украинцы,никого не интересует?
— Общественное мнение здесь не учитывается, потому что народ никто не спросил, к сожалению. А его было бы важно спросить. Мнение украинцев не спрашивали и относительно принятых радой законов по уравниванию коммунизма и нацизма, по героизации бандеровцев и «оуновцев». Никто не спрашивал, в частности, ветеранов, боровшихся с гитлеровцами и их приспешниками. Миллионы украинцев погибли в борьбе с нацизмом. Указанные законы — это осквернение их памяти, нарушение международных обязательств Украины — одного из государств-основателей ООН. Позор, что такие решения принимаются.
Поэтому не удивляет, что делегация Украины так проголосовала в Генассамблее ООН в декабре 2014 года. Будем надеяться, что эта позиция изменится по мере того, как будет меняться внутриполитическая ситуация на Украине. А это должно произойти, ведь в противном случае страну ждут большие потрясения. Украина, США и Канада загнали себя в изоляцию негативным голосованием по столь фундаментальному вопросу не только международной политики, но и совести мирового сообщества.
— Согласно статье 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, героизация нацизма, расовая дискриминация, ксенофобия, любые проявления нетерпимости могут преследоваться в уголовном порядке. Данному порядку должны следовать все 177 стран-участников конвенции, включая Украину. Будут ли призваны к ответственности страны, не соблюдающие ее?
— Мы и говорим в докладе МИД России о важности принятия конкретных мер по криминализации неонацизма на национальном уровне. Это безусловная ответственность властей страны. Международные обязательства Украины никто не отменял, вне зависимости от того, какое правительство сегодня в Киеве. Подпись Украины как государства под ними остается. Украинские власти на всех уровнях декларируют приверженность страны демократическому пути развития, правам человека. Пока в стране царит бесправие и свободно и активно действуют неонацисты, это — пустые декларации.
— Кто может способствовать криминализации неонацизма на Украине?
— Мы считаем, что ЕС, США, которых столь активно слушают в Киеве, и, конечно, соответствующие международные организации, членом которых является Украина, — это и ООН, и ОБСЕ, и Совет Европы — должны оказать необходимое воздействие на украинские власти.
За преступления, совершенные на Украине в отношении гражданских лиц, включая детей, должно последовать наказание.
В первом докладе международной консультативной группы Совета Европы по содействию расследованию событий на майдане показывается, что Киев недостаточно сделал — а по нашей оценке, вообще ничего не сделал — для проведения объективного расследования и наказания виновных. Наоборот, палки в колеса вставляли в работе этой группы.
Задача доклада МИД России — подтолкнуть международное сообщество, в том числе соответствующие межправительственные структуры, к побуждению киевских властей к принятию конкретных мер по обузданию неонацистов, выявлению и наказанию виновных в преступлениях против человечности и военных преступлениях. Угроза неонацистского беспредела на Украине выходит далеко за пределы этой страны. Много свидетельств того, что экстремизм переливается через национальные границы. Те, кто воевал под нацистскими знаменами и свастиками на Украине, завтра, не исключено, окажутся в других частях Европы и мира, но всё с той же разрушительной повесткой. В некоторых европейских странах уже озабочены тем, что радикалы будут возвращаться с Донбасса домой, но пока, к сожалению, до практических шагов по купированию рекрутирования боевиков не доходит.
— Какие страны вы считаете своими союзниками в отстаивании исторической справедливости и верховенства международного права?
— Голосование по нашей резолюции в Генассамблее ООН не дает абсолютно точной картины. Есть официальная позиция ряда государств, которые голосовали против либо воздержались. Означает ли это, что эти страны должны быть вычеркнуты из списков тех, с кем мы готовы сотрудничать? Конечно, нет. Есть еще общественное мнение в этих государствах. Если спросить людей, то наверняка, многие ответы будут не очень приятны для правительств тех стран, которые формально не поддерживают наши усилия. В широких кругах общественности, в том числе на Западе, растет озабоченность угрозами ксенофобии, неонацизма, расовой дискриминации.
То, что сегодня происходит в Балтиморе, — это реакция на расовую дискриминацию. Многие американцы, отнюдь не только темнокожие, вышли на улицы, протестуя против расовой дискриминации и ее масштабных проявлений. Поэтому нашими естественными союзниками в борьбе против неонацизма является абсолютное большинство государств. Угрозы общие. Ни одна страна не должна себе позволить стоять по другую сторону баррикад в этой борьбе. Если почитать Устав ООН, под которым подписались все государства мира, там написано, что соответствующие цели и принципы сформулированы, ООН создана для того, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий войны.
— Согласно данным исследования, проведенным британским агентством ICM Research, жители Великобритании, Германии и Франции полагают, что Европу от фашизма освободили американские войска. Заслуги Красной армии признали лишь 13% респондентов. Мы остаемся один на один со своей правдой?
— Сейчас многие факты искажены, в первую очередь по политическим мотивам. Главное — больше рассказывать, больше напоминать о фактах, какими они были. Мы надеемся, что ситуация будет меняться. Люди во многих странах на примере украинских событий всё больше видят, понимают, кто такие неонацисты и кто за ними стоит, углубляются в историю, трагические факты и свидетельства Второй мировой войны.
Полностью стереть из сознания память о решающем вкладе Советского Союза в разгром нацизма и фашизма не удастся никому. Показательно, что недавно появившийся фильм «44», обоснованно не вышедший в прокат в России, фактически провалился и на Западе. Широкая аудитория не приняла его. Это говорит о том, что плоская историческая картинка не находит отклика даже в западном общественном сознании. И дело здесь не в плохом качестве игры актеров. Сама идея — показать, что политический режим в Советском Союзе был хуже нацистского, — абсурдна.
— В докладе упоминается сеть тренировочных спецлагерей в Польше, в которых боевому искусству обучаются неофашисты из Германии, Великобритании, Румынии, Испании и Италии. Может, стоит обратить внимание международных организаций на этот факт?
— Мы рассчитываем, что сам факт включения этой информации в наш доклад послужит привлечению международного внимания к данной проблематике. Недавно один из польских политиков, депутат Европарламента, указал на то, что снайперов, которые орудовали на евромайдане, готовили в том числе в Польше. Надеемся, что польские власти обратят самое пристальное внимание на эти факты и свидетельства и сделают соответствующие выводы.
Источник: Известия